КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место педагогического знания в первобытном обществе
Зарождение педагогического мышления
Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на земле появился человек современного физического типа. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Природа воспринималась как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникавшие цели воспитания первобытного человека -подготовка человека к простейшему существованию и осознанию мира. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традициях и фольклоре. Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта сбора съедобных растений и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая речь как инструмент коммуникации. С течением времени воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание. В развитии первобытного общества и самого человека огромную роль играла трудовая деятельность людей. Изготовление простейших орудий труда привело к постепенному усовершенствованию руки человека, послужило основой для развития его сознания. Совместная трудовая деятельность сплотила членов первобытного общества, вызвала появление членораздельной речи, помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство.
Существенной предпосылкой и фактором осознания воспитания как особого вида деятельности оказалось эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с помощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждало превращать воспитание в отдельную функцию, которая удовлетворяет потребности общения. Постепенное обогащение примитивного труда, усложнение и интенсификация производственного опыта подталкивали к развитию воспитания. На заре истории человечества специфической особенностью являлось групповое, коллективное воспитание. Воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Практически единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались такие, как пол и возраст. Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, т. е. одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере получения и обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, оно сопутствовало передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад. Известный русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай долгое время пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живших в условиях родовой общины. Он свидетельствовал, что папуасы коллективно воспитывали детей, прививая им необходимые навыки, знакомили их с обычаями своего племени. У папуасов мальчики-подростки участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле; девочки помогали женщинам изготавливать одежду, делать посуду, готовить пищу. На ранней ступени развития первобытнообщинного строя в дородовом обществе воспитание было еще не очень сложным. Оно приобретает более многосторонний и планомерной характер в условиях родовой общины, когда под влиянием развития производительных сил, расширяется трудовой опыт людей, и общественная жизнь приобретает более сложный характер. Народы, жившие родовым строем, знакомили детей с повадками животных, приемами и способами скотоводства, обучали детей изготовлению земледельческих орудий, выращиванию злаков, ремеслу. Родовая община поручала тем ее членам, которые были наиболее умудрены опытом, знакомить молодое поколение с традициями и нравами рода. Старики рассказывали детям о славных деяниях предков, врагах их рода, внушали им, что месть - священный долг; приобщали детей к культовым обрядам. Большое место в нравственном воспитании детей занимало складывающееся на данном этапе общественного развития народное творчество: сказания, сказки, песни, былины и т. д. На поздних этапах развития первобытнообщинного строя, когда родовая община была «самоуправляющейся вооруженной организацией народа», возникает военное воспитание. Переход юношей и девушек в число полноправных членов родовой общины сопровождалось у многих народов особыми «церемониями посвящения» или «возрастными инициациями». Они состояли из публичных испытаний, в которых проверялись закаленность и выносливость молодых людей. К «церемонии посвящения» юношей и девушек готовили в течение длительного времени выделенные для этой цели люди. За 9-8 тыс. лет до н.э. в разных регионах мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы изменили задачи воспитания, которое превращается из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |