КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг
Конспект урока Подведение итогов занятия После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы. Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами? Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 11 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор, в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик. Сообщение темы следующего урока. Ключевые понятия: советская школа, коллектив, теория коллектива, принципы коллективного воспитания.
Рассмотрим систему образования СССР и России на нескольких временных этапах. Изменения в народном образовании в 1917-1919 гг., как и дальнейшее развитие советской школы и педагогики, во многом связаны с именем В.КЛента и его идеями о воспитании. В своих трудах до 1917 г. он давал оценку состояния народного образования в России, критиковал школьную политику царизма, и утопические, по его мнению, проекты народников и других деятелей в области просвещения. После 1917 г. Ленин обратился к вопросам цели и содержания коммунистического воспитания: всестороннее развитие личности строителя социализма, формирование научного мировоззрения, утверждение коммунистической нравственности, трудовое воспитание, политехническое образование. Проблемы воспитания и образования рассматривались Лениным с позиций марксистской идеологии.
Многие теоретические вопросы и задачи нужно было приводить на язык практики, т.е. ликвидировать старое и закладывать основы новой государственной системы образования. Характерные черты такой системы складываются еще при жизни Ленина. О некоторых их них дают представления изменения, начавшиеся в народном образовании после 1917 г. Они происходили на основе первых документов советской власти: декрет о создании государственной комиссии по просвещению во главе с Луначарским; ликвидация старой системы управления народным образованием и создание новой; декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, отделение церкви от государства и школы от церкви, все учебные заведения, ранее находившиеся в ведении церкви, закрывались или преобразовывались в советские; декрет о передаче Наркомпросу всех учебных и общеобразовательных заведений с целью обеспечить единство школьной реформы и всей системы образования; определялся общий срок обучения в школе с 8 до 17 лет; декрет о ликвидации безграмотности населения РСФСР. В это время происходит становление новой государственной системы народного образования. Вместо гимназий, реальных и коммерческих училищ, земских и других школ вводился один тип учебного заведения -единая трудовая школа двух ступеней. Чтобы облегчить детям рабочих и крестьян поступление в вузы, создаются рабочие факультеты. Провозглашается право всех трудящихся на полное, всестороннее и бесплатное образование. Отменяются всякие признаки сословности. Вводится выборность всех педагогов и административно – педагогических должностей. Создаются школьные советы, в которые входят и представители трудового населения. Развивается самоуправление учащихся, их творческая активность. В вузах всеми студенческими делами ведают сами студенты. Предметные студенческие комиссии оценивали работу преподавателей, участвовали в обсуждении лекций, предлагали новые курсы. Вузы сами вырабатывали учебные программы и планы, выбирали ректоров, деканов, заведующих кафедрами. Так было до 1929 г.
Перед учителями ставилась задача «идейного и педагогического перевооружения». Иными словами, требовалось принять новые идейные подходы к содержанию образования; его методологией становится диалектический и исторический материализм. По-иному, исходя из школьного демократизма и коллективизма, нужно было строить отношения с учащимися. Не все учителя смогли это принять и реализовать на практике. Была проведена значительная работа по ликвидации неграмотности, борьбе с беспризорностью, достигшей огромных размеров. Как в стране в целом, так и в области просвещения в 1917-1919 гг. было допущено немало ошибок, подчас трагических. В народном образовании, культуре стремились сломать все «до основания». Призывали отказаться от учебных программ, обязательного посещения школы, от правила вставать при входе учителя, от отметок. Однако были и предложения взять от старой школы все лучшее, имевшееся в ней. Официальная же концепция образования ориентировала на превращение школы в «школы равенства», где всем учащимся давались бы одинаковые знания, а точнее их одинаковый минимум. Но постепенно берет верх классовый принцип. Главным для абитуриента становится не знание, развитие и культура, а социальное положение. От высшего образования отлучаются многие из наиболее подготовленных для обучения - дети интеллигенции. Классовый подход на официальном уровне распространялся и на нравственное сознание. Отрицались общечеловеческие ценности, веками складывавшиеся традиции. Ставились под сомнение и отвергались как «буржуазные» или «христианские» понятия совести, чести, добра и справедливости. Растет недоверие к дореволюционной интеллигенции с ее неприятием единомыслия. Был сломан диалог с церковью, которая по-своему решала проблемы духовной жизни человека и общества, начались жесто- кие гонения на нее и ее служителей. Неугодной стала и благотворительность, столь развитая до 1917 г. Все заботы о больных и увечных взяло на себя государство.
