КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия. Поиск «самобытного» просвещения разделил русскую интеллигенцию 1840-х гг
Поиск «самобытного» просвещения разделил русскую интеллигенцию 1840-х гг. на два лагеря: славянофилов и западников. Славянофилы (философ и публицист Иван Васильевич Кееревский, философ и поэт Алексей Степанович Хомяков, литературный критик, поэт и историк Степан Петрович Шевырев выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности национальные черты характера и общечеловеческие качества. Они ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области просвещения. Они размышляли над проблемой взаимообогащения западной и национальной педагогических традиций. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Славянофилы не были едиными в своих воззрениях. И.В. Киреевский (1806-1856) отрицал концепцию рационального образования, главное - это нравственное развитие души, для чего предлагал метод вхождения в познание - освоение мира разумом и через христианскую веру. А. С. Хомяков (1804-1860) выдвинул учение о соборности становления личности путем православия, общинно-семейного воспитания и школьного обучения: одновременное освоение европейского знания и возвращения к исконным народным началам. С.П. Шевырев (1806-1864) отстаивал идею развития внутреннего человека, вбирающего общечеловеческие и национальные начала. Эти мысли в дальнейшем были развиты Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским и другими педагогами второй половины XIX в. Часть славянофилов были резко враждебными к практике заимствования западноевропейских педагогических идей. Характерны в этом плане статьи Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886 ): вне народности Россию не спасут никакие зарубежные педагогические идеи и школьные системы. Видевшие в европейской педагогике пример для изучения и освоения, западники представляли разнородное общественное явление. Но их многое объединяло. Мыслители, которых принято называть западниками, в отличие от славянофилов являлись позитивистами (Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Владимирович Станкевич, Владимир Федорович Одоевский, Николай Платонович Огарев), выступали за развитие русской педагогики по исторически отработанным в Западной Европе моделям, выступали против сословно-крепостнических традиций воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. С этих позиций решение вопросов воспитания рассматривалось как неотложная необходимость. Многие западники высказывали радикальные педагогические идеи. В отличие от официальной позиции, иначе трактовали присущие народу лучшие черты, сделав упор на стремление русского человека к социальным переменам, и предлагали поощрять такое стремление путем воспитания. Будет неверным сводить общественную русскую педагогическую мысль первой половины XIX в. к мировоззренческой полемике славянофилов и западников. Филолог и методист Федор Иванович Буслаев (1818-1897) избежал крайностей, как славянофильства, так и западничества. Его основные педагогические взгляды: школьное обучение должно быть связано с нравственным и гражданским воспитанием; своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспитании; применение западноевропейской методики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обучения русскому и церковно-славянскому языкам; необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории параллельно с изучением родного языка. Шли изыскания, касавшиеся собственно педагогической науки. Характерные исследования в этом направлении были сделаны А.Г. Ободовским (1796-1852) и П.Г Редкиным (1808-1891). А.Г. Ободовский размышлял о педагогике как науке и искусстве, отмечая, что педагогике присуща двойственность. П.Г. Редкий считал, что педагогике недостает твердой основы в виде главных теоретических положений и практических правил. Научная педагогика должна опираться на опытное знание и определять одновременно основные законы, т.е. быть наукой философской. На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе. Задача русских педагогов состоит лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе. Против такой точки зрения выступили Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Николай Иванович Пирогов (1810-1881) цель воспитания видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, в том числе и в женском образовании. В основе педагогической теории лежали идеи Руссо - о необходимости прежде всего воспитать человека; идеи Локка о школьном образовании как средстве, унижающем ребенка, приучающем к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении своих поступков. Вся система образо- вания, считал Н.И. Пирогов, должна быть единой, бессословной. Он был убежденным сторонником классического образования. Николай Александрович Добролюбов (1836-1861, западник) считал, что подлинная реформа образовательной системы невозможна без коренной перестройки всей общественной жизни в России. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) видел задачу воспитания в формировании нового человека - истинного патриота, близкого народу и знающего его нужды, человека-борца за воплощение революционной идеи. Важнейший принцип воспитания - единство слова и дела.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |