КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тыс. до н.э. В древних государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось, в основном, в семье. В переходную эпоху от общинно-родового строя к рабовладельческому строю в древних цивилизациях Востока сохранялись и определенным образом видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены в литературных памятниках Древнего Востока: «Законы» вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н.э.), «Притчи» иудейского царя Соломона (начало 1 тыс. до н.э.), индийская Бхагавадгита (середина 1 тыс. до н.э.) и др. В шумерском «Сказании о сотворении мира» и «Законах» царя Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Центральная педагогическая идея «Притч» - признание отца быть наставником, почитание родителей («мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей»). Развернутые образцы идеального воспитания содержатся в древних сказаниях и эпосе, в частности о божественном и мудром Кришне («Бхага-ваты пурана») и царевиче Гане («Махабхарата»).
Учеником божественного Кришны представлен в «Бхагавадгите» царевич Арджуна. Кришна задавал вопросы, ставил перед Арджуном различные цели, расширяя и углубляя их и тем самым, побуждая ученика к самостоятельному поиску истины, выработке методов познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, победы в котором вели Арджуна к совершенству. Ученичество считалось не просто подготовительным, но важным самостоятельным периодом в жизни и могло длиться до 12 лет. Брахманское образование носило прежде всего религиозный характер, включая в достаточном объеме и такие науки как грамматика, логика, астрономия, наука о змеях и т.д. С учетом культурных традиций и климатических условий распространение получили семейные, а затем и лесные школы, в которых препо давали гуру-отшельники. Царевичем, который предпочел отшельничество, был Гаутона (Просветленный) Будда (623-544 до н.э.). Согласно преданию, он был в юности огражден отцом от всяческих тревог, проводя время во дворце в состязаниях, окруженный музыкой и развлечениями. Случайно подсмотрев тяготы жизни за пределами дворца, царевич покинул дворец и стал гуру (учителем) в лесной школе близ города Бенареса. Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый период, так называемое «осевое» время. По мысли Ясперса именно тогда, между VIII и II вв. до н.э., были заложены основы современной цивилизации. В VI в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, в последствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы: даосизм, буддизм и конфуцианство. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию «недеяния». Основатель даосизма Лао-Цзы рассматривал организованное обучение как искусственную преграду на пути гармонии человека и неба.
Другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Конфуций почитался как божественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогический опыт Древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи, в основе которых лежат определенные общефилософские и социальные воззрения. Воспитание, нравственное самосовершенствование рассматривались как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Идеально воспитанный человек по Конфуцию, должен обладать высокими нравственными качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравственному началу. Конфуцианский подход к обучению: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям. Поэтому в Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умением учителя научить своих воспитанников ставить самостоятельно вопросы и находить решения. Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат «Беседы и суждения», в котором приведены беседы философа с учениками. Трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе, начиная со П в. до н.э. Конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания. Образованность получила широкое распространение. Вырос престиж знающего человека, сложился культ образованности.
Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Носителями идеалов воспитания и обучения были семья, государство и церковь. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшее развитие истории педагогики. Ими были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла а генезис воспитания и обучения в более позднее время. Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |