КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование иезуитской системы образования
В ХУ1-ХУП вв. прочные позиции в осуществлении повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы. Первые коллежи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561). Обычно плату за обучение в коллежах не брали, поэтому у иезуитов могли учиться и талантливые выходцы из низов. К 1600 г. в Европе насчитывалось до 200 коллежей иезуитов. Среди воспитанников иезуитов было немало крупных ученых, писателей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Ж.-Б. Мольер, Р. Декарт, П. Корнель и др.). Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела: генерал ордена, согласно школьным уставам 1588, 1599, 1640, назначал ректоров коллежей, которым, в свою очередь, подчинялись префекты, преподаватели и надзиратели учебных заведений. Генералу ордена каждые три года подавался реестр с поименным перечислением учащихся и преподавателей. Иезуиты сочетали реакционные педагогические установки и довольно эффективные приемы и методы воспитания и обучения. Большинство учебных заведений Ордена иезуитов были интернатами. Деятельность иезуитов была направлена на то, чтобы дети забыли своих родителей и полностью попали под влияние ордена иезуитов. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три главных способа: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Учитель должен был заставить ребенка понять, что любой поступок ребенка будет известен и, по необходимости, наказан. В коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Школьные помещения были просторными, чистыми, хорошо освещенными. Учеников ограждали от перегрузок. Занятия длились не более пяти часов ежедневно. Учебный год был коротким - 180 дней, и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочитали мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». Однако в коллежах процветали нездоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство. В коллежах иезуитов особенно сильна была нетерпимость к иным верованиям и убеждениям. В программу коллежа, рассчитанную на пять лет обучения, входило изучение латинского и греческого языков, античной литературы, катехизиса на латинском языке, элементов истории, географии, математики, естествознания. Древние языки и литературу в коллежах учили по трудам античных авторов, делая акцент на сочинения Цицерона. Произведения античной литературы также служили для упражнений в красноречии. Гуманистический смысл произведений выхолащивался, поощрялось осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. Источником знаний по географии и истории становились преимущественно сведения из древней истории. Иезуиты исходили из убеждения, что знание национальной истории «служит на гибель тому, кто ее изучает». В сущности, иезуиты были противниками обновления содержания образования. Девизом обучения служил лозунг: «Важнее основательность, чем объем знаний». Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводившей человека от саморазвития.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Каково содержание образования в школах раннего Средневековья? 2. В чем заключалось рыцарское воспитание? 3. Что общего в педагогических идеях римско-католической церкви, Возрождения и Реформации? 4. В чем заключается различие в педагогических идеях римскокатолической церкви, Возрождения и Реформации? 5. Каковы взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль 6. Какова роль схоластики в развитии средневекового образования? 7. Что являлось основной целью средневекового воспитания? 8. Кем осуществлялось средневековое воспитание? 9. Какой тип личности и почему выдвигало Средневековье? 10. Охарактеризуйте основные черты византийской педагогической 11. Перечислите особенности и возможности схоластики. 12. Как сочетались религиозное и светское образование в позднем 13. Когда, где и почему возникли университеты? 14. Какие традиции лежат в основе педагогической мысли западноевропейского Средневековья? 15. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе? 16. Кого можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании? 17. Охарактеризуйте деятельность представителей европейского Возрождения в воспитании. 18. Дайте характеристику педагогических идей европейского Воз 19. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. 20. Назовите представителей средневековой схоластики. 21. Кто явился представителем идей гуманизма эпохи Возрождения? 22. Каков вклад в педагогику эпохи Возрождения французского писателя гуманиста Франсуа Рабле? 23. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |