Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование иезуитской системы образования




 

В ХУ1-ХУП вв. прочные позиции в осуществлении повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на полити­ческую и общественную жизнь Европы.

Первые коллежи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561). Обычно плату за обучение в кол­лежах не брали, поэтому у иезуитов могли учиться и талантливые выходцы из низов. К 1600 г. в Европе насчитывалось до 200 коллежей иезуитов. Среди воспитанников иезуитов было немало крупных ученых, писа­телей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Ж.-Б. Мольер, Р. Декарт, П. Корнель и др.).

Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и рег­ламентации школьного дела: генерал ордена, согласно школьным уставам 1588, 1599, 1640, назначал ректоров коллежей, которым, в свою очередь, подчинялись префекты, преподаватели и надзиратели учебных заведений. Генералу ордена каждые три года подавался реестр с поименным перечис­лением учащихся и преподавателей.

Иезуиты сочетали реакционные педагогические установки и доволь­но эффективные приемы и методы воспитания и обучения. Большинство учебных заведений Ордена иезуитов были интернатами. Деятельность ие­зуитов была направлена на то, чтобы дети забыли своих родителей и пол­ностью попали под влияние ордена иезуитов. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приоб­рести такой авторитет, предлагались три главных способа: заслужить до­верие, заслужить любовь, заставить бояться. Учитель должен был заста­вить ребенка понять, что любой поступок ребенка будет известен и, по не­обходимости, наказан.

В коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь учени­ки занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Школьные помещения были просторными, чистыми, хорошо освещенны­ми. Учеников ограждали от перегрузок. Занятия длились не более пяти ча­сов ежедневно. Учебный год был коротким - 180 дней, и прерывался час­тыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочита­ли мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». Однако в коллежах про­цветали нездоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство. В коллежах иезуитов особенно сильна была нетерпимость к иным веровани­ям и убеждениям.

В программу коллежа, рассчитанную на пять лет обучения, входило изучение латинского и греческого языков, античной литературы, катехизиса на латинском языке, элементов истории, географии, математики, естест­вознания.

Древние языки и литературу в коллежах учили по трудам античных авторов, делая акцент на сочинения Цицерона. Произведения античной ли­тературы также служили для упражнений в красноречии. Гуманистический смысл произведений выхолащивался, поощрялось осуждение в них «нрав­ственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. Источником знаний по географии и истории ста­новились преимущественно сведения из древней истории. Иезуиты исхо­дили из убеждения, что знание национальной истории «служит на гибель тому, кто ее изучает». В сущности, иезуиты были противниками обновле­ния содержания образования. Девизом обучения служил лозунг: «Важнее основательность, чем объем знаний».

Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводившей человека от саморазвития.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каково содержание образования в школах раннего Средневековья?

2. В чем заключалось рыцарское воспитание?

3. Что общего в педагогических идеях римско-католической церкви, Возрождения и Реформации?

4. В чем заключается различие в педагогических идеях римскокатолической церкви, Возрождения и Реформации?

5. Каковы взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль
в сфере образования?

6. Какова роль схоластики в развитии средневекового образова­ния?

7. Что являлось основной целью средневекового воспитания?

8. Кем осуществлялось средневековое воспитание?

9. Какой тип личности и почему выдвигало Средневековье?

10. Охарактеризуйте основные черты византийской педагогической
мысли.

11. Перечислите особенности и возможности схоластики.

12. Как сочетались религиозное и светское образование в позднем
Средневековье?

13. Когда, где и почему возникли университеты?

14. Какие традиции лежат в основе педагогической мысли западноевропейского Средневековья?

15. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?

16. Кого можно считать предвестниками европейского Возрожде­ния в воспитании?

17. Охарактеризуйте деятельность представителей европейского Возрождения в воспитании.

18. Дайте характеристику педагогических идей европейского Воз­
рождения.

19. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации.

20. Назовите представителей средневековой схоластики.

21. Кто явился представителем идей гуманизма эпохи Возрожде­ния?

22. Каков вклад в педагогику эпохи Возрождения французского пи­сателя гуманиста Франсуа Рабле?

23. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.