Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последователи К.Д. Ушинского




Педагогические принципы К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский считал, что в воспитании и обучении надо придер­живаться определенных принципов.

Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологиче­ских особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и по­следовательным.

Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли - естественен и основывается на ясных психологи­ческих законах человеческой природы.

Обучение должно развивать умственные силы и способности уче­ников, а также давать необходимые в жизни знания.

Следуя принципу развивающего обучения, ведущему начало от
И.Ф. Гербарта, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих двух начал в воспитании гармонично развитой личности.

Выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка - семья и личность учителя.

Применительно к России выделил три принципа воспитания: на­родность, христианская духовность и наука.

Ушинский охватил своим творчеством практически все основные ас­пекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени мето­дику начального обучения.

Последователем педагогических воззрений Ушинского был Василий Иванович Водовозов (1825-1886), который отстаивал гуманистическую идею развития целостной, творческой и самостоятельно действующей в мире личности. В центре педагогической концепции, как и Ушинский, Во­довозов ставил принцип наглядности. Методика обучения детей изложена в книге «Книга для учителей». Пособие «Книга для первоначального чте­ния в народных школах» вводило учащихся в окружающий мир (вышло 20 изданий в XIX в.).

Николай Алексеевич Корф (1834-1883) - видный деятель земского Движения, создал тип трехлетней однокомплектной школы, ставший гос­подствующим в большинстве земских губерний.

Николай Федорович Бунаков (1837-1904) видел главную задачу на­чального школьного образования в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необхо­димо сделать более реалистическим содержание образования и более гу­манными методы обучения.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) считал, что задача школы, если школа действительно хочет служить всемирной цивилизации, - способствовать максимальному развитию национальной культуры.

С этим был согласен Василии Васильевич Розанов (1856-1919). Он утверждал, что по российским школьным программам того времени мож­но с равным успехом обучать любого иностранца, так как программы рас­считаны на некоего абстрактного школьника. Розанов отстаивал идею гар­монического сочетания общечеловеческого, национального и индивиду­ального в формировании «цельного человека».

Петр Федорович Каптерев (1849-1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о разносторонности деятельности учителя, формирующей личность ученика. Им была выдвинута идея нрав­ственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в вос­питании должно играть саморазвитие личности. Одной из задач воспита­ния он считал воспитание характера и воли.

Идея народного воспитания на основе отечественных традиций была реализована на практике выдающимся педагогом Сергеем Александрови­чем Рачинским (1833-1902). Программа создания русской сельской на­чальной школы изложена Рачинским в его главном педагогическом труде «Сельская школа». Народная школа должна быть не только школой ариф­метики и элементарной грамматики, но школой христианской жизни под руководством духовенства. Рачинский полагал, что недопустимо стремле­ние к усвоению учащимися слишком большого запаса сведений. Центром обучения должно быть сообщение школьникам практических знаний. Пре­подавание церковнославянского языка и церковного пения, по мнению Ра-чинского, имело особый смысл, становясь школой духовной культуры. В такой школе особенно велико значение личности учителя.

Рачинский в 1875 г. в селе Татево Смоленской губернии на свои средства открыл школу с общежитием для 30 мальчиков. В этой школе он проработал в качестве учителя до самой смерти. Опыт Рачинского послу­жил стимулом к созданию вокруг Татева ряда сельских школ, количество детей в которых составляло более тысячи в 1896 г.

Идеи славянофилов и русских философов второй половины XIX в. о построении процесса воспитания и обучения в начальной школе на народ­но-религиозных началах оказали заметное воздействие на направленность педагогических взглядов Льва Николаевича Толстого (1828-1910), нахо­дившегося в многолетней переписке с С.А. Рачинским.

Опираясь на мысль Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Толстой утверждал, что учителя не имеют право принудительно воспиты­вать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться. Дело учителя следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отра­жение в педагогических статьях Толстого и его учебных книгах: в 1872 г. была создана «Азбука», в 1875 г. - «Новая азбука» и четыре книги для чте­ния. Одновременно он возобновил свою учительскую деятельность, стре­мясь на практике проверить разработанную им методику обучения грамо­те.

В 90-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой меняет многое в своих прежних взглядах на образование, исходя из предложенной им идеи нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Следствием этого явилось изменение всех педагогических под­ходов, прежде отстаивавшихся Толстым. Задача педагогики - состоит в изучении условий совпадения деятельности ученика и учителя на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.

В статье «О воспитании» (1909) он отстаивал тезис о единстве вос­питания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно. Самым важным в образовании является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование должно содействовать движению человека и всего человечества к всеобщему благу. Это движение возможно при условии свободы учащихся. Но чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Поэтому первое - и главное знание, которое нужно давать детям, - возможность осознавать самих себя: как жить и что считать всегда, при всех условиях хорошим и дурным. Многое в обучении и воспитании зависит от того примера, который подает учитель.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения, реко­мендовал не придерживаться одной методики, поскольку нет универсаль­ной. Самый действенный метод - живое слово.

Идеи Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и многих других педагогов конца ХГХ-начала XX вв.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы отличительные черты средних школ и высших женских
учебных заведений России?

2. Какие цели преследовало женское образование?

3. Каким было содержание образования в средних и высших жен­ских учебных заведениях?

4. Какими были практические результаты педагогической деятельности Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова?

5. Чем можно объяснить повышенное внимание педагогов к на­чальной школе?

6. Какими жизненными принципами руководствовался К.Д. Ушинский?

7. Какие цели ставили перед собой педагогические учебные заведения, создаваемые различными учредителями (государством и общественностью)?

8. Чем можно объяснить популярность педагогических учебных заведений, создаваемых общественностью?

9. Чем привлекала ребенка Яснополянская школа?

10. Как развивали интерес у ребенка к учению Л.Н. Толстой и С.А.Рачинский?

11. Что понимал Л.Н. Толстой под свободой и ненасилием в воспи­тании?

12. Какими заповедями руководствовался в воспитании детей Л.Н.Толстой?

13. Какова идея народного воспитания у С.А. Рачинского?

14. В чем состоят характерные особенности педагогики Л.Н. Толстого?

15. Почему ученики Л.Н. Толстого оказались способными к творче­ству? Какие условия влияли на развитие детского творчества?

16. В чем состоит идея Л.Н. Толстого об единстве воспитания и обучения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.