КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманитарные технологии направленные на социум
Гуманитарные технологии направленные на группу. Современный педагог в профессиональной деятельности взаимодействует с достаточно большим количеством людей. Со времен возникновения системы массового образования как социального института педагог работает с группой учащихся. Необходимо отметить, что сегодня взаимодействие педагога с группой учащихся стало гораздо более разнообразным. Преподаватель использует различные технологии обучения, которые часто предполагают совместный поиск нового знания, а значит, в группе происходит взаимодействие, общение иного рода; реализуя новые технологии обучения, педагог часто вступает в неформальное общение с обучающимися. Кроме того, в соответствии с требованиями дня преподаватель любого предмета развивает у обучающихся множество компетенций; важнейшей из них является социальная компетенция, которая проявляется в умении работать в группе. Такой подход к организации обучения требует от педагога высшей школы компетенции организовывать групповое взаимодействие учащихся в познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечивается в деятельности педагога: • целенаправленной координацией деятельности субъектов для достижения современных результатов образования; • продуктивностью взаимодействий субъектов в образовательном процессе; • построением взаимоотношений субъектов образовательного процесса, основанных на взаимопонимании и уважении. Таким образом, компетенция организации работы группы становится одной из важнейших компетенций педагога. Какие же гуманитарные технологии могут использоваться преподавателем при организации группового взаимодействия? Очевидно, таких технологий может быть несколько, в разделе 3 данного издания характеризуется технология модерации как организации взаимодействия людей в групповой работе.
В современных условиях, когда интенсивно развиваются и укрепляются связи образовательных учреждений с широкой внешней средой, круг субъектов образовательного процесса заметно расширился. В зависимости от образовательной политики, проводимой образовательным учреждением в локальном сообществе, субъектами образовательного процесса становятся представители: общественности; активных слоев местного населения; местных администраций и органов управления образованием; производственных структур разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели); местных средств массовой информации, различных организаций и ассоциаций, создаваемых местным населением. Сегодня можно констатировать, что динамичное развитие большинства российских вузов связано с позитивным имиджем, наличием в вузе системы менеджмента качества образования, высоким рейтингом по результатам деятельности. Респектабельность вуза, известность и высокая оценка — именно этим определяется интерес к вузу у выпускников школ, работодателей и других потребителей образовательных услуг. Объективной реальностью становится маркетинговая деятельность вузов. По отношению к внешним потребителям это PR, реклама, прямой маркетинг, стимулирование сбыта образовательных услуг. Маркетинг по отношению к внутренним потребителям — это формирование информационного пространства, разъяснительная политика, семинары, тренинги, контроль и аудит взаимоотношений с потребителями образовательных услуг. Таким образом, актуальной потребностью для университета становится проявление каждым сотрудником современной модели профессиональной деятельности.
1. Главная мотивация профессиональной деятельности — самореализация как руководителей, так и сотрудников. Стремление к самореализации выдвигает новые цели и ценности, что проявляется, прежде всего, в поиске и освоении принципиально нового. 2. Максимальная ответственность. Авторитет достигается признанием талантов, знаний, заслуг. 3. Дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера, когда осуществляется руководство не подчиненными, а творческим процессом. 4. Сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой. 5. Самообучаемость. 6. Система ценностей, базирующаяся на социальных целях и этических ценностях. 7. Работа осуществляется творческими группами и структурами различного назначения. 8 Стремление к нововведениям позволяет быстро реагировать на внешние условия и изменять их. В современных условиях становится чрезвычайно важным открытость вуза как для внешних, так и для внутренних потребителей о деятельности организации. Значимым для понимания необходимости обеспечения открытости вуза является положение о том, что открытость строится на идее интеграции учебного заведения и окружающего его социума. Открытость вуза социуму означает использование партнерских связей с различными социальными организациями, общественностью, активное участие вуза в социально значимых мероприятиях. Открытость — комплексная характеристика, отражающая возможность вуза обеспечивать гибкость обучения, его способность к изменению основных параметров (учебных целей, содержательного компонента, организационных форм, методов) в зависимости от запросов потребителей. По мнению И. А. Вальдмана, важно, что в названии используется слово «доклад», несущее позитивную смысловую нагрузку открытого вуза, способного проявлять добровольную инициативу в отличие от отчета, который является вынужденным и обязательным действием. Задача публичного доклада — рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования образовательного учреждения, его проблемах и направлениях развития. В целом в публичном докладе университет информирует общество, каким образом он принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.
Для раскрытия содержания доклада по разделам важен выбор набора аналитических показателей, которые включают в себя сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики. При этом анализ должен отражать не только характеристики и специфику учреждения, но и учитывать приоритеты образовательной политики в Российской Федерации: 1) обеспечение равных возможностей всем обучающимся для получения качественного образования; 2) поддержка обучающихся в выборе маршрута образования; 3) обеспечение академической подготовки обучающихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному развитию; 4) эффективность в использовании ресурсов, их обновление; 5) обеспечение насыщенной образовательной среды университета; 6) целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержка лидеров образования; 7) демократизация управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач профессионального образования; 8) участие в новых формах аттестации выпускников; 9) воздействие всех мер управления на повышение качества образования. Открытый информационный доклад, несомненно, является важнейшим инструментом доведения информации до потребителей образовательных услуг. Одной из функций маркетинговой службы вуза является информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей, что позволяет наладить систему своевременного информирования о предоставляемых и планируемых вузом услугах, их качестве и возможностях, а гакже об условиях получения образовательных услуг. Подготовка открытого доклада способствует: • вовлечению в диалог о направлениях развития вуза различных социальных и профессиональных групп;
• получению общественной поддержки принимаемых решений по развитию вуза на различных уровнях на основе повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований; • созданию единого инструментария мониторинга, позволяющего проводить корректные сопоставления образовательных систем и образовательных учреждений; • повышению качества управления посредством обеспечения органов управления образованием объективной, своевременной и сопоставимой информацией, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения; • созданию информационного обеспечения рынка образовательных услуг. Открытость вуза обеспечивается информированием социума о деятельности организации. Одним из возможных средств реализации принципа открытости является информационный пакет, который представляет собой комплект информационных материалов, представляющих основную информацию об образовательном учреждении и характеризующих образовательный процесс. чтобы усилить профессионально-личностную подготовку учителя. На этот ресурс указывают исследования, в частности, исследования профессиональной идентичности выпускников педвуза. По данным исследования Н. Л. Регуш, только у 6% студентов выпускного курса сформирована профессиональная идентичность, остальные не идентифицируют себя с профессиональным сообществом учителей. Это о многом говорит: об отношении к будущей профессии, о самоанализе профессиональной готовности. Принципиальное отличие студентов-выпускников от учителей со стажем более 5 лет состоит в том, что профессиональная идентичность практически не сформирована. Из общего числа ответов (494) только 30 указывают на признаки идентификации студентами себя с образом профессионала. В исследовании В. П. Саврасова, посвященном изучению самосознания будущих учителей, по результатам проведенного эксперимента делается вывод о том, что к «пятому курсу уровень профессионального самосознания снижается. Об отсутствии прогрессивного развития самосознания говорят и данные, полученные по методу свободной классификации профессионально значимых качеств личности. Использование одинаковых семантических оснований для структурной организации профессиональных качеств студентами всех курсов также говорит об отсутствии прогрессивного развития профессионального самосознания учителя от первого курса к выпускному». Эти результаты можно объяснить с различных позиций. Можно предположить, что слабое осознание себя как представителя профессии учителя является следствием несовершенства системы обучения. Но можно также предположить, что выпускники- не планируют работать по специальности учителями в школе, а поэтому и не идентифицируют себя с профессиональным образом. Неиспользованный ресурс вуза — это формирование профессиональной направленности, которая с первых лет обучения может обеспечить интерес к делам профессионального сообщества, желание готовить себя к профессиональной деятельности с первых лет обучения (тогда создается и профессиональная библиотека, и методические материалы и изучается интересный педагогический опыт и т. д.), интерес к ребенку, понимание его возрастного своеобразия, мотивов его поведения. Проблемы, в основе которых лежит коммуникативная некомпетентность. Наиболее часто повторяющимися проблемами в этой области являются: неумение устанавливать контакты с учащимися, взаимоотношения с администрацией, родителями, продуктивно разрешать конфликты с разными субъектами образовательного процесса. Широко распространенная жалоба молодых учителей на отсутствие дисциплины — это, по своей психологической сути, проблема не установившихся дружеских взаимоотношений, взаимопонимания и взаимоуважения. Чаще всего эту проблему рассматривают в рамках внеурочного общения или общения на уроке, прямо не относящегося к процессу учения.Взаимоотношения молодого учителя с родителями предполагают проявления коммуникативной компетентности, в которой могут и должны отражаться знания о психологических особенностях каждого ученика; позитивная, помогающая, а не обвинительная позиция при анализе причин неуспехов школьника; имплицитная теория воспитания и развития личности и т. д. Широко распространенная жалоба, в том числе и молодых учителей, на то, что дети не хотят учиться, является одной из хронических проблем школы — отсутствие мотивации учения. «Отсутствие мотивации учения есть симптом низкой эффективности взаимодействия учитель — ученик. Лишь 4-7% детей в обычных школах сохраняют интерес к учению». Проблемы, обусловленные личностно-эмоциональными особенностями учителя. Круг личностных особенностей учителя, которые становятся его профессионально важными качествами, достаточно широк. И тем не менее к настоящему времени определились наиболее важные личностные характеристики учителя как профессионала. Их несформированность может порождать проблемы в реализации профессиональной деятельности, особенно на ее первых этапах. Анализируя структуру самосознания в таких ее компонентах, как когнитивная, аффективная и регулятивная подструктуры, Н. С. Глуханюк получила следующие результаты. Молодые учителя по таким характеристикам когнитивной подструктуры, как профессиональная самореализация, осознание своих личностных свойств, существенно не отличаются от выпускников педвуза. Из 13 показателей, характеризующих аффективную подструктуру самосознания учителя со стажем 1-3 года, по показателям самопонимание, самообвинение, аутосимпатия учителя не отличаются от выпускников. При изучении особенностей саморегуляции и самоотношения учителей в типичных и нетипичных ситуациях Л. М. Митиной установлено, что «причиной значительного числа затруднений учителей является недостаточное владение ими приемами самоанализа, самооценки и саморегуляции. Результаты исследования самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания. Низкие показатели получены также по следующим шкалам: глобальное самоотношение, то есть внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя, самоуважение, то есть вера в свои силы, способности, аутосимпатия». Подводя итоги проведенного обследования, автор делает вывод о том, что 73% учителей имеют низкий уровень развития профессионального самосознания.Развитие рефлексии не только личностной, но и профессиональной — основа быстрого выхода из периода затруднений, и наоборот, ее отсутствие становится причиной углубления адаптационного кризиса. Внимание к эмоциональному состоянию учителя исследователи проявляли еще в 70-80-е годы (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.). Уже тогда было установлено, что эмоциональное состояние учителя проецируется на весь учебный процесс, в том числе и на взаимоотношения с учащимися. В исследованиях последних лет дана не только характеристика эмоциональных состояний учителя, но и факторы их формирования. По результатам проведенного опроса В. В. Рубцов установил, что 89% учителей выделяют в качестве основного стрессора «фактическое отсутствие права на ошибку». Известно, что, для того чтобы избежать профессиональных неудач, большинство учителей расширяют «свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы». К эмоциональны стрессам 89% учителей, по данным автора, относят «недостаток положительного эмоционального стимулирования труда» (там же). Проблемы социальной адаптации, выделенные С. Г. Вершловским, включают: необходимость одновременно осваивать профессию (много времени занимает подготовка к урокам, проверка домашних заданий, оформление документации) и устраивать личную жизнь (создание семьи, адаптация к новой социальной роли жены и матери и т. д.; проявление социальной беспомощности учителя часто выражается в следующих стереотипах восприятия поведения и чувств ученика: «мы не знаем, что с ним делать», «они тупые и безнадежные», «все бесполезно»; это говорит о том, что учитель находится в сложной профессиональной ситуации, которая грозит профессиональным выгоранием.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |