КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четвертая группа правил 3 страница
Главное внимание в своей Яснополянской школе Толстой уделил созданию творческой обстановки, доверительных отношений между детьми и учителями. Иначе говоря, Толстой создал в школе особый духовный климат, где царило взаимопонимание, доброжелательность, где отсутствовало принуждение, насилие. Именно в этот период Толстой провозгласил изолированность обучения от воспитания. В статье «Воспитание и образование» (1862 г.) он прямо сказал о том, что воспитание насильственно воздействует на личность ребенка и приводит в конце концов к формированию нежелательных привычек и черт характера у ученика. Воспитатель, по мнению Толстого, заранее обдумывает, как насильственно привить ребенку качества, которые нередко противны дитяти. Это заявление Толстого в нашей педагогической литературе истолковывается слишком прямолинейно. Толстой-де противник воспитания детей вообще, а задача школы, по Толстому,- лишь учить детей, а не воспитывать их. Это упрощенное понимание педагогических взглядов Толстого на воспитание. Если внимательно посмотреть на все педагогическое творчество Толстого, то можно легко прийти к заключению, что Толстой-педагог много думал не только об обучении детей, но и об их воспитании. В его письмах, дневниках можно прочитать такие слова «о воспитании думал очень много». Позже Толстой пришел к выводу: «надо детей не только учить, но и воспитывать». Но воспитывать «других мы можем только через себя». Kaк видим, вопросы воспитания волновали Толстого не менее, чем проблемы обучения, но он по-своему решал их. Что же представляла из себя Яснополянская школа для сельских ребятишек? Школа помещалась в двухэтажном каменном доме. Первоначально в школе находилось 40-60 учеников младшего школьного возраста. Работало два опытных учителя и два молодых. Занятия строились по типу малокомплектной школы. «Младший класс читает, пишет, решает задачи трех первых правил арифметики и рассказывает священную историю». «Старшие занимаются грамматикой, русской историей, математикой, беседами из естественных наук, черчением». Занятия проходили по урочной системе. Так, например, по расписанию, в первом младшем классе шло механическое чтение, а во втором - постепенное чтение, в третьем - математика. В школе не было ни оценок, ни наказаний. Не было и строгого режима дня, хотя на занятия никто и никогда не опаздывал.
«Школа,- писал Толстой,- развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителями и учениками». Осуществлялось «ненасильственное развитие школы». Вот учитель приходит в комнату, а на полу лежат ребята, кричащие: «Мала куча!» или «Будет! Брось виски-то»... «Петр Михайлович,- кричит с низу кучи голос входящему учителю.- Вели им бросить!» Учитель берет книжки, раздает тем, которые с ним пошли к шкапу, куча понемногу уменьшается. Начинаются занятия и «с тем же увлечением, с каким он драл за виски Митьку, он (ученик) теперь читает кольцовскую, чуть не стиснув зубы, блестя глазенками и ничего не видя вокруг себя, кроме своей книги». Многие критики осуждали Толстого за такой подход в организации учебного процесса. На это он отвечал: «Во-первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны». «Во-вторых,...насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе». Однако этот беспорядок, считал Толстой, кажущийся. «Дети, увлеченные учебными занятиями, дорожат временем, соблюдая и дисциплину, и организованность». «Когда идет новый рассказ,- писал Толстой об учебных занятиях в вечернее время,- все замерли, все слушают».
Особенно дети любили творческие сочинения на близкие им темы из жизни народа. Причем, при написании сочинения, указывал Толстой, царил все тот же дух свободы. Отличительная особенность написания сочинения заключалась и в том, что писали сочинения одновременно и ученики, и учитель, после чего шло обсуждение этих сочинений: «Мы работали,- вспоминал Толстой,- с семи часов утра до 11 часов... Они (дети) не чувствовали ни голода, ни усталости». «А я чувствовал, что с этого дня... (у учеников) раскрывается новый мир наслаждений и страданий - мир искусства». И далее: «Мне казалось, что я подсмотрел то, что никогда не имеет права видеть,- зарождение таинственного цветка поэзии». Как видим, в Яснополянской школе царил творческий дух, не похожий на традиционный уклад школьной жизни. Это дало право Н. Г. Чернышевскому сказать о школе Толстого: «Дай Бог, чтобы все в большом числе (школ) заводился такой добрый и полезный «беспорядок»,...потому что какой же тут беспорядок, когда все учатся очень прилежно, насколько у них хватает сил». Создав новый дух школы, основанный на общегуманистических, общечеловеческих ценностях, Л. Н. Толстой по-новому подошел и к определению содержания обучения. В школе Толстого изучалось: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук, закон Божий. Все эти учебные предметы были тесно связаны между собой. Они представляли собой как бы интегрированные учебные предметы, которые вели одни и те же учителя. Особое внимание Толстой уделял изучению родного языка. Для обучения грамоте он создал не только новый букварь, но и разработал, как он говорил, усовершенствованный метод обучения грамоте - слуховой метод. Однако он считал, что «лучшая метода для учителя есть та,...которая более всех других знакома учителю». Учитель,- считал Толстой,- приступая к обучению грамоте, должен понять, что «всякая отдельная личность,...чтобы выучиться наискорейшим образом грамоте, должна быть обучена совершенно особенно от всякой другой и потому для каждой должна быть особая метода». Учитель должен различать такие понятия, как механическое чтение (выработка у детей навыков чтения) и постепенное (формирование у детей понимания смысла читаемого). Для каждого из этих видов чтения, считал Толстой, имеются общие и особенные подходы. В опыте Яснополянской школы использовались такие формы чтения, как чтение учителем, чтение для процесса чтения, чтение с заучиванием наизусть, чтение сообща, чтение с пониманием читаемого. Эти приемы использовались в тесной взаимосвязи.
Значительное внимание в школе Толстого уделялось устным рассказам, особенно по истории, беседам на уроках чтения священному писанию; лабораторным работам, экскурсиям в природу при изучении естествознания. Значительное внимание в Яснополянской школе уделялось формированию умения обобщать материал. Задача педагогики,- писал Толстой,- есть...наведение ума на обобщение, предложение уму в такое время и в такой форме, таких частностей, из которых делается обобщение». В самом преподавании Толстой предлагал придерживаться правила: не говорить учащимся о том, чего они не могли знать и понять, как и о том, что им уже хорошо известно: «Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнять заданное,...если урок слишком легок, то будет то же самое... Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении». Но чтобы это осуществить, считал Толстой, у учителя должны сформироваться особые качества. Они связаны и с любовью к ученику, и с общеобразовательной и общепедагогической подготовкой, с умением творчески использовать опыт работы других учителей. Эти понятия взаимосвязаны. Вот крылатое выражение великого писателя и педагога: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к деду, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель». Такими качествами обладал и сам Л. Н. Толстой. Он признавался: «Я воспитывал своих яснополянских мальчиков смело. Я знал, что каков бы я ни был, наверное мое влияние на них будет лучше того, какому бы они могли подчиниться без меня».
Особо следует сказать об отношении Толстого к учебным книгам для детей. Он предъявлял огромные требования к их авторам. Учебные книги, считал Толстой, должны быть не только доступны детям, но должны отвечать высоким художественным и педагогическим требованиям. Его не удовлетворяли учебные книги, изданные Министерством народного просвещения России для народных школ. И он приступил к созданию своих учебных книг для детей. В 1865 г. в письме к поэту А. А. Фету Толстой сообщал, что надеется «составить книгу для детей». И он выполнил свое желание. Он написал великолепные учебные книги для детей: «Азбуку», «Новую Азбуку». Эти учебные пособия явились своеобразными энциклопедиями знаний по первоначальному обучению. В них мы находим и богатство русского фольклора, и классические произведения отечественных писателей, и собственные произведения автора (например, «Акула», «Прыжок» и др.). Эти книги Толстого вошли в сокровищницу педагогической и методической науки. До 1917 г. «Новая Азбука» переиздавалась много раз. Учебные книги Толстого были рекомендованы МНП России для обучения детей в народных школах. Да и в настоящее время многие рассказы из этих книг используются составителями учебных книг для детей младшего школьного возраста. Прав был известный русский педагог Д. Д. Семенов, когда писал: «В каждом рассказе есть и мораль,...притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе, а потому так и просится в душу ребенка и глубоко западает в ней». В заключение выразим отношение Л. Н. Толстого к школьному опыту, его накоплению, обобщению и распространению словами самого великого мыслителя: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет в состоянии положить твердое основание для науки образования». Такая школа для сельских ребятишек и была создана Л. Н. Толстым в Ясной Поляне. Вот почему опыт Яснополянской школы великого писателя и педагога заслуживает самого пристального внимания и изучения.
52. Общая характеристика общественно педагогическо- го движения 60-х годов XIX века. 60-е годы XIX столетия (начиная с 1855 года) были в России периодом большого общественного движения, обусловленного все растущими противоречиями между развитием производительных сил и тормозящими это развитие крепостническими отношениями. Крымская война 1853—1855 годов особенно ярко вскрыла архаизм крепостной системы. Несмотря на героизм солдатской массы и многих военачальников, Россия вследствие экономической и технической отсталости, неправильной стратегии высшего командования потерпела поражение. Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. Педагогические взгляды Н. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование. Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы. Проблемы дисциплины учащихся. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.
53.Развитие образования и педагогики России в XVIII в. определили реформы Петра I, которые носили не только социально-политический, но и просветительский характер. Символично, что Петр всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра I в развитие общего просвещения начиная с выпуска первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры. И не менее значим его вклад в развитие образования. Именно в эпоху Петра были заложены основы современной школы. Открываются новые начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа начальной школы: цифирные школы, по указанию Петра I с 1714 г. в России начинают открываться цифирные училища, «русские» адмиралтейские школы и гарнизонные школы, «русские школы» при горных заводах Урала. С именем Петра I уместно связать судьбу современной средней и высшей школы России. В 1703 году им была открыта школа математических и навигационных наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, в числе их – артиллерийская, иноязычные школы. По прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. Из ее стен вышло много известных государственных и политических деятелей России. В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России. Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I – Феофан (Прокопович) и В.Н. Татищев. Феофан (Прокопович) (1681–1736) реформировал систему церковного образования, в результате чего она приобрела трехступенчатый характер – училище, семинария, академия. Им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, которая многократно переиздавалась. В.Н. Татищев (1686–1750) открывал горнозаводские школы на Урале. В своих научных и педагогических трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека. Реформы Петра, в силу разных обстоятельств, несли в себе и целый ряд противоречий. Так форсированное развитие образования приводило к тому, что общество и люди не успевали осознать его необходимость. А потому, открывая школы, приходилось насильно набирать в них учеников. Открывая Академию наук и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университетов. Усиление государственности и крепостной зависимости привело к тому, что образование не становилось потребностью широких слоев населения, а потому уровень общей грамотности в России в XVIII в. упал по сравнению с предшествующим веком. Вообще, зависимость русского образования после реформ Петра от государства была настолько сильна, что до середины XIX в. русский человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в. фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал и жесткий характер отношений в школах, интернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений, лишал детей семейного воспитания. К тому же жесткий государственный характер образования едва ли не до середины XIX в. исключал участие общественности в делах образования. Все это приводило к тому, что новое образование на русской почве приживалось с большим трудом. Примечательно, что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве, где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия. Конечно, отчасти эти противоречия объясняются исторической ситуацией, в которой оказалась Россия, когда ей пришлось догонять передовые страны Европы в области образования, а потому и образование приходилось насаждать сверху и быстро. После смерти Петра идет реформирование заложенных им учебных заведений, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных заведений, создание частных учебных заведений. Развитие российского образования второй половины XVIII в. прежде всего связано с правлением Екатерины II (1729–1796), которая хорошо знала педагогическую науку и разбиралась в вопросах образования и воспитания. Кратко ее роль в развитии русского воспитания и образования, если брать ее педагогическое наследие от указов до литературных сочинений, можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и просвещения на первое место в общественном (по крайней мере, официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания – воспитание гражданина и человека, воспитание русского человека на основе отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования (пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной культуры), инициатива и забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в этой сфере проходили либо под ее непосредственным руководством, либо при ее согласии. И именно она привлекла к реформированию образования ряд выдающихся людей Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |