КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг
Вторая половина 40-х и 50-х гг.- это время значительного подъема народного образования, школы. Необходимо было, как считали многие, делать выводы из пережитых страной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплеск внимания к образованию и культуре. Но на наметившийся поворот воздействуют прежние авторитарные методы руководства страной: культ личности, идеологическое давление, репрессии. Ставится задача покончить со свободомыслием, творческой самостоятельностью в литературе, кино, музыке. Жестокой критике и гонениям подвергаются крупнейшие деятели, составляющие гордость отечественной культуры. Происходит разгром генетики, наносится удар по философии, языкознанию, политэкономии. Снова ведется усиленный поиск врагов, фабрикуются различные «дела». В эти года были внесены изменения в школьный учебно-воспитательный процесс, особенно это касалось программ по истории, литературе и биологии. Всячески возвеличивалась роль И.В. Сталина, партии. Запрещались произведения опальных писателей и поэтов. Замалчивались и беззастенчиво искажались достижения генетики, кибернетики, информатики, быстро развивающихся за рубежом. С 1953 г. и особенно во второй половине 50-х годов в связи с разоблачением культа личности Сталина наступает период «оттепели», гласности, демократии. Существенные изменения не обходят и народное образование: вводится всеобщее, обязательное семилетнее обучение; с 1956 г. появился новый тип общеобразовательного учреждения - школа-интернат; с середины 50-х годов вводится производственное обучение в сочетании с прохождением производственной практики; с конца 50-х годов число поступающих в вузы впервые превысило число приема в них. Начинается конкурсный прием в высшие учебные заведения. Перед школами ставится задача ориентировать своих выпускников на рабочие профессии. Перестраивают свою деятельность техникумы, профессионально технические училища и т.д.; в 1958 г. вводится восьмилетнее обязательное образование. Средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней. в целом, в конце 50-х годов советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг повысился. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире. Хотя советское образование имело довольно высокие рейтинг в мире, но состояние педагогической науки оставалось еще довольно сложным. В институтах Академии педагогических наук РСФСР велись различные исследования, издавалась литература по теории и истории педагогики. Среди педагогов было немало крупных ученных. По сути, педагогика разделила судьбу других общественных наук. Но все же ее развитие продолжалось, многое здесь делали педагоги-новаторы, представляющие неофициальную педагогику. Их творческие судьбы были сложны, эксперименты запрещались, исследования и результаты оспаривались. Однако число сторонников педагогов-новаторов росло, постепенно к ним приходило общественное признание. К числу ярких новаторов того времени относится Б.А. Сухомлинский (1918-1970) и многие другие известные педагоги. Каждый период нашего народного образования был сложен и труден по-своему. Проблемы просвещения 1965-1985 гг. связаны со сменой руководства страны, начинавшимся длительным периодом «застоя», возрастающим невниманием к развитию социальной сферы, в том числе и школы. Проблемы перехода к всеобщему среднему образованию. Данная проблема обусловливалась требованиями научно-технической революции (НТР), т.е. являлась объективной необходимостью, предполагалось, что ее решение станет мощным стимулом для дальнейшего социально-экономического развития страны. К 1976 г. был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Внесены изменения в учебно-воспитательный процесс. Вводились новые учебные планы и программы. Начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. К преподаванию в средних и старших классах предъявлялись требования обеспечения научного процесса, сближения основ наук, изучаемых в школе, с развитием самих наук. Больше учебного времени отводилось математике и естественным дисциплинам. Появились факультативные курсы. Этот замысел не получил надежного материально-технического и научно-педагогического обеспечения, и этим обусловлены причины тяжелого положения, в котором оказалась школа в середине 80-х годов. Учить нужно было всех, и всем давать среднее образование. Сразу наметилось два пути решения проблемы. Более трудный: сохранить требования к качеству знаний учащихся на том же уровне, а еще лучше - повысить их. Но для этого нужно существенно менять методику преподавания, серьезно перестраиваться, создавать учителям определенные условия. И более легкий: учить по-старому, но снизить требования к знаниям, умения и навыкам учащихся, пойти на конформизм ради высокого процента успеваемости и охвата всех «всеобщим средним». В 70-80-е гг. в связи с переходом к всеобщему среднему образованию резко сократилось число начальных и неполных школ и возросло число средних школ. При резко возросших количественных показателях пострадало качество образования. Снизился уровень подготовки выпускников средней школы. Происходило то, что в США в свое время назвали «наступлением посредственности» - потерей интеллектуальности. В начале 80-х гг. остро встал вопрос о школьной реформе. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше». В 1984 г. публикуются документы по школьной реформе. Ее основными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т.д. Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Система образования: изменения и проблемы В 1986 г. принимается решение о перестройке высшего и среднего специального образования. В целом меры, намечавшиеся по реформам 1984 и 1986 гг., не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям утратили какое-либо значение. Школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. К положительным сдвигам относится появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (1992) и Конституцию Российской Федерации (декабрь 1993). Обозначились тенденции демократизации и гуманизации школы, которая теряет былой авторитарный стиль и становится демократическим учреждением. Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования, появляются альтернативные школы разных форм собственности. Все частные учебные заведения, школы и вузы обязаны иметь лицензию, дающую им право заниматься образовательной деятельностью. Меняется характер взаимоотношений между учащимися и учителями, школа и ее педагоги обретают право на самостоятельность в обучении и воспитании, на самоуправление, финансовую самостоятельность и самофинансирование (от частичного до полного). Развиваются контакты с зарубежной школой, мировым педагогическим сообществом. Гуманизация школы также предполагает широкий диапазон мер: изменение содержания образования с увеличением в нем удельного веса гуманитарных знаний и ценностей общемировой культуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом учебном заведении благоприятного нравственно-психологического климата; необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка и т.д. Реализация принципов демократизма и гуманизма означает становление новой школы с иной социальной ролью учителя и ученика. Из объекта учебно-воспитательного процесса ученик должен стать его активным субъектом. Нелегка и функция учителя, состоящая в понимании и обеспечении подобного превращения. В целом состояние образования ныне оценивается как кризисное. Школа утрачивает возможность выполнять свои основные социальные функции. Многие учебные заведения нуждаются в капитальном ремонте, элементарном благоустройстве, материальном обеспечении учебного процесса, литературе, приборах и т.д. Нет средств для выполнения нужных стране научных вузовских программ, иногда помощь преподавателям приходит от зарубежных спонсоров («Фонд Сороса» и др.). Задерживается реализация ранее одобренных и принятых программ «Компьютеризация», «Одаренные дети», «Сельская школа». Не оправдались надежды на быстрые перемены как в стране в целом, так и в просвещении. Приходит понимание, что многое нужно строить заново, а значит, настраиваться на длительные процессы. Определяются проблемы, без решения которых не выйти из «тупиков образования». Одни из них требуют немедленного решения и связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства к образованию, другие рассчитаны на перспективу. Вместе с тем ясно, что школе, образованию только своими силами, без помощи общества и государственных структур не справиться. Обратимся к важнейшим из таких проблем. Прежде всего, это проблема - «школа - рынок», задача грамотного вхождения школы в рыночные отношения. В поисках средств многие школы проявляют активность. Иногда оправданную. Вводятся, например, платные педагогические услуги, проводится приватизация, организуются школьные кооперативы, привлекаются средства спонсоров и т.д. Вырученные деньги позволяют несколько улучшить материальное положение школ и учителей. Каков все же главный путь школы к рынку? Какой товар она, прежде всего, должна предлагать на нем? В мире он давно известен. Это - образование, и, разумеется, чем более высокого качества, тем дороже. На Западе фирмы, концерны, компании довольно щедро финансируют образование. И не только профессиональные школы, но и общеобразовательные. Им это выгодно, так как экономика, производство крайне нуждаются в добротном образовании, высококвалифицированных специалистах. Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования, получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США на одну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% - техническими и технологическими инновациями и лишь на 15% -увеличением производственного оборудования. У нас, к сожалению, такого подхода пока нет. Многие годы значение образования недооценивалось. Его качество и престиж низки. Образование и экономика, а, следовательно, и рынок функционируют как бы параллельно. Отсюда немало парадоксов. Например, вузовский диплом часто нужен лишь для подтверждения наличия высшего образования, но не для работы по приобретенной специальности. Миллионы дипломированных специалистов занимают должности, не требующие полученных знаний. В то же время руководящие должности занимают лица, не имеющие специального образования. Не случайно многие дипломы об окончании наших вузов не конвертируются за рубежом. Сделать образование товаром высокого спроса - процесс сложный и долговременный. Предстоит преодолеть устаревшие утилитарно-экономические подходы к образованию как к системе, которая должна готовить кадры и рабочую силу, а не формировать личность свободного и ответственного гражданина, принимающего рынок и умеющего жить в условиях правового государства. Процесс внедрения образования в рыночную экономику сопровождается гуманитаризацией образования. Эксперты утверждают, что если XIX в. был веком технических революций, XX в. – научно-технических, то XXI в. неизбежно станет веком гуманитарных революций. Сложна и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Нужен учитель широкообразованный, социально защищенный, материально обеспеченный. Это также задача, рассчитанная на перспективу. Иметь такого учителя может только эффективно работающее общество. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие изменения произошли в государственной системе народного образования с 1917 по 1930 год? 2. В чем состоит вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля? 3. Какие педагогические идеи высказывал С.Т. Шацкий? 4. В чем видится заслуга в развитии педагогики П.Ф. Каптерева? 5. Какие идеи отличают педагогическую систему А.С. Макаренко? 6. Какие законы и принципы организации коллектива сформулировал А.С. Макаренко? 7. Отличительные черты системы воспитания А.С. Макаренко. 8. В чем состояла задача педагогики и образования в годы Великой Отечественной войны? 9. В чем видятся особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |