КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление и развитие философии образования
Предмет истории педагогики История педагогики как наука изучает закономерности становления и развития воспитания, обучения, школы, систем образования, педагогики. Она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием народной педагогики, так как научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. Достаточно полно в народной педагогике представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример и др. В сохранении и утверждении общечеловеческих ценностей у педагогики немало общего с религией. Педагогика решала эту проблему через просвещение, религия - через веру. В различных мифах, религиозной литературе, молитвах, проповедях содержатся постоянные обращения к нравственным заповедям, которым человек должен следовать в своей жизни. В мировой научной среде отсутствует единый подход к трактовке понятий «образование» и «воспитание», что вызывает много недоразумений. Так, в англоязычных странах, фактически отсутствует даже понятие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга, т.е. рассматриваются в единстве. Такая понятийная неопределенность отражается и в названиях трудов по истории педагогики: история педагогики, история воспитания, история образования. Предмет остается одним: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах; специально организованная учебно-воспитательная работа в различных образовательных учреждениях. Таким образом, предметом истории педагогики является исторический процесс воспитания и образования. История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Первые работы историко-педагогического характера появились в конце ХУП в. К. Флери (Франция), Д. Морхоф (Германия). Состав, содержание и задачи истории педагогики видоизменялись и обогащались в ходе ее развития.
Становление философии образования как самостоятельной дисциплины произошло во второй половине XX в. Своим происхождением философия образования обязана непрерывному взаимодействию различных философских течений с системой образования и образовательным опытом поколений. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существует различие между подходами в понимании философии образования. За рубежом, например, в США, содержание философии образования является следствием своеобразной «проекции» общефилософских концепций и доктрин на «плоскость» образования (Б.С. Гершунский). Такой дедуктивный подход имеет право на существование. Но не менее важен и другой, индуктивный подход, когда основой знания становится образовательная практика. Органическое единство обозначенных подходов может служить основой философии образования. Обращение к философскому смыслу образования особенно важно в наше неспокойное время не только для педагогической науки, но и общества в целом. Философия образования - область исследований целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности. В философии образования прежде всего раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образования), природа и источники ценностей образования (аксиология образования), поведение участников образовательного процесса (этика образования), методы и основы образования (методология образования), совокупность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования). Остановимся подробнее на выделенных аспектах философии образования. Онтология образования. Онтология (др.-греч., сущее +... логос) -это философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т.е это учение о существующем. В философских течениях онтологические основания образования, в частности, относительно объектов и процессов, составляющих сущность образования, различаются достаточно основательно. Логика образования. Логика - это наука о законах мышления, способах доказательств и опровержений; ход рассуждений, последовательность связанных между собой умозаключений; внутренняя закономерность, продуманность, разумность. Существующий в настоящее время уровень понимания мира и собственного мышления управляет процессом познания мира и определяет способ освоения и закрепления результатов познания. С одной стороны, логика руководит движением мысли исследователей, а, с другой, - сама изменяется в ходе познания окружающего мира. Образование представляет собой процесс взаимодействия систем самого высокого уровня сложности, таких, как личность, культура, общество. Аксиология образования. Аксиология - это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Ценности - вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные или отрицательные значения для человека или общества (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Актуализация ценностных подходов к образованию определяется рядом факторов, к числу которых относятся: аксиоло-гизация мирового образовательного процесса, кризис современного образования, переход к гуманистической образовательной парадигме. Аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в решении задачи предотвращения войн, объединении усилий людей в деле защиты окружающей среды; образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и должно содействовать деятельности ООН по поддержке мира» (Устав ЮНЕСКО).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |