КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четвертая группа правил 4 страница
И.И. Бецкой (1704–1795). Один из самых образованных людей России, получивший блестящее образование за границей. Вернувшись в Россию, он многое сделал и для развития российского образования, и для развития педагогики. Собственно, он укоренил западно-европейскую педагогическую науку в России. Отчасти эти новые идеи были реализованы в учебно-воспитательных учреждениях, открытых по его проектам. Не менее важным было его личное влияние на образованное общество, благодаря чему эти идеи входили в широкое употребление. Большая заслуга И.И. Бецкого состоит и в том, что он заставил задуматься общество не только об обучении, но и воспитании подрастающего поколения. Им был подготовлен доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который в 1764 г. получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения – воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать своих детей. В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус, создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России. Бецкой открывает сиротские учреждения, училища при Академии художеств и коммерческое училище, совершенствует работу ряда других учебных заведений. Ф.И. Янкович (1744–1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава народных училищ в Российской империи», в соответствии с которым в России открывались малые и главные народные училища с двух- и пятилетним сроком обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные – более широкое: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика, география, грамматика и т.д. В 1782 г. Янковичем было открыто Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для народных училищ. В конце XVIII в. в России было открыто 315 народных училищ, в которых училось около 20 тыс. человек. Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Н.И. Новиков (1744–1818), который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на пожертвованные деньги им были открыты училища для народа. В своих изданиях Новиков не только знакомил русских людей с педагогическими идеями зарубежной науки, но и сам написал несколько работ по педагогике, в том числе и свой знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей», в котором рассматривал вопросы нравственного, умственного и физического воспитания детей. А.И. Радищев (1749–1802). А.И. Радищев выступал с критикой существующей системы образования, особенно таких ее недостатков, как оторванность ребенка от семьи в закрытых учебных заведениях, бюрократизм в образовании и т.д. Вместе с тем он предложил ряд идей по совершенствованию и гуманизации образования и воспитания. XVIII в. – это время становления научной педагогической мысли России и развития теоретического православного педагогического сознания. Это время жизни и деятельности великих православных педагогов: митрополита Димитрия Ростовского, митрополита Митрофана Воронежского, епископа Тихона Задонского, митрополита Платона (Левшина) и др. Митрополит Митрофан Воронежский (1623–1703). Один из сподвижников Петра I. Многое сделал для утверждения православия и просвещения в Воронежской епархии. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) известен как человек, написавший гениальные сочинения, в которых поставлены и разрешены фундаментальные богословско-педагогические проблемы; человек, его развитие, роль веры в развитии человека, правильная организация воспитания и образования человека. Будучи правящим архиереем Воронежской епархии, многое сделал для развития образования в крае: занимался просвещением населения, открывал в Воронежском крае школы, возобновил работу Воронежской духовной семинарии. Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812). Автор многих замечательных трудов по богословию. Способствовал упрочению святоотеческих начал в жизни Русской православной церкви и особенно включению святоотеческой литературы в учебно–воспитательный процесс Московской духовной академии. XVIII век стал временем кардинальных перемен в содержании российского образования, технологиях обучения. В этот период стало складываться принципиально новое содержание образования. Его важнейшими составляющими стали: наука и новая национальная культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания принадлежит Петру Великому, его сподвижникам и М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, известных в школе, В этот период разрабатываются новые формы и методы обучения для всех школ. В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Он многое сделал для введения в России классно-урочной системы. Таким образом, в XVIII веке в России сформировалась идеология нового образования; в широком общественном сознании утвердилось понимание важности научного образования в судьбе государства и каждого человека; по существу, сложилась в определенной мере целостная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ и заканчивая университетами (Московским и Санкт-Петербургским) и Санкт-Петербургской академией наук. Сложилась система церковных школ: училища, семинарии, с 1755 г. Московская духовная академия. Вместе с тем новое светское образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной, культуры, что вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей; расколу светского и духовного образования и как следствие – к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной областях. С XVIII в. в России начинает формироваться научное теоретическое педагогическое направление педагогического сознания. Появляются деятели, которых по праву можно поставить в один ряд с деятелями Просвещения Западной Европы, как по уровню творческого гения (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др.), так и по уровню знаний и культуры (И.И. Бецкой,
54.
Белинский. Родился 30 мая 1811 года в семье флотского врача. В семье Белинского регулярно устраивались литературно-музыкальные вечера. В уездном Чембарском училище юный Белинский выделялся своей начитанностью и жаждой знаний. Окончив училище в 1825 году, он поступает на работу в Пензенскую гимназию. В старших классах он преподает русский язык и словесность. В 1829 году поступил в Московский университет, где возглавил оппозицию николаевскому режиму. Возглавил кружок "Литературное общество 11-го нумера", где формировалась демократическая база убеждений молодежи университета. А в 1832 году Белинский был исключен из университета "по слабости здоровья". В 1834 году Белинский приглашен работать в журнал "Телескоп", но в 1836 году журнал был закрыт. В 1838 году Белинский становится учителем русского языка и словесности в Межевом институте. Но вскоре он покинул институт, и некоторое время был домашним учителем, сосредоточив все свои усилия на литературном творчестве. В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас просвещение было созданное нашими трудами взращенное на родной почве". Белинский был противником сословного образования и воспитания. Отрицая принцип сословного воспитания и образования, он отстаивал необходимость всестороннего, гармоничного развития молодежи. В основу его педагогики положен принцип гуманизма. "Главная цель всякого человека вне зависимости от занимаемой ступени в общественной иерархии - быть всегда ЧЕЛОВЕКОМ". Главной целью и средством воспитания являются: · человечность · любовь к человеку · преумножение добра "Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице общих элементов духа, которые необходимы каждому человеку - тех элементов, которые должны составлять внутреннею жизнь, без которых он не человек". Главное в воспитании - выработка стойких убеждений и воли для борьбы с социальной несправедливостью. Основной путь воспитания - общественная деятельность. Белинский видел спасение России в развитии "цивилизации", просвещения, гуманности. Белинский заложил основу демократической системы воспитания, всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития молодого поколения. Строгая последовательность, логичность изложения всего учебного материала положена им в основу системы обучения: "Всему должно быть свое время и строгий порядок должен быть душою всего". Образование должно быть всесторонним, комплексным, органически сочетать в себе естественные и гуманитарные науки, классику и современность. Без гуманитарных наук и само естествоведение будет мертвым сбором фактов, а не живым знанием. Важное место в педагогической концепции Белинского занимает проблема народности, соотношения национального и общественного в воспитании и жизни человека и всего народа. Всегда важно знать истоки своего народа, его прошлое, уяснить себе его место и роль его среди европейских наций. "Настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо, кто не принадлежит к своему отечеству, тот не может принадлежать и человечеству". Важнейшим источником просвещения русского общества он считал отечественную литературу "В литературе вся наша умственная жизнь". Народность - отражение в творчестве мастеров культуры интересов и надежд народа, национального характера, обычаев, истории, мировоззрения нации. Воспитание можно назвать народным, если оно связано с повседневной жизнью народа. Весь процесс воспитания должен быть направлен на выработку гражданской позиции. Общество - это нравы, отношения, образ мыслей, способ действия. Только служение народу делает личность свободной в её жизнедеятельности, а для этого нужно быть гражданином, сыном своего отечества. Каково общество таково и воспитание, ибо природа создает человека, но развивает и образует человека общество. Белинский призывал воспитывать любовь к родине, отвращение к социальной несправедливости и угнетению человека человеком. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания. Это воспитание реализуется через "родные национальные явления". Обосновывая идею человечности, Белинский говорил, что первоначальное воспитание должно видеть в ребенке не чиновника, не поэта, но человека. Белинский выступал против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании: "Душа младенца - дерево в зерне". Герцен.А.И.Герцен родился в Москве 7 апреля 1812 года в семье дворянина. Отец не был обвенчан с матерью и их ребенок был незаконнорожденным. Огромную роль в воспитании подростка Герцена сыграл студент Медико-хирургической академии И.Е.Протопопов, который привил ему любовь к естественным наукам, книге и чтению, научил размышлять над прочитанным. Значительное влияние на Герцена оказали семейные рассказы и воспоминания о пожаре в Москве 1812 г. В 1833 году А.И.Герцен окончил университет с серебряной медалью. А летом 1834 года был арестован и отправлен в ссылку в город Вятку. Тут он много и продуктивно работает. В 1839 году у него родился сын Александр. К "сыну... Александру" были обращены многие письма-раздумья Герцена, поднимающие важнейшие проблемы воспитания личности. Педагогические мысли Герцена рассеяны по письмам к жене и детям. Педагогические взгляды А.И.Герцена и его друга Н.П.Огарева складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли, европейского просвещения и немецкой классической философии. Они придавали первостепенное значение развитию науки, техники, были сторонниками идеи концентрации в руках ученых, инженеров всех рычагов управления обществом и намеривались развернуть воспитание молодежи именно в этом русле. Герцен и Огарев с демократических позиций критиковали официальную школьную политику: школьный устав 1828 г., уклон в направлении греко-латинского образования, риторики, богословия. Они выступали против рабской дисциплины и видели в школе основное средство гражданского воспитания, настаивали на воспитании любознательности и привычки к труду. В 1842 году вернувшись из ссылки, Герцен публикует ряд работ: "Письма об изучении природы", "Кто виноват?" и др. В 1847 году Герцен с женой и детьми выехал в Европу. На родину он уже не вернулся. В эмиграции издается альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол". В ноябре 1851 года в пароходной катастрофе гибнет его мать и сын Николай. В 1852 году скончалась его жена. А.И.