Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение в России в первой четверти ХУШ в




Конспект урока

К концу XVII в. все более отчетливо проявляются новые тенденции развития русской культуры. Православное образование утрачивает свою былую доминирующую роль, на смену идет светское, государственное. Сфера православного просвещения в значительной мере ограничивается потребностями церковной жизни. Но это не означает исчезновения из сфе­ры воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством вплоть до 1917 г. Однако потребности социально-экономического развития России, начиная с ХУШ в., повлекли за собой и потребности в светском образова­нии, а, следовательно, в формировании светской педагогики.

Какие основные особенности церковного образования в России ХУП-ХУШ в.? Во-первых, церковное образование по духу своему было право­славным, русским, но не только в этническом значении этого слова. Поня­тие «русский» прилагалось независимо от национальности к каждому, кто отождествлял себя с русским народом по целям и смыслу существования. Во-вторых, следует обратить внимание на то, что в духовных учебных за­ведениях образование не только носило религиозный характер, но и вклю­чало (благодаря дальновидным и ориентированным на изучение наук и философии представителям духовенства) научные знания. Поборники светского образования в духовных учебных заведениях были людьми вы­сокообразованными, прекрасно знавшими светские науки своего времени, они поощряли стремление к научным знаниям, укрепляющим интеллекту­альные способности человека. По-своему логичной была и структура цер­ковного образования. Учебные заведения духовного ведомства имели че­тырехступенчатую иерархию, которая должна была обслуживать опреде­ленные сословия: академии, семинарии, училища уездные и приходские, имевшие целью распространение религиозных верований в народе.

Предметами семинарского образования были богословие, философия, словесность, а также история церкви, гражданская история, математика, греческий и латинский языки, новые языки, география. Математика пре­подавалась в полном объеме среднего курса с присоединением математи­ческой географии, а также теоретической и опытной физики. Для препода­вания отдельных дисциплин назначались особые наставники: по истории, языкам, математическим наукам.

За педагогикой светской стояли факторы экономические. Социальное и государственное развитие обусловливало все возрастающую потребность в таких профессиях, как инженер, врач, юрист, агроном, учитель. Остро ощущалась необходимость подготовки государственных чиновников, спе­циалистов военного и морского дела. Светское образование стало государ­ственным делом, и это во многом способствовало его успешному осуществлению. Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявилось в годы царствования Петра I Великого (1672-1725), который стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам ар­мии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. Нередко ме­ры к распространению просвещения носили принудительный характер, о чем свидетельствуют указы императора. 1714 г., 20 января - Сенату. «Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтобы учить дворянских де­тей... приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится».

1714 г., 28 февраля. «Великий государь указал: во всех губерниях дво­рянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того ученья послать математи­ческих школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того ученья тем учителям давать кормовые по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов...».

Принудительное обучение не могло рассчитывать на усердие со сто­роны обучаемых. Но этот недостаток восполнялся мерами дисциплинарно­го характера. В этом отношении весьма выразительна приписка, сделанная Петром I к Инструкции для Морской Академии: «Для унятия крика и бес­чинства выбрать из гвардии отставных солдат и быть им по человеку во всякой каморе во время учении, и иметь хлыст в руках, и буде кто из уче­ников бесчинствовать, оным бить, несмотря, какой он фамилии ни был».

В Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Одним из первых проектов - о создании светских учебных заве­дений - был представлен Федором Салтыковым (ум. 1715 г.). Салтыков Ф. предлагал учредить в каждой губернии по одной - две академии в здании монастырей, по две женские школы в каждой губернии, учителями при­глашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоми­нали западноевропейские дворцовые школы.

На позициях критического, рационалистического видения мира стоял знаменитый просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681- 1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского обра­зования, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт пре­подавания, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отро­ком» он давал советы родителям и воспитателям, подчеркивал важность воспитания для судьбы человека.

Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения он представил в тракта­те «Завещание отеческое» (1705), где переплелись старорусский консерва­тизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка ре­форм Петра I. Посошков требовал воспитывать детей в «великой грозе», в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказа­ний. Вместе с тем, И.Т.Посошковым обозначена обширная программа об­разования: славянский язык, письмо грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсемест­ного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.