Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертая группа правил 2 страница




В 50-60-годы ХХ века с развитием кибернетики как теории управления широкое распространение во все странах мира получила концепция программированного обучения, основополагающие идеи которой были предложены американским психологом Берресом Федериком Скиннером (1904-1990 ). Процесс учения предполагалось представлять в виде подробно разветвленного плана – программы, в которой предусматриваются различные варианты вопросов и ответов учителя и ученика. В начале 70-х гг. увлечение программированным обучением начало проходить.

В этот период широкое распространение приобрело течение «педагогика мира». Сторонники данной идеи (Э. Фромм, Дж. Верч, Дж. Рид и др.) считали, что дети должны учиться чувствовать себя гражданами Земли в целом, стремиться к преодолению всех видов границ и разногласий между народами.

В 60-е годы ХХ века получила распространение концепция проблемного обучения, выдвинутая Джеромом Сеймуром Брунером (1915-1998). Учение путем решения проблем связывалось с процессом самовыражения ученика, что, якобы создает дополнительную устойчивую мотивацию учения. В ходе практической реализации этой идеи неизбежным было нарушение системности изучения школьных предметов. Вместе с тем, некоторые идеи проблемного обучения, например, проблемная постановка учебных задач в ходе традиционного обучения, широко использовался и используется педагогами.

Таким образом, в зарубежной педагогической культуре XVII-XXI веков намечается поворот к личности ребёнка, его индивидуальной неповторимости, выдвигаются требования уважения к свободе и независимости личности. Цель воспитания определяется как развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытия.

 

 

49.Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.), пожалуй, самая заметная фигура в истории отечественной педагогики. Поэтому ему следует уделить особое внимание и в начале семинарского занятия заслушать небольшое сообщение о его жизни и деятельности.
Уроженец Тулы, он получил начальное воспитание в имении родителей в Черниговской губернии, затем обучался в Новгород-Северской гимназии, после которой поступил на юридический факультет Московского университета и блестяще окончил его в 1844 г.
Общественно-педагогической деятельностью Ушинский начал заниматься с 1846 г., с момента получения должности и.о. профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с преподавательской деятельностью вел и большую научно-теоретическую работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья "О камеральном образовании"). Проработав некоторое время после ухода из лицея (1849 г.) в Министерстве внутренних дел, в 1854 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности, занимая должности учителя географии и словесности, а затем инспектора (заведующего учебной частью) Гатчинского сиротского института, откуда в 1859 г. перешел на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Работая там, Ушинский одновременно был и редактором "Журнала Министерства народного просвещения"(1860-1861 гг.). В Смольном институте он начал борьбу за реформирование сложившейся в заведении системы образования, насаждавшей порядки и нравы женского монастыря. Однако консервативное начальство противилось нововведениям и добилось в 1862 г. ухода талантливого, но своенравного педагога. С этого момента и до конца своей жизни Ушинский полностью посвятил себя теоретической и методической работе.
Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Это, безусловно, не означает, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Просто он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания и оформил педагогику как науку.
Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.
Для Ушинского педагогика это прежде всего наука о воспитании, а воспитание - целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания, коим является растущий человек ("Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях"). Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный труд Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". К сожалению, до конца жизни он успел полностью написать только два тома, в которых рассмотрел физиологические и психологические закономерности развития человека. Третий же том, посвященный непосредственно педагогическим проблемам, так и не был завершен.
При создании своей педагогической системы Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а следовательно, и педагогическая наука, должны согласовываться и отвечать жизненным интересам русского народа.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо познакомиться с его статьями "О народности в общественном воспитании", "Родное слово", "О необходимости сделать русские школы русскими", в которых он обосновывает и показывает значение и возможные пути организации семейного и общественного (школьного) воспитания на основе идеи народности.
Видя главную цель воспитания в духовном развитии человека, большое значение Ушинский придает религии, считая, что лучшие характерные черты русской народности рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.
Большое значение в деле воспитания Ушинский отводил и труду. При рассмотрении данной проблемы нужно опираться на основные положения, изложенные им в статье "Труд в его психическом и воспитательном значении", в которой он рассматривает особенности физического и умственного труда, показывает роль труда в социальной и семейной жизни, нравственном становлении человека.
Значителен вклад Ушинского и в разработку дидактических проблем. Так же как и многие западные педагоги, он подчеркивал воспитывающий характер обучения, считая, что при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы.
Ушинский был сторонником классно-урочной системы обучения. Исходя из своих общепедагогических, гносеологических и психологических установок, он опирался на следующие дидактические принципы: принцип осознанного усвоения знаний; принцип последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и навыков.
Процесс обучения, по его мнению, проходит через две основные стадии. Первая стадия включает в себя три ступени: на первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие учащимися преподнесенного им предмета или явления; на второй ступени ученики, опять же под руководством учителя, вырабатывают предварительные представления и мнения о полученных ранее образах предметов и явлений путем их сравнения и сопоставления; на третьей ступени учитель дополнительно разъясняет новый материал, отделяет главное от второстепенного и сводит полученные знания в систему. На второй стадии обучения происходит совместное обобщение учителем и учениками изученного материала с последующей самостоятельной работой по закреплению новых знаний и навыков.
Для лучшего закрепления изученного материала Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.
Ушинский большое внимание уделял организационному построению урока и выделял различные его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия. Кроме того, он указывал на необходимость творческого отношения учителя к своему делу.
К проблеме соотношения в педагогике научного и творческого начал Ушинский обращался неоднократно, начиная со своей первой статьи. В ходе занятия желательно рассмотреть его взгляды на педагогику как науку и как искусство на основе анализа работы "О пользе педагогической литературы", в которой он подробно останавливается на этом вопросе.
Огромное внимание в своих трудах Ушинский уделял личности учителя, который, по его мнению, должен не только учить, но и воспитывать, т.е. быть педагогом. Он требовал от него образованности, любви к своему делу и постоянного стремления к повышению педагогического мастерства. В ряде научно-педагогических работ и специальных документов Ушинский представил развернутую научно-обоснованную программу подготовки учителя в системе учительских семинарий и на педагогических факультетах, которые рекомендовал открывать в каждом университете.
В заключении семинарского занятия надо попытаться связать педагогическое наследие Ушинского с современностью и показать необходимость его нового прочтения с позиций сегодняшнего дня.

 

50.Существенным прорывом в обозначенном направлении стали фундаментальные исследования К. Д. Ушинского. Он в своих работах утверждал, что современное ему неблагоприятное состояние воспитания во многом связано с тем незавидным местом, которое занимали философия и психология в русском обществе. Особенно, по его мнению, не востребованы были философские и психологические знания в отечественной педагогике того времени. «… в нашем общественном образовании, — писал автор, — давно уже философия и психология находятся в забросе, что не осталось без вредных влияний на наше воспитание и было причиною печальной односторонности во взглядах многих воспитателей». К. Д. Ушинский первым из русских мыслителей столь масштабно и глубоко занялся проблемой антропологического обоснования педагогического знания, нашедшего отражение в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». При осмыслении необходимости антропологического подхода в педагогике он опирался на накопившиеся к тому времени философские и психологические знания, сведения из других наук о человеке и его деятельности. Оригинальность и безусловное новаторство подхода К. Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ. Многолетние исследования К. Д. Ушинского, посвящённые научному обоснованию педагогики, позволили ему выработать систему взглядов, заключающуюся в антропологическом обосновании педагогического знания. Основная мысль его работ этого направления — необходимость повернуть все педагогические воздействия к человеку. Он определил основные цели и задачи дальнейших исследований в области научного обоснования педагогики и указал возможные пути развития педагогической науки. Всё это позволяет говорить о том, что К. Д. Ушинский сформулировал концепцию педагогической антропологии, которая повлияла на всё дальнейшее развитие отечественной педагогической науки.

К.Д. Ушинский заложил основы специального изучения человека как воспитуемого и воспитателя с целью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Он вел педагогику к идеалу антропологического универсализма. Все знание о человеке должно служить фундаментом для педагогики — о душе, о теле, о человеческом общежитии.

В 1868 г. был опубликован первый, а в 1869 г. — второй том произведения К.Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии". Смерть прервала его труд в самый напряженный момент творчества — завершения трилогии, не имевшей какого-либо аналога в мировой педагогической литературе.

Ушинский был первым, выделившим воспитание как главный фактор человеческого развития.

Синтез научных знаний о человеке нужен был Ушинскому не только для доказательства могущественной силы воспитания. Такой синтез был особенно необходим для нового подхода к самому развитию, взаимосвязь физического, умственного и нравственного начал которого — движущие его силы.

Подход к человеческому развитию с точки зрения воспитания как главного фактора этого развития предполагает подход к самому воспитанию со стороны внутренних законов человеческого развития.

Педагогическая антропология — научный подвиг Ушинского, значение которого возрастает по мере прогресса науки и дела воспитания.

Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского. Яркими представителями ее были
К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и многие другие.

Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, он полагал, что лучшие черты русской народности рождены православием. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860) он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве. Сближение религиозного и светского образования, по мысли К.Д. Ушинского, является одной из главных задач русской народной школы.

Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья, отмечал он в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860). Здесь К.Д. Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его общественного воспитания.

В статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» (1862) К.Д. Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших методологических проблем педагогики — определения «основной идеи образования». Для этого он считал необходимым прежде всего уяснить, что является предметом воспитания и в чем состоит цель воспитания; разработать соответствующую национальному характеру и традициям модель образования; широко обсудить продуманную и обоснованную воспитательную идею.

По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», первый том которой вышел в Петербурге в 1868 г., второй — в 1869 г. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы ему не удалось; завершены были две части — «Часть физиологическая» и «Часть психологическая», в которых К.Д. Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том должен был быть посвящен собственно педагогическим проблемам, но не был завершен.

К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что воспитание нередко кажется делом обычным и понятным, а иногда даже легким — и это тем более, чем менее человек с ним знаком в теории или на практике. Искусство воспитания, утверждал К.Д. Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Все эти знания совершенно необходимы учителю, воспитывающему молодое поколение. Для подготовки таких учителей нужна была новая система педагогического образования, и К.Д. Ушинский предложил создавать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания.

Антропологические знания в широком смысле слова дают возможность, по мнению К.Д. Ушинского, правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей развития определить содержание обучения и формы его организации. Поэтому он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.

К.Д. Ушинский тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторы формирования характера. Отметив существование двух видов внимания, он указывал на то, что через стимулирование внимания пассивного необходимо развивать внимание активное, имеющее особое значение в процессе обучения для укрепления памяти.

В качестве одного из важнейших условий оптимального развития ребенка в процессе обучения К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Особое внимание К.Д. Ушинский придавал отбору содержания обучения. Он полагал, в частности, что ничем не оправданны чрезмерное увлечение классическим образованием как средством общего развития и его противопоставление реальному как средству подготовки к практической деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что реализм в образовании зависит не от набора предметов обучения, а от общей направленности образования. Общеразвивающее и практически полезное должны быть представлены во всем обучении, определяясь как влиянием науки, так и характером организации учебной деятельности школьников.

 

51.

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч.

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.

В августе 1861 г. Л. Н. Толстой писал двоюродной тетке графине Александре Андре­евне: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться - это школа». Великий писатель имел в виду созданную им для крестьянских детей Яснопо­лянскую школу. «Нельзя рассказать,- сообщал далее Лев Николаевич,- что это за дети - их надо видеть. Из нашего милого сословия детей ничего подобного я не видел». Есть еще одно примечательное признание Л. Н. Толстого о мотивах открытия им Яснополянской школы: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых... И они кишат в каждой школе!»

Как видно, великий писатель России всю свою огромную творческую жизнь связы­вал не только с литературным трудом, но и с обучением сельских ребятишек, чтобы на земле русской появились новые Пушкины и Ломоносовы. Именно для них он организовал в Ясной Поляне творческую педагогическую лабораторию. И в ней же он выступал и в роли учителя, и педагогического исследовате­ля.

Педагогическая деятельность Толстого началась в 1849 г. Первоначально она носила филантропический характер. В Крапивенском уезде Тульской губернии он стремился открыть как можно больше школ для крестьянских детей. Сам выступил в роли учителя и первоначально учил детей в Ясной Поляне по традиционной системе. Эта работа не оставила большого следа в его педагогических поисках.

Наиболее заметный след Л. Н. Толстой оставил как педагог и исследователь процесса обучения младших школьников в 60-е годы XIX в. (с 1859 по 1862 гг.) Это был период, по выражению Толстого, «страстного увлече­ния... педагогическим делом». В этот период Яснополянская школа была превращена в настоящую педагогическую лабораторию. В ней Лев Николаевич со своими учителями-единомышленниками стремился отыскать но­вые подходы к организации всей школьной жизни, по-новому определить содержание, методы и формы обучения.

Одновременно с работой в школе Л. Н. Толстой стал выпускать журнал «Ясная Поляна», где публиковал свои педагогические статьи по вопросам народного образования, деятельности Яснополянской школы.

В 1862 г. деятельность Толстого была прервана. В отсутствии писателя царские жандармы бесцеремонно провели обыск в школе под предлогом якобы наличия в ней запрещенной политической литературы и ти­пографии. Обыск оказался безрезультатным. Толстой был крайне возмущен поведением жандармов, их произволом. Работа в школе была приостановлена. Великий искатель прав­ды приступил к работе над романом-эпопеей «Война и мир».
Поглощенный созданием своего широко­масштабного творения, Толстой в то же время не оставлял мечты о педагогической деятель­ности. Это видно из письма А. А. Толстой (ноябрь 1865 г.): «Я много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь открыть новую школу и написать резюме всего того, что я знаю о воспитании и чего никто не знает или с чем никто не согласен».

В конце 60-х годов возобновляется работа в Яснополянской школе. Толстой создает «Азбуку для детей». В 70-е годы, учтя критические замечания, публикует «Новую Азбуку». В этот период писатель пишет замечательные статьи: «О народном образова­нии» (1874 г.), «Правила для педагогических курсов» (1874 г.), «О жизни» и др.

Педагогическая деятельность Толстого продолжалась в 80-е и 90-е годы. Однако этот период, как и 900-е годы, в нашей современной историко-педагогической литера­туре мало освещен, а нередко и искажен. А между тем в этот период великого правдолюб­ца волновали многие вопросы о нравственной революции в душе человека, о самоочищении человека, о роли школы в нравственном воспитании. В эти годы писатель мечтает создать для крестьян энциклопедический сло­варь, учебники по различным отраслям знаний. Он издает серию книг под названием «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни». Пишет рассказы для детей под названием «Детская мудрость». Его занимают вопросы о смысле жизни, о назначении человека в жизни.
На страницах журналов появляются его дискуссионные статьи «О жизни» (1888 г.), «Что такое искусство» (1897-98 гг.). Появля­ются педагогические статьи «Мысли о воспи­тании» (1902 г.), «О воспитании» (1909 г.), «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907 г.). В этих статьях Толстой проповедует свое понимание роли искусства в нравствен­ном совершенствовании человека, подчеркива­ет важность воспитания детей в школе, которую он ранее отрицал. «Детские уроки и приготовление к ним,- отмечал Толстой,- поглощают меня всего».

Педагогическую деятельность Толстой не оставлял до последних дней жизни. За три дня до ухода из Ясной Поляны (25 октября 1910 г.) Лев Николаевич посетил свою Яснополянскую школу, попросил учителя раздать детям ранее принесенные им книги и, убедившись, что учитель не успел этого сделать, сам раздал книга вместе с детским журналом «Солнышко».

Каковы же педагогические взгляды Л. Н. Толстого, чем привлекателен его опыт обуче­ния в Яснополянской школе? Однозначного ответа здесь нет. Педагогика Толстого, его педагогический опыт - это сложное много­гранное явление. Права была Н. К. Крупская, когда говорила, что Л. Н. Толстой любой педагогический вопрос ставил не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», он «мучительно искал ответы на него и заставлял искать читателя».

К сожалению, в советской историко-педагогической науке оценка педагогической деятельности великого мыслителя и педагога основывалась лишь на критических высказыва­ниях В. И. Ленина о творчестве писателя в его известных статьях о Толстом. Однако механическое перенесение идеологической, по­литической оценки на педагогическую деятель­ность Толстого вряд ли оправдано. Толстой-педагог - творец новой демократической гуманной отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. Его педагогика направлена на развитие свободной творческой личности. Толстой был противни­ком авторитарной системы обучения и воспи­тания. Он высмеивал догматический метод обучения, палочную дисциплину. Ему против­на была система воспитания, основанная на насилии.

Однако, по Толстому, существовавшая система обучения как в России, так и в Западной Европе, не способствовала этому. Нужен был новый подход к обучению детей. Опыт Яснополянской школы и был направлен на создание новой педагогики начального образования, но такая педагогика многих не устраивала, поэтому искания великого мысли­теля оценивали по-разному. В своем замечательном очерке «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы (1862 г.)» можно прочитать следующие строки о том, как великий писатель и педагог по-новому учил детей: «Дети идут в школу,... с собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести... Они несут только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера».

Нетрудно заметить, что Яснополянская школа Толстого резко отличается от традици­онной школы как тогда, так и в настоящее время. В существующих школах России и Западной Европы, указывал Толстой, все обучение построено на рабском поклонении начальству. У детей в этих школах отбирают права на свободу на том основании, что этому человеку (ребенку) всего 10-12 лет. Ребенок в школе, подобно цветку в саду, должен расцвести, развить свои познавательные инте­ресы и творческие способности.

В своей философской статье «О жизни» (1888 г.) Толстой недвусмысленно замечал: «жизнь есть та мельница, которую хочет человек». Мельница нужна для того, чтобы она хорошо молола, жизнь нужна затем, чтобы она была хорошая. Но что значит - жить хорошо? По Толстому, это означало, что человек не только желает благо для себя, но и для живущих рядом с ним. И это благо связано не только с физическим удовлетворе­нием телесной жизни, но главное - с удовлетворения потребностей духовных, нрав­ственных.

Создавая Яснополянскую школу, Толстой и стремился в ее основу положить развитие этих творческих начал у детей. Он считал, что у детей надо развить дух «взаимного служения существ друг другу,...перенести цели деятель­ности из себя в другие существа». В этом Толстой усматривал движение человечества вперед, с этим связывал смысл нравственного самоочищения, саморегуляции, деятельной любви к другим людям, эмоциоальное удовлетворение своих творческих устремлений. Но чтобы человек стал таким, надо с детских лет по-другому учить в школе. Исходя из сказанного, Толстой определил цели и задачи обучения, методы и организационные формы обучения: «Главные критериумы педагогики,- подчеркивал он,- это опыт и свобода». Задача школы - это воспитание творческой нравственной личности. «Здоровый ребенок,- считал Толстой,- это...прообраз гармонии, правды, красоты и добра». Свобода, раскрепощение, активность, самодеятельность, творческий поиск - вот основа деятельности ученика и учителя, вот принципы, которые должны лежать в новой школе. «Если ученик,- указывал Толстой,- не научится в школе ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.