Окончилась гражданская война, страна переходила к мирному строительству, новой экономической политике. Этот период вошел в историю советской педагогики как время творчества, поиска, находок и ошибок. Его даже считают во многом продолжением «серебряного века» нашей педагогики. Создаются разнообразные учебные заведения: школы-коммуны, детские городки, опытные станции Наркомпроса. В этот период развернулась дискуссия об основных направлениях развития народного образования. Что считать главным звеном школьной системы? Каковы пути развития средней общеобразовательной школы? Как лучше приспособить школу для нужд народного хозяйства? Точки зрения были различными. Но наиболее острым оставался вопрос о научно-воспитательной работе школы. Нужны были новые учебные планы, программы, учебники. С 1923 по 1929 гг. в школы настойчиво внедрялись различные варианты так называемых комплексных программ. Суть их состояла в том, что весь объем школьных знаний представлялся в виде трех комплексов: «природа и человек», «труд», «общество». Однако учителя убедились что сочетать «комплекс» с систематическими знаниями учащимся очень трудно. Комплекс-ныв программы больше применялись в начальной школе и менее на последних ступенях обучения. Педагогическая литература того времени посвящена в основном воспитанию нового человека в новом коллективе. Из отечественной литературы постепенно уходит образ человека мыслящего, незаурядного, сочувствующего и мучающегося в переживаниях, признающего свои слабости. На смену ему приходит и соответственно предлагается для школьного изучения бесстрашный герой с четко определившейся жизненной позицией. В эти годы ухудшается материальное положение учителей, и особенно сельских. Им месяцами не выплачивают жалованье, не выдаются положенные пайки. Все больше ужесточается идеология. Перед школой ставилась цель воспитания не гражданина отечества, а солдата всемирной революции. Именно этому делу обязаны были служить и массовые детские организации.
Как к новым установкам относились учителя? По-разному. Одни послушно следовали указаниям, поступающим «сверху». Но были и те, кто оставался верен своей профессии и идеям гуманизма. Лучшие педагоги, философы, ученные пытались возражать против вводимых в стране и школе порядков. В педагогике продолжаются споры о том, нужна ли школа при социализме. Прогрессивные деятели педагогики: К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, С.Т, Шацкий После революции 1905-1907 гг. широкое распространение получила теория «свободного воспитания». Одним из ее представителей был Константин Николаевич Вентцелъ (1857-1947). Его сочинения «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» пользовались в то время большой популярностью и содержали острую критику старой школы. Они были проникнуты стремлением развивать творчество и самодеятельность детей, стремлением к поиску новых путей воспитания, отличных от тех, которые признавала официальная педагогика. Вентцель стремился к созданию такой педагогической системы, где «ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное сообщество». Вентцель противопоставлял старой школе «Дом свободного ребенка» (1906-1907), где не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Протестуя против старой школы, Вентцель, отрицал всякую школьную организацию. Его стремление развить творчество и инициативу воспитанников переходит в идеализацию детей и переоценку их возможностей на данном возрастном этапе. Петр Федорович Каптерев (1849-1922) - известный педагог, психолог, автор трудов в области воспитания, истории педагогики, педагогической психологии и дидактики. Каптерев обосновал множественность существования общеобразовательных систем, идею вариативности общего образования. Ученый-педагог считал, что теория общего образования базируется на антропологическом принципе и знаниях психологии и физиологии. Он ввел в педагогику термин «педагогический процесс». Педагог содействовал развитию в России детских садов. При активном участии Кап-терева и под его руководством было осуществлено педагогическое издание - «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Для него образование - гармоничная социализация личности (усвоение знаний, норм и ценностей, делающих воспитанника полноценным членом общества). В своих рассуждениях Каптерев вышел на идею «индивидуальной траектории обучения». Станиславом Теофшовичем Шацким (1878-1934) была создана Первая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важнейших практических и теоретических задач педагогики. Особое внимание Шацкий уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественно полезной работой. Дидактическая система, построенная Шацким, базировалась на основополагающем принципе связи обучения с жизнью и окружающей средой. Шацким были сформулированы основные цели обучения и воспитания соответствие с социальным заказом и одновременном учете индивидуальных особенностей личности, а также учете макро- и микросоциального окружения ребенка.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |