Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие педагогических идей на Руси в Х1У-ХУ вв




 

В Х1У-ХУ вв. в Новгороде, Пскове и Москве возникают еретические движения, получившие названия движений стригольников и жидовствую-щих. Стригольники отвергали всю церковную иерархию, осуждали попов за недостойный образ жизни. Стригольники подвергли критике традици­онные церковные формы воспитания и обучения. Они ратовали за обуче­ние детей мирскими учителями из простонародной среды. Как и деятели Реформации на Западе, стригольники считали, что знания книжного харак­тера должны получать все: дети бедных и богатых, мальчики и девочки.

Жидовствующие продолжали развитие реформаторских идей в пра­вославии, в частности мысль о свободе воли, отстаивали право человека на образование, полагали, что человек должен всю жизнь учиться и относить- ся к изучаемому критически, так как не все «писания» истинны. Русские еретики были знакомы с европейскими взглядами на воспитание и форми­рование человека.

В XV в. получили широкое распространение частные школы. Нали­чие мелких училищ давало возможность овладевать первоначальной гра­мотой каждому «хотящему учиться». Более высокие ступени достигались путем самообразования, которое зависело от наличия книг, воли и способ­ностей.

По указу царя Ивана IV Васильевича (1533-1584) созываются Зем­ские соборы с целью «исправления церковного благочиния, государствен­ного управления и земного строения». В постановлениях Стоглавого собо­ра шла речь о плохом обучении грамоте, следствием чего являлись «пор­ча» богослужебных книг, распространением суеверия, ухудшения нравов. Решению этих вопросов посвящалась особая глава соборных постановле­ний - «Ответ соборной о училищах книжных по всем градом». В ней гово­рилось: «В царствующем граде Москве и по всем градом протопопам и старейшим священникам, дьяконам и дьякам учините в домах училища, чтобы все православные христиане давали своих детей на ученье грамоте, книжного письма и церковного пения».

По совету митрополита Макария Иван IV Васильевич решил завести типографию. Напечатанная Иваном Федоровым в 1574 г. кирилловскими буквами «Азбука» была пронизана гуманными идеями (заставки к текстам книги отображают идею роста, развития растения - с листьями, цветами и плодами), явилась усовершенствованной системой обучения грамоте. Во второй части азбуки для закрепления навыков чтения и письма помеща­лись тексты не только религиозного характера, но и различные изречения.

О направленности русского воспитания в XVI в. в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник того времени «Домострой». Появление «Домостроя» при Иване IV Грозном закономерно. Дом (семья) должен быть «ячейкой» государства. Подобно тому, как в доме муж требо­вал от жены беспрекословного послушания, так и в государстве воля царя предполагала безусловное повиновение подданных. Не случайно самая из­вестная редакция «Домостроя» принадлежала наставнику будущего царя Ивана IV священнику Сильверсту. «Домострой» требует воспитывать де­тей в строгости и страхе божием, («не жалей, бей ребенка, если прутом по­сечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти»). В то же время он призывает родителей любить детей, заботиться о росте и развитии, воспитывать мужественность, трудо­любие, бережливость, вежливое обращение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.