КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просвещение на Руси в Х-Х1У вв
Принятие христианства на Руси было осуществлено князем Владимиром Святославовичем в 988-989 гг. Возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Эту цель преследовало повеление Владимира (980-1015), о чем свидетельствует запись 988 г. В ней говорится, что князь Владимир приказал «поймати» детей знатных родителей и «дата их на ученье книжное». О просвещении проявлял большую заботу князь Ярослав Мудрый (1019-1054), сын Владимира Святославовича. Он собрал в Киевском соборе библиотеку, организовал переводы книг с греческого на славянский язык. Назначая по городам и селам священников, князь давал им жалование с условием, что они будут учить детей прихожан. Так, в Новгороде, Ярослав основал училище на 300 детей для подготовки священников и государственных чиновников. Великий князь Всеволод (1076-1077) материально поддерживал училище, а его дочь Янка основала женское училище для обучения рукоделиям, грамоте, письму, пению. Смоленский князь Роман Ростиславович свои средства расходовал на устройство училищ и содержание учителей. Галицкий князь Ярослав Осмомысло открывал училища, призывал монахов обучать детей грамоте. Радетелем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович (1216-1219). Владея несколькими языками, он тратил большие средства на приобретение книг для библиотеки и переводов книг с греческого языка. Князь завещал училищу свой дом во Владимире и библиотеку. Училища основывались преимущественно в местах пребывания епископов - в Киеве, Новгороде, Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах и селах. Это позволяет сделать вывод, что образование на Руси со времени крещения получило широкое распространение. Такой вывод подтверждается и берестяными грамотами, найденными археологами при раскопках в Новгороде, а затем и в Старой Руссе, Смоленске, Витебске, Твери, Звенигороде Галицком, Москве. Грамоты датируются Х1-ХУ вв. Первыми предметами обучения были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени - греческий язык. Содержание обучение было единым для всех сословий. Первыми учителями были привезенные князем Владимиром Святославовичем греки, затем священники, впоследствии - миряне, «мастера грамоты». Главной целью обучения было обучение благонравию, чистоте и смирению. Методы обучения - «учити не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковыми рассуждениями». Религиозная педагогика в Древней Руси не была одномерной: в ней проявлялись различные мировоззренческие тенденции. Наряду с право славно-ортодоксальной, ставшей официальной идеологией в Московской Руси, существовала рационалистическая тенденция, не исключавшая светских элементов культуры. Так, в Киевской Руси, где монополия церкви на книжное дело была относительной, а просвещение достаточно широко распространено, появились произведения, во многом опиравшиеся на нравственные ценности дохристианского периода Руси («Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Владимира Мономаха детям»). Одним из первых самостоятельных отечественных произведений педагогического характера явилось «Слово о законе и благодати» (середина X в.) митрополита Иллариона, в котором излагались основные идеи православного взгляда на воспитание. Языческие корни предков, считал Илларион, составляют отеческие традиции воспитания, и они чрезвычайно важны для формировании русского человека. Поэтому Илларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от родителей качеств. «Поучение Владимира Мономаха детям» (1117) является одним их выдающихся памятников педагогики Х1-ХП вв. В нем отражены воспитательные идеалы Древней Руси как слияние двух начал - воспитательных традиций древних славян и православия, ставшего государственной религией. В произведении заложены принципы православной педагогики, с одной стороны, а с другой, - изложены простые нормы нравственности, получившие религиозную санкцию: трудолюбие, честность, почитание старших, помощь нуждающимся, гостеприимство и т.д. «Поучение Владимира Мономаха детям» - это развернутые наставления «детям или кому другому» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседневности. Прежде всего необходимо, следуя божьим заповедям, постоянно трудиться. Не работа, а именно труд - есть жизнь христианина. Мономах имел в виду не столько физический труд, сколько умственный труд, т.е. образование. Из христианских заповедей, по его мнению, достаточно выполнять три, чтобы вести добродетельную жизнь: покаяние, слезы и милостыня. Надо только не лениться им следовать, и тогда «малыми делами можно получить милость Божию». При этом он выражал собственное мнение и положительное отношение к рациональному знанию, науке. После Владимира Мономаха (годы правления - 1113-1125) в Киевской Руси усилились тенденции к обособлению отдельных княжеств. Разрозненные княжества не смогли противостоять намного превосходящим силам завоевателей. Татаро-монгольское нашествие в первой трети ХШ в. и установившееся более чем двухвековое господство татаро-монголов нанесло огромный урон русскому просвещению, были уничтожены центры просвещения - церкви и монастыри. В Киевской Руси православная педагогика укоренилась столь глубоко, что смогла не только пережить трагические последствия разделения Руси, но и сыграть важную роль в преодолении страха перед угнетателями, собирании средств для борьбы против иноземных захватчиков. Просвещение развивалось в основном в княжествах, не подвергшихся захвату или несильно разоренных, это - Новгородская земля, Тверское, Владимирское и Московское княжества. В ХШ-Х1У вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты. Потребность в обучении была велика, поэтому народные массы пользовались услугами «мастеров грамоты». Церковь в целом негативно относилась к деятельности «мастеров грамоты», но, тем не менее, была вынуждена пользоваться их услугами. В ХУ-ХУ1 вв. идет процесс объединения раздробленных княжеств, инициатором которого выступает Московское княжество. Восстановление государственности идет одновременно с утверждением религиозной нравственности. Возрождаются былые формы просвещения при монастырях и церквях.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |