Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология студенчества в связи с избранной профессией




Факторы, определяющие успешность обучения студента.

Развитие студентов на разных курсах обучения.

Основные трудности периода адаптации и пути их преодоления.

Адаптация зависит от: особенностей высшей нервной деятельности, от социальных факторов.

Среди главных трудностей адаптации к обучению в вузе обычно выделяются следующие:

- увеличение времени учебных занятий по сравнению со школой;

- адаптации в новом коллективе,

- новая форма и содержание обучения,

- отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя,

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной по­мощью и моральной поддержкой;

- неопределенность мотивации выбора профессии;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- неумение осуществлять психологическое саморегулиро­вание поведения и деятельности;

- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних усло­вий в общежитие,

- отсутствие навыков самостоятель­ной работы, неумение конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать зна­ния из первоисточников, словарей, справочников, указателей анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники - к академической работе.

Задача студенческой группы - не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал "Посвящение в студенты" и чтение курса "Введение в специальность"; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего аби­туриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведе­ние студентов отличается высокой степенью конформизма; адаптации к новым условиям, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к сво­им ролям.

Второй курс – период самой напряженной учебной дея­тельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно вклю­чены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные зап­росы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основ­ном завершен.

Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углуб­ления профессиональных интересов студентов. Необходимость в специализации приводит к сужению сферы интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс – первое реальное знакомство со спе­циальностью в период прохождения активной учебной практики. Для по­ведения студентов характерен интенсивный поиск более рацио­нальных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс фор­мирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положе­нием, местом работы, которые становятся все более актуальны­ми. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

В вузе в целом оценивается динамика успеваемости, в тоже время дружеские и любовные отношения зачастую оказываются более значимыми, т.е. конфликты могут приводить к дезоадаптации студентов. В целом развитие личности студентов осуществляется по следующим направлениям:

1) Укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

2) Совершенствуются и «профессионализируются» психологические процессы;

3) Повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности,

4) Растут притязания личности в области своей будущей профессии,

5) В целом повышается общая зрелость и устойчивость личности студента,

6) Повышается удельный вес самовоспитания в формировании личности,

7) Самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени, влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Ко второй – факторы организация учебного процесса, тип взаимопонимания с преподавателем и др.

Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными "бытовыми знаниями" тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.

Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, "куда я попал" и "кто меня окружает". "В чужой монастырь со своим уставом не ходят", - это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах между ребятами идет "война" за право лидерства, поиск "своих" людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.

Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными "стартовыми условиями".

В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы.

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспирантуре и доходит до защиты. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа опрошенных. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать "неопределившимися", с другой – задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто "плывет по течению" - они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоит именно в этом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.