КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система воспитания А.С. Макаренко
Известный советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939)подверг острой критике буржуазную педагогику и построил педагогическую теорию на обобщении практического опыта воспитания. Центральной идеей педагогической системы Макаренко выступает идея воспитания в коллективе и через коллектив. Он разработал законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания. Закон параллельного действия. Коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а педагог воздействует на личность только через коллектив. Каждый человек при этом ответственен за свои действия перед своим коллективом. Общественное мнение - важный фактор реализации этого закона. Закон развития (движения) коллектива. Коллектив, достигший Принцип перспективных линий. Он состоит в организации новых перспектив развития коллектива. Принцип педагогической целесообразности. Этот принцип основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачами воспитания. Принцип активной целеустремленности. Необходима, как говорил Макаренко, «энергия устремления к цели». Принцип целостности процесса воспитания. Этот принцип означает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически». Принцип ответственной зависимости. Исходя из данного принципа, необходимо считать, что коллектив и каждый член коллектива, ответственны за действия коллектива, за его жизнедеятельность. Педагогическое требование - способ воздействия коллектива на сознание его воспитанников с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Макаренко обосновал этапы становления и развития коллектива. Первый этап. Группа детей сплачивается в результате единоличного требования педагога. Выбирается актив группы. Второй этап. Основные требования к личности выдвигаются через актив, который имеет реальные полномочия, с его помощью и через него педагог воздействует на учащихся. Третий этап. Самоуправление. Педагог передает значительную часть полномочий реально действующим органам коллектива. После многих лет прославления ныне подвергается критике педагогическая система А.С. Макаренко, однако, в других странах он по-прежнему уважаем. У нас некоторые называют его «педагогом- сталинистом» за то, что прославлял вождя и создал педагогику коллектива. Кто-то мудро сказал, что он выбрал унижение, чтобы нам жилось гордо. Педагогика коллектива Макаренко не совпадала с заказом властей. Корни ее исходят из русской общины и дореволюционной педагогики детского сообщества. Коллектив Макаренко существенно отличался от коллектива в понимании официальной педагогики. Он не подчинял и не подавлял личность, а формировал ее. Воспитанные по закону коллектива и вроде бы по одной мерке, молодые люди выходили из школы Макаренко образованными, трудолюбивыми, дисциплинированными, жизнерадостными, а главное - разными, индивидуальностями, умеющими раскрывать свои способности, главное подтверждение тому - спасенные и устроенные жизни воспитанников Макаренко.
Советская школа и педагогика в 1931-1945 гг. Существенные изменения в народное образование внесли постановления ЦК ВКП(б) 30-х годов о школе. Они содействовали развитию и становлению так называемой сталинской школы и педагогики. На VIII съезде комсомола Сталин призвал «выковать новые кадры большевиков-специалистов» по всем отраслям знаний, вырастить свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию, а для этого - «учиться, учиться, учиться упорнейшим образом». Им был обойден вопрос о том, чему нужно учиться. Постановления ЦК ВКП(б) о школе, по сути, означали наступление на утвердившийся школьный демократизм, лишали учителей права на творчество. За образец бралась дореволюционная гимназия с ее твердыми порядками, дисциплиной и режимом. Отменялись комплексные программы. Вместо них вводились так называемые усовершенствованные программы, строго предметное обучение и обязательные проверочные испытания в конце учебного года для всех учащихся. Устраняется разнообразие форм педагогического творчества. Весь процесс преподавания регламентируется жестким расписанием, урочной системой, отнимается право учиться по интересам, все учебники привязываются к стандарту. На смену самоуправлению в школе приходит «укрепление дисциплины», единоначальное управление. Ограничивается самодеятельность и самоуправление школьников. Появляются классные руководители. В их обязанности входит укрепление дисциплины, успеваемости, а несколько позже в этот процесс включаются пионерская и комсомольская организации. Вводится правило исключать из школы без права поступления сроком от одного до трех лет. Внедряется сталинская теория усиления классовой борьбы. Требуется повышать среди учащихся и учителей процент рабочих, батраков, бедноты. Отсюда настороженное отношение к детям «нетрудового населения» вплоть до исключения их из школы. Начинаются «чистки учителей». Обозначается противопоставление общественного воспитания семейному. Семья заведомо рассматривается как вредная среда. В преподавании истории и географии рекомендовалось перейти от тематического изложения материала к хронологическому, больше внимания уделять карте. Новые стабильные учебники, идеологические подходы к преподаванию истории и географии широко использовались для формирования культа личности. Однако в 30-е годы немало было сделано для развития системы народного образования. Постановления о школе хотя и усложнили ее положение, но и решили ряд вопросов. С 1930/31 учебного года было введено всеобщее обязательное начальное четырехгодичное образование. Получило дальнейшее развитие среднее специальное и высшее образование. В стране создается относительно качественная система профессионально-технического образования. Улучшается подготовка учительских кадров. Открывается много педагогических институтов. Однако закрываются прежние творческие лаборатории, группы, школы, площадки. Разгромлена педология, насаждается сталинский принцип «выравнивания», утверждается курс на воспитание исполнителей. Основой авторитарной педагогики стал классовый подход, игнорирование общечеловеческих ценностей, пренебрежение к личности. Сталин подчеркивал: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общественные интересы. Личное перед общественным - это почти ничего». Репрессии обрушились и на педагогических работников. Арестовывали не только работников наркоматов, но и рядовых учителей, студентов и даже школьников. Сложными были и судьбы тех педагогов, которые избежали репрессий. Место и роль школы в 1941-1945 гг. можно рассмотреть по следующим направлениям: участие учителей и школьников непосредственно в боевых действиях против фашистов; их трудовая деятельность, помощь фронту; выполнение школой своих профессиональных функций по обучению и воспитанию учащихся. Школа и в войну оставалась учебно-воспитательным учреждением, решала одну из важнейших задач - всеобуч, максимальный охват учебой всех детей школьного возраста. Часто решение этой задачи требовало настоящего героизма, огромных усилий. Стали появляться новые типы общеобразовательных учреждений: школа рабочей молодежи, вечерние началъные и семилетние школы для сельской молодежи. Они дали возможность получить образование многим тысячам девушек и юношей, оставивших учебу, чтобы трудиться на производстве. Создавались суворовские и нахимовские военные училища - закрытые военно-учебные заведения для мальчиков. В трудных условия велась работа по обеспечению качества знаний. Число средних школ сократилось на треть. Нередко учились в три смены с уроками по 35-40 минут и с пятиминутными переменами. Оказывалась помощь учащимся, приступающим к занятиям после перерыва, вызванного обстоятельствами военного времени. Для них практиковались летние дополнительные занятия, индивидуально-групповое обучение. В основном школы работали по прежним учебным планам и программам, но они претерпевали, как и учебно-воспитательный процесс в целом, существенные изменения, которые были, с одной стороны, оправданы военным временем, с другой - продолжали тенденцию приближения советской школы к дореволюционной гимназии. В условиях тяжелейшей из войн школа СССР показала свою жизнеспособность; поколение, воспитанное ею, внесло огромный вклад в победу над фашизмом, в развитие науки и хозяйства страны.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |