КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просвещение в России в первой четверти ХУШ в
Конспект урока К концу XVII в. все более отчетливо проявляются новые тенденции развития русской культуры. Православное образование утрачивает свою былую доминирующую роль, на смену идет светское, государственное. Сфера православного просвещения в значительной мере ограничивается потребностями церковной жизни. Но это не означает исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством вплоть до 1917 г. Однако потребности социально-экономического развития России, начиная с ХУШ в., повлекли за собой и потребности в светском образовании, а, следовательно, в формировании светской педагогики. Какие основные особенности церковного образования в России ХУП-ХУШ в.? Во-первых, церковное образование по духу своему было православным, русским, но не только в этническом значении этого слова. Понятие «русский» прилагалось независимо от национальности к каждому, кто отождествлял себя с русским народом по целям и смыслу существования. Во-вторых, следует обратить внимание на то, что в духовных учебных заведениях образование не только носило религиозный характер, но и включало (благодаря дальновидным и ориентированным на изучение наук и философии представителям духовенства) научные знания. Поборники светского образования в духовных учебных заведениях были людьми высокообразованными, прекрасно знавшими светские науки своего времени, они поощряли стремление к научным знаниям, укрепляющим интеллектуальные способности человека. По-своему логичной была и структура церковного образования. Учебные заведения духовного ведомства имели четырехступенчатую иерархию, которая должна была обслуживать определенные сословия: академии, семинарии, училища уездные и приходские, имевшие целью распространение религиозных верований в народе. Предметами семинарского образования были богословие, философия, словесность, а также история церкви, гражданская история, математика, греческий и латинский языки, новые языки, география. Математика преподавалась в полном объеме среднего курса с присоединением математической географии, а также теоретической и опытной физики. Для преподавания отдельных дисциплин назначались особые наставники: по истории, языкам, математическим наукам. За педагогикой светской стояли факторы экономические. Социальное и государственное развитие обусловливало все возрастающую потребность в таких профессиях, как инженер, врач, юрист, агроном, учитель. Остро ощущалась необходимость подготовки государственных чиновников, специалистов военного и морского дела. Светское образование стало государственным делом, и это во многом способствовало его успешному осуществлению. Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявилось в годы царствования Петра I Великого (1672-1725), который стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. Нередко меры к распространению просвещения носили принудительный характер, о чем свидетельствуют указы императора. 1714 г., 20 января - Сенату. «Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей... приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». 1714 г., 28 февраля. «Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того ученья послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того ученья тем учителям давать кормовые по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов...». Принудительное обучение не могло рассчитывать на усердие со стороны обучаемых. Но этот недостаток восполнялся мерами дисциплинарного характера. В этом отношении весьма выразительна приписка, сделанная Петром I к Инструкции для Морской Академии: «Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных солдат и быть им по человеку во всякой каморе во время учении, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников бесчинствовать, оным бить, несмотря, какой он фамилии ни был». В Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Одним из первых проектов - о создании светских учебных заведений - был представлен Федором Салтыковым (ум. 1715 г.). Салтыков Ф. предлагал учредить в каждой губернии по одной - две академии в здании монастырей, по две женские школы в каждой губернии, учителями приглашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоминали западноевропейские дворцовые школы. На позициях критического, рационалистического видения мира стоял знаменитый просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681- 1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт преподавания, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отроком» он давал советы родителям и воспитателям, подчеркивал важность воспитания для судьбы человека. Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения он представил в трактате «Завещание отеческое» (1705), где переплелись старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка реформ Петра I. Посошков требовал воспитывать детей в «великой грозе», в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний. Вместе с тем, И.Т.Посошковым обозначена обширная программа образования: славянский язык, письмо грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |