КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы становления педагогики
В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшее значение в воспитании, роль отца утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. Дети воспитывались на примере родителей, которые принадлежали к разным группам общины (вожди, жрецы, воины, другие общинники); представление о воспитании у разных народов и стран все больше различалось. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников, которые оценивались как таинство и волшебство. Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл. У африканских готтентотов, например, мать произносила над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический характер имели нравственные назидания. У австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: «Будь добрым, не бери чужого». Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактических приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуру убитого животного, основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение. Человек от приспособления к природе все чаще пытался воздействовать на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются специально назначенные лица, владевшие опытом организованного воспитания: старейшины, священнослужители. Они были знатоками обучения навыкам трудовой деятельности, установленных общиной. Раннее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к правилам поведения старших. Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и воспитание не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны старших обучающе-направленный характер. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков. В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Между родопле-менными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились предпосылки частной собственности, имущественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, старейшин, жрецов). Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранились старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообщества, с другой стороны, - внутри содержания инициационной системы постепенно выделяется определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений. Равный доступ к ним стало получать ограниченное число людей. В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей. Эти учреждения представляли собой своего рода закрытые школы, возникшие на базе функционировавших ранее домов молодежи. Существуют разные подходы к выявлению этапов становления и развития педагогики. В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. известный педагог П.Ф.Каптерев определил такие периоды в развитии педагогики: церковно-религиозный, государственный и общественный. А.М. Лушников, выделяя этапы в развитии педагогики, исходил из связи педагогики с конкретной деятельностью людей: практика воспитания, зарождение и развитие педагогической мысли, педагогическая наука. Практика воспитания - самый длительный этап в становлении и развитии педагогики, который продолжается и в настоящее время. Его начало приходится на первобытное общество. Это самый продолжительный и невероятно трудный период истории человечества. Зарождение и развитие педагогической мысли - это процесс обобщения практики на закате первобытного общества, а затем религиозного и философского осмысления процессов воспитания и обучения, как правило, крупными философами или священнослужителями. Педагогическая наука - этап выделения из системы философских знаний педагогических в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом и закрепление педагогики как науки выдающимся чешским педагогом Я.А. Коменским. Вопросы для самостоятельной работы: 1. В каких условиях возникло и развивалось примитивное педагогическое мышление? 2. Как и почему менялись нормы и направления воспитания в первобытном обществе? 3. В чем состоит роль народной педагогики в развитии педагогики? 4. Какова роль религии в развитии педагогики? 5. Существовали ли специальные формы воспитания в первобытном обществе? 6. Кто выступал в роли преподавателя в первобытном обществе? 7. Как вырабатывались дидактические приемы воспитания, и какой характер они носили? 8. Что явилось фактором осознания воспитания, как особого вида деятельности? 9. Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось? 10. Как реализовались задачи воспитания в тех первобытных племенах, где инициация не была главной формой его организации?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |