Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова




Жизнь и деятельность В.Н. Татищева

 

Одним из активных участников школьных реформ был Василий Ни­китич Татищев (1686-1750), который явился инициатором открытия не­скольких горнозаводских школ. Он изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733). «Главной наукой» Та­тищев почитает, «чтоб человек мог себя познать». Он приходит к заклю­чению о необходимости воспитания и обучения, соответственного воз­растам человека. Как прирастают, совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется и знание человечества вместе с его возрастом.

Основной целью «Разговора» является доказательство необходимо­сти посылать молодых людей обучаться нужным и полезным наукам за границей. «Желание и надежда» на учрежденные Петром школы оказа­лись, по наблюдению В.Н. Татищева, обмануты. Он предлагает создавать новые и исправлять существующие училища. Татищевская программа дво­рянского воспитания предусматривала преподавание светских наук и ре­лигиозное обучение. Им выдвинут план открытия академий или универ­ситетов, гимназий и академий ремесел.

В.Н. Татищев обосновывал идею, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, «что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно». Науки делились у него на нужные (домоводство, мораль, религия и пр.), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, мате­матика, естественные науки и пр.), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы и пр.), любопытные (астрономия, алхимия и пр.) и вредные (ворожба, чернокнижие и пр.).

 

 

В начале 1736 г. в академический университет Академии наук и ху­дожеств был зачислен Михаил Ломоносов (1711-1765) - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и пе­дагогом своей эпохи. Глубокие разносторонние знания и свободное владе­ние латинским языком выделяли Ломоносова среди других академических студентов. Не случайно осенью 1736 г. М.В. Ломоносов и Д И. Виногра­дов были направлены для продолжения образования в Германию.

В январе 1742 г. М.В. Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В. Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педа­гогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России на­чал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.

В 1758 г. М.В. Ломоносов вступил в должность ректора академиче­ского университета и нашел его в упадке. Он добился увеличения финан­сирования университета в 1,5 раза. М.В. Ломоносов получил чин статского советника, что упрощало обращения в любые инстанции. 4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог М.В. Ломоносов скончался. Его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достой­ного преемника на посту ректора не нашлось, и академический универси­тет стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела. К концу XVIII в. академический университет был закрыт.

 

Создание Московского университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской им­перии в середине ХУШ в. требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заве­дения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли по­требности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания клас­сического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.

Занявшая в 1741 г. российский престол императрица Елизавета Пет­ровна позитивно относилась к развитию отечественной науки и культуры; она приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом -императором Петром I. Он всегда мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Патриотически настро­енный дворянин оказывал существенное влияние на развитие отечествен­ной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Он с большим уважением относился к М.В. Ломоно­сову и активно поддерживал многие его начинания. Благодаря содружест­ву и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании Московского университета. Эта идея была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанном совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом «Об уч­реждении Московского университета и двух гимназий». 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий. Из указа следовало, что при Московском университете создавалось две гимназии: одна для молодых дворян, а другая для разно­чинцев.

В гимназиях при Московском университете было создано четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались сле­дующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латин­ского языка и вокабулы, переводы с латинского на русский язык. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецко­го и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета. В Московском университете было образовано три факультета со штатом из 10 профессоров. На первом, философском, факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноре­чия и истории. На втором, юридическом факультете, работали три профес­сора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планиро­валось, что на третьем, медицинском, факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакан­сии).

Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Моск­вы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Только тридцать студентов из общего числа получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства.

Учеба и повседневная жизнь студентов Московского университета регламентировалось уставом и другими документами. Студенты, допус­кавшие нарушения правил внутреннего распорядка, по решению директора наказывались университетским судом (чаще всего денежными штрафами). Кроме университетского суда, наказывать студентов-нарушителей имели право директор, инспектор и надзиратели. Для реализации мер наказания, при необходимости, привлекались солдаты постоянного караула, который охранял университет. В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет был подчинен только Правительствующему Сенату. Директор имел право посылать во все судебные места от имени университета указы, которые подлежали исполнению. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служила такая мера, как награждение маленькими шпагами, что да­вало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно по­лучали очередные воинские звания. Само обучение в Московском универ­ситете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая пол­ный курс университета, студент получал обер-офицерский чин. Начиная с весны, в вечернее время студенты и университетские гимназисты привле­кались к военной подготовке. Для ее организации из полков Московского гарнизона выделялись офицеры, которые помогали в организации военно­го обучения молодежи. Занятия проводились по строевой, огневой и так­тической подготовке, интенсивность которых усиливалась в летнее время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.