КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспериментальная педагогика
Представители экспериментальной педагогики сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребенка, чтобы из нее выделить воспитание, которое ребенок должен получить. К реалистически мыслящим педагогам относится немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862-1926), который полагал, что лабораторный эксперимент дает ценный материал для определения новых путей воспитания. В основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир, и ее следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. В.А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение он рассматривал исходя из природы ребенка, т.е. как реакции моментального приспособления к окружающим условиям. Позитивные результаты воспитания зависят от психолого-биологического фактора, т.е. ограничивал предмет педагогической науки только биологическими факторами. В.А. Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал процесс воспитания. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответное движение, или реакцию. Эту механическую схему он применил и к процессу воспитания, и к процессу обучения. Экспериментальная педагогика выдвинула тезис о существовании врожденных умственных способностей. Этот тезис нашел оформление в идеях педоцентризма - педологии. Педология - наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, получившая свое название в 1893 г., и появлением своим обязана ученым-педагогам Эрнсту Мейману и Эдуарду Торндайку. Как самостоятельная область научного знания педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психологии, благодаря успехам в области физиологии, медицины, социологии. Задачей педологии являлось изучение способностей и склонностей человека на разных возрастных этапах. Полученные данные были нужны для того, чтобы успешнее воспитывать ребенка, растить его здоровым, интеллектуально развитым, творчески активным, способным справиться с серьезными психологическими и физическими перегрузками, т.е. помочь стать ребенку «Личностью». Так от простого восхищения ребенком педология переходила к глубокому его изучению. Основным исследовательским инструментом ее теоретиков было тестирование детей с целью выявления уровня интеллектуальных способностей. Видный представитель немецкой экспериментальной педагогики Эрнст Мейман (1862-1915) объединил в работе «Курс лекций по введению в экспериментальную педагогику» данные, полученные в педагогике, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии и констатировал тот факт, что нецелесообразно проводить педагогические эксперименты на уроках в обычной школьной обстановке. Эдуард Торндайк (1874-1949) - американский психолог - исходил из учения бихевиоризма, согласно которому воспитание сводится к дрессировке - развитию желательных реакций на определенные стимулы. Экспериментальную педагогическую работу ученый свел практически только к тестам. Наряду с тестами для проверки умственной одаренности были введены тесты успеваемости, которыми определялась степень развития ребенка по данному предмету. Американский психолог высказался за теорию социального научения человека, сформулировал закон «проб и ошибок», указал, что при научении человека важна такая закономерность, как «знание результатов».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |