Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие философии образования




Предмет истории педагогики

История педагогики как наука изучает закономерности становления и развития воспитания, обучения, школы, систем образования, педагогики. Она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обуче­ния подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержани­ем народной педагогики, так как научная педагогика основывалась на сло­жившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отра­жался опыт народного воспитания. Достаточно полно в народной пе­дагогике представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример и др.

В сохранении и утверждении общечеловеческих ценностей у педагогики немало общего с религией. Педагогика решала эту проблему через просвещение, религия - через веру. В различных мифах, религиозной литературе, молитвах, проповедях содержатся постоянные обращения к нравственным заповедям, которым человек должен следовать в своей жиз­ни.

В мировой научной среде отсутствует единый подход к трактовке понятий «образование» и «воспитание», что вызывает много недоразуме­ний. Так, в англоязычных странах, фактически отсутствует даже поня­тие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга, т.е. рассматриваются в единстве.

Такая понятийная неопределенность отражается и в названиях тру­дов по истории педагогики: история педагогики, история воспитания, исто­рия образования.

Предмет остается одним: историческое развитие взглядов на воспи­тание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики вос­питания в различных формах; специально организованная учебно-воспитательная работа в различных образовательных учреждениях.

Таким образом, предметом истории педагогики является историче­ский процесс воспитания и образования.

История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образова­ния и педагогических наук.

Первые работы историко-педагогического характера появились в конце ХУП в. К. Флери (Франция), Д. Морхоф (Германия).

Состав, содержание и задачи истории педагогики видоизменялись и обогащались в ходе ее развития.

 

Становление философии образования как самостоятельной дисцип­лины произошло во второй половине XX в. Своим происхождением фило­софия образования обязана непрерывному взаимодействию различных фи­лософских течений с системой образования и образовательным опытом поколений. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существует различие меж­ду подходами в понимании философии образования. За рубежом, напри­мер, в США, содержание философии образования является следствием своеобразной «проекции» общефилософских концепций и доктрин на «плоскость» образования (Б.С. Гершунский). Такой дедуктивный подход имеет право на существование. Но не менее важен и другой, индуктивный подход, когда основой знания становится образовательная практика. Орга­ническое единство обозначенных подходов может служить основой фило­софии образования. Обращение к философскому смыслу образования осо­бенно важно в наше неспокойное время не только для педагогической нау­ки, но и общества в целом.

Философия образования - область исследований целей и ценност­ных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности.

В философии образования прежде всего раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образова­ния), природа и источники ценностей образования (аксиология образова­ния), поведение участников образовательного процесса (этика образова­ния), методы и основы образования (методология образования), совокуп­ность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования).

Остановимся подробнее на выделенных аспектах философии образо­вания.

Онтология образования. Онтология (др.-греч., сущее +... логос) -это философское учение о принципах, основах, строении и закономерно­стях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т.е это учение о существующем. В философских течениях онтологические основания обра­зования, в частности, относительно объектов и процессов, составляющих сущность образования, различаются достаточно основательно.

Логика образования. Логика - это наука о законах мышления, спо­собах доказательств и опровержений; ход рассуждений, последователь­ность связанных между собой умозаключений; внутренняя закономер­ность, продуманность, разумность. Существующий в настоящее время уровень понимания мира и собственного мышления управляет процессом познания мира и определяет способ освоения и закрепления результатов познания. С одной стороны, логика руководит движением мысли исследо­вателей, а, с другой, - сама изменяется в ходе познания окружающего ми­ра. Образование представляет собой процесс взаимодействия систем само­го высокого уровня сложности, таких, как личность, культура, общество.

Аксиология образования. Аксиология - это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Ценности - вещественно-предметные свойства явлений, психологические характери­стики человека, явления общественной жизни, обозначающие положи­тельные или отрицательные значения для человека или общества (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Актуализация ценностных подходов к образо­ванию определяется рядом факторов, к числу которых относятся: аксиоло-гизация мирового образовательного процесса, кризис современного обра­зования, переход к гуманистической образовательной парадигме.

Аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в решении задачи пре­дотвращения войн, объединении усилий людей в деле защиты окружаю­щей среды; образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, увеличению уважения к правам человека и основ­ным свободам. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и должно содействовать деятельности ООН по поддержке мира» (Устав ЮНЕСКО).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.