Герцен принял решение дать детям домашнее воспитание. И он занимается разработкой программы воспитания. Он советовал читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками и историей - изучать конкретные труды. Очень важен отбор книг по истории отечества, русской словесности, настаивал на чтении Пушкина и Крылова. Особое внимание придавал подбору преподавателей, стараясь привлечь к воспитанию крупных педагогов и ученых из своих друзей. Герцен требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта гуманность, благородство, патриотичность. Устраивались литературно-музыкальные вечера, читали произведения любимых поэтов, читались лекции, ставились спектакли, проводились диспуты. А. И.Герцен делал все, чтобы дети не забыли о родине, жили её интересами, знали её заботы. "Только понимание самобытности родины превращает индивида в личность с её неповторимостью". Герцен учил детей стойкости, принципиальности, несгибаемости в борьбе за правое дело. Учил словами, знал силу примера жизненного опыта. "Теория внушает убеждения, пример определяет образ действия". Первостепенное значение в воспитании отдавалось умению работать с книгой, без чего невозможно развитие и самообразование. "Талант талантом, а вкус образуется в чтении". Особое внимание уделялось отечественной истории и словесности. Воспитатель должен поддерживать дисциплину. "Дисциплина необходима для развития, а не для подавления личности". Без порядка невозможна инициатива в обучении и самостоятельность учащихся. А.И.Герцен выдвигал планы национального перевоспитания народа в отдельных сословиях в духе общинности, который присущ русскому народу. Из письма Герцена - Сыну (1858 г.): "Не мешает ознакомиться с древностью. Исторические сочинения надобно читать постоянно.... Гете и Шекспир равняются целому университету.... Помни, что жизнь не начинается, а завершается покоем... Я верю в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами". А.И.Герцену была близка идея преобразования действительности через революцию. Он был социалистом-утопистом и стоял за объединение классического и реального воспитания умственного воспитания, активности - проблемное обучение. Цель воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви к труду. Его идеи развиты: Н.П. Огаревым, Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым. Н.Г.Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. От отца (педагога) идет любовь Чернышевского к книге. Летом 1846 года Чернышевский уезжает в Петербург и поступает в университет на историко-филологический факультет. Свои думы о России он выразил в формуле: "Неодолимое ожидание близкой революции и жажда её". После окончания университета он два года работает учителем словесности в Саратовской гимназии, где положил в основу преподавания чтение и разбор произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. "Художественная литература - учебник, который обогащает интеллектуальный мир человека, помогает ему понять жизнь людей, самого себя, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, формирует гражданское чувства". В ноябре 1853 года Чернышевский знакомиться с Некрасовым и начинает сотрудничать в журнале "Современник". В 1856 году началась творческая дружба Чернышевского и Добролюбова. Основной идеей всех работ Чернышевского является пламенный патриотизм, с позиции которого оценивается прошлое страны. Рассматривая литературу как важнейшее средство политического воспитания народа, просвещение масс следовало начинать с простых проблем, и постепенно ведя их к пониманию важнейших вопросов политического устройства, подчеркивал Чернышевский. Он публикует ряд работ по острейшим вопросам экономической науки. "В России свобода и социализм нерасторжимо слились, истинное народовластие возможно лишь в условиях социализма". Важной частью программы политического воспитания масс явились выступления Чернышевского, касающихся организации школьного дела. Причины пагубного состояния школьного дела в России усматривались им в самом социально-экономическом и общественно-политическом строе, отсталости педагогической теории. Он указал на диалектическую связь между политической властью, материальным благосостоянием и образованием. "Кто находится в нищете, тот не может развить свои умственные силы, тот не может спастись от угнетения". По мнению Чернышевского, без политической свободы невозможна жизнь, развитие общества, наук, просвещения. В статье "Суеверие и правила логики" он указывает на тесную связь экономического уровня развития с политическим устройством и уровнем образованности общества. "Только просвещенный народ может успешно работать" ("Июльская монархия"). Большое значение придавалось формам трудовой деятельности. "Только в обществе, где хозяевами являются люди труда, будут созданы условия для развития просвещения, для гармонического развития всех членов общества. Цель воспитания - формирование личности живущей общественными интересами, борющейся за народное благо". "Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественном деле, без влияния чувств, побуждаемых участием в них". Чернышевский отмечал, что "пока в стране еще мало хороших школ и педагогов". Казенная школа пронизана духом сословности. Он поставил во главу угла принцип сочетания в обучении естественных и гуманитарных наук, одновременно указывая на необходимость связи их с жизнью. В цикле гуманитарных наук ведущее место, по его мнению, занимает родной язык и отечественная история. Чернышевский развил идею народности воспитания "Народность ведет не только к познанию, но и к правдивому отражению жизни народа, но и к активной борьбе за народные интересы. Жизненные позиции формируются через художественную литературу. Поведение человека определяет разум, продуманный расчет направленный на удовлетворение своих и общественных потребностей". В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ. Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние. В 1862 году Чернышевский призвал педагогическую общественность включиться в революционную борьбу. Особое значение имеет прокламации Чернышевского "Барским крестьянам" и "Великоросс" - политические листовки. В 1862 году в статье "Научились ли?" защищал студенческие демонстрации. Чернышевский был арестован 7 мая 1862 года, приговорен к лишению политических прав, каторжным работам и поселению в Сибири.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |