Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные ошибки в управлении образовательным процессом в рамках читаемых дисциплин начинающими преподавателями и пути их преодоления




Для классификации проблем современного молодого учителя и разработки программ его сопровождения в этот сложный период профессионализации возьмем в качестве основания понятие адапта­ции. Сразу заметим, что мы не претендуем на обобщенный анализ этого сложного явления, а создадим рабочее определение в рамках решаемой нами задачи: классификация трудностей (проблем) молодо­го учителя в период адаптации. Подобная классификация имеет прак­тическую цель, ориентируясь на которую можно создать модель и программы поддержки молодых учителей.

Адаптация понимается нами как соответствие между уровнем профессиональной подготовки выпускника, который определяется компетенциями образовательного профессионального стандарта и требованиями профессиональной деятельности, соответствие, при ко­тором выпускник педвуза без проблем включается в профессиональ­ную деятельность.

Проблемы в адаптации свидетельствуют о расхождении между компетенциями, которые предусматривает стандарт профессиональ­ной подготовки педагога, и сформированной у выпускника компе­тентностью.

По данным Т. В. Шадриной, 7% выпускников педвуза без проблем включились в профессиональную деятельность, 80% оп­рошенных молодых учителей считают себя неподготовленными к проведению воспитательной работы, 72% — к проведению учебной. Цифры впечатляют и еще раз говорят об актуальности проблемы адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности.

В исследованиях указываются сле­дующие группы причин неготовности выпускника сразу после окон­чания вуза выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне, не испытывая непреодолимых проблем:

- низкий уровень профессиональной подготовки в вузе в целом;

- низкий уровень профессиональной подготовки по циклу про­фессионально важных дисциплин;

- несформированность профессиональной направленности и профессионального самосознания, профессиональной идентичности;

- несформированные компетенции у конкретных выпускников, которые слабо учились (с красным дипломом заканчивают вуз едини­цы), значит, подготовка большинства выпускников потребует допол­нительных усилий для овладения профессией.

Проблемы в процессе профессиональной адаптации переживает абсолютное большинство молодых учителей. Но система непрерыв­ного педагогического образования, к сожалению, не реагирует на этот очевидный факт и не предусматривает соответствующих мер, помо­гающих большинству начинающих учителей решить профессиональ­ные проблемы.Этот разрыв между обозначенными в образовательном стандарте педагога профессиональными компетенциями и готовностью выпуск­ника выполнять профессиональную деятельность порождает пробле­мы, которые молодым учителем осознаются, переживаются, которые они стремятся разрешить.

Под проблемами молодого учителя, вызывающими трудности в профессиональной адаптации, мы понимаем противоречие, которое возникает между обозначенными в стандартах профессиональной подготовки компетенциями (соответствующими требованиям дея­тельности) и отсутствием или несформированностью у молодого учи­теля соответствующей компетентности. Своевременное преодоление этих проблем способствует профес­сиональной адаптации, а следовательно, повышает качество работы преподавателя.

К настоящему времени круг профессиональных проблем молодо­го учителя достаточно хорошо изучен и подтвержден многочислен­ными исследованиями (С. Г. Вершловский, Л. М. Митина, Т. С. Поля­кова, А. А. Реан). Время вносит свои коррективы в содержание этих проблем, но не приводит к уменьшению их числа.

Представленные в перечисленных выше исследованиях про­блемы молодых учителей, говорящие о сложностях в адаптации к профессиональной деятельности, можно разделить на несколько групп:

- проблемы, обусловленные когнитивно-информационной (пси­холого-методической) некомпетентностью;

- проблемы, вызванные неготовностью решать воспитательные задачи;

- проблемы, в основе которых лежит коммуникативная некомпе­тентность;

- проблемы обусловленные личностными особенностями учи­теля (эмоциональными особенностями, характером, самосознанием и т. д.);

- социальные проблемы.

Проблемы, обусловленные когнитивно-информационной (пси­холого-методической) некомпетентностью. Как правило, молодые учителя не называют в качестве проблем слабую предметную или методическую подготовку. Никто не гово­рит: я слабо знаю математику, или русский язык, или не знаю методи­ку преподавания предмета. Но, к сожалению, те проблемы, которые ими называются, являются следствием именно либо слабого знания содержания предмета, либо методики его преподавания, причем пси­хологических основ методики.

Суть проблемы в неумении учителя организовать деятельность так, чтобы управлять вниманием. Для этого нужно знать и психоло­гическую природу внимания, условия, при которых оно может быть сохранено в нужное время на нужном предмете. Много и тщательно готовясь к уроку, учитель иногда до мелочей разрабатывает сценарий своего поведения и деятельности, но не предусматривает занятость учащихся, забывая, что условием сосредоточенного внимания являет­ся активная познавательная деятельность ученика.

Проблема оказания помощи неуспевающим учащимся звучит с 50-х годов и по настоящее время. Ее источник лежит в очень серьезном противоречии между организацией, построением всего школьно­го обучения на основе принципов развивающего обучения и практи­ческой реализацией этих принципов.

Проблема понимания учебного материала и успешного его ус­воения также связана с психологическими основами методики обуче­ния. Объяснение нового материала, ориентированное на определен­ную группу учащихся, предполагает, что для других категорий учеников нужно дать иное объяснение, а не просто многократное по­вторение того же объяснения теми же словами. Здесь требуется но­вый вариант объяснения с опорой либо на образное мышление, либо на практически действенное, или изменение оснований объяснения, включив в него те знания, которых ученику недостает для понимания нового, и т. п.Психолого-методическая некомпетентность порождает пробле­мы, которые Л. М. Митина называет «отсутствием средств дея­тельности». Под этим широким определением стоят факты него­товности учителя адекватно, гибко использовать многообразный методический арсенал, когда он действует «по жестким схемам, ко­пирует методические разработки и т. п.»

Проблема прогнозирования результатов усвоения учебного мате­риала и трудностей учащихся при его усвоении.

Можно предположить, что такие прогнозы могут делать только опытные учителя, которые накопили знания об успешности усвоения или затруднениях учащихся при усвоении того или иного учебного материала. Оказывается, что дело не в опыте. По данным Т. С. Поля­ковой, есть категория опытных учителей, которая не прогнозиру­ет затруднения учащихся при усвоении нового материала. За этой проблемой кроется глубина знания предмета, возрастных особенно­стей учащихся и, в частности, особенностей их восприятия и мышле­ния и, конечно же, рефлексивный анализ процесса и результатов сво­ей деятельности. Соотнося перечисленные проблемы с содержанием требований к компетенциям выпускника педвуза, можно сказать, что это трудности, связанные с несформированностьюкогнитивно-информационной компетентности.

К ним же могут быть отнесены и те трудности, которые учителя называют при организации воспитательной работы.

Проблемы, вызванные неготовностью решать воспитатель­ные задачи, указывались молодыми учителями в 80-е, 90-е и 2000-е годы, то есть эти проблемы носят не случайный, а постоян­ный характер. Сложность их решения состоит в том, что воспитательная дея­тельность всегда имеет две составляющие: дидактическую и лично­стную.

Первой посвящено великое множество исследований и методиче­ских разработок. В качестве доказательства можно привести несколь­ко примеров: только в научной школе академика В. А. Сластенина выполнено 2 докторских и 16 кандидатских диссертаций, посвя­щенных вопросам подготовки студентов к воспитательной работе с учащимися. Другой пример: широкую известность в педагогической среде получила методика воспитания, разработанная проф. И. П. Ива­новым — методика коллективных творческих дел. Но и сам Игорь Петрович, и его последователи говорят о том, что методика работает только при условии личностного включения в жизнь коллектива вос­питанников. Знание алгоритмов организации коллективных творче­ских дел совершенно не гарантирует успеха.

Личностная составляющая воспитательной деятельности учителя — явление сложное и многогранное. Молодые учителя гово­рят, что они не обучены осуществлять воспитательную работу, по­этому у них проблемы. Но практически никогда в их ответах о причинах неудач в воспитательной работе нет самоанализа своего поведения, личностных особенностей, которые не способствуют тому, чтобы ученики хотели учителю подражать, чтобы он был для них идеалом. Вопрос о личности учителя широко представлен в ис­следованиях А. И. Щербакова и его учеников, В. А. Сластенина, ко­торые убедительно показали, какими чертами должен владеть учи­тель как воспитатель. Но в данном случае нас интересует не идеальная модель «как должно быть», а вопрос о том, какие ресурсы не использует педвуз




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.