Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадигма педагогики манипуляции воспитания




Педагогика авторитета

Функции педагога  
Данная парадигма основана на признании педагога подготовленным человеком, который берет на себя ответственность за развитие обучающихся, получает право определять цели воспитания и обучения, выбирать педагогические пути, способы и средства достижения цели Воспитанники находятся в ситуации, требующей от них принятия ведущей роли педагога, организующей их развитие, выполнение его требований, следований его предписаниям и указаниям

 

Итак, за что отвечает педагог в названной модели? Педагог определяет цель; планирует желаемые изменения личности; проектирует свойства и качества личности. При этом педагог учитывает источники педагогического целеполагания, к которым относим:

1. Существующие государственные установки, нормативные документы.

2. Культурно-историческое наследие; этические традиции, востребованность социумом тех или иных правил и норм поведения.

3. Собственную позицию педагога. Педагог выступает идеологом государства во все времена.

Установка педагогики авторитета. Может быть сформулированакак требование готовности молодежи со стороны государства:

- к полноценной жизни в обществе и государстве – успешно в нем функционировать,

- играть определенные роли,

- усвоить определенные способы деятельности и коммуникации, нормы поведения.

Определив цели воспитания, наставник конструирует пути и способы их достижения.

В системе психолого-педагогического знания феномен манипуляции человеческим поведением изучается преимущественно в рамках психологической науки.

Суть манипуляции заключается в том, что манипулятор, преследуя свои цели, скрыто, неявно стремится возбудить у адресата намерения, не совпадающие с существующими у него актуальными желаниями.

Манипуляция в межличностном общении имеет место тогда, когда возникающий у манипулятора замысел внедряется с помощью специальных ухищрений в психику адресата и заставляет последнего действовать в соответствии с разработанной для него программой поведения, которую он изначально воспринимает как свою собственную.

Таким образом, с одной стороны манипулятор осуществляет скрытое программирование мыслей и намерений адресата, с другой – адресат не осознает оказываемого на него воздействия и не знает конечной цели манипулятора.

Конструктивная манипуляция в воспитании становится позитивным средством его развития. Парадигма педагогики манипуляции задает наставнику такую форму взаимодействия с воспитанником, которая стремится к созданию у питомца ощущения самостоятельности, ответственности. Он и объект педагогического воздействия и субъект.

Представители педагогики манипуляции: Сократ, Жан-Жак Руссо и Мария Монтессори (табл. 2).

Сократ у собеседника создавал ситуацию успеха, возможности осознания самостоятельности добывания знаний. Педагогический метод заключается в том, что он начиная обсуждать с учеником различные значимые для того проблемы, прикидывался простаком и просил разъяснить ему казалось бы очевидные вещи. Тем самым он помогал собеседнику избавиться из излишней самоуверенности и готовил его к совместному поиску истины. Сократ манипулировал учеником в педагогическом процессе, взаимодействуя с ним на вербальном (словесном) уровне, создавая у него иллюзию самостоятельного движения к истине, маскируя свою ведущую роль в общении. Этот метод пропагандируется уже 24 столетия.

Первую серьезную попытку теоретического осмысления манипулятивной модели образования предпринял Ж.-Ж. Руссо (1762, «Эмиль или о воспитании»). Он ярко показывает два вида зависимости: во-первых, в самой природе существует зависимость человека от вещей, которая не порождает никаких пороков и не вредит ему.

Во-вторых, зависимость от людей, которые развращают человека, превращает его в господина и раба. Ж.-Ж. Руссо призывал наставника стремиться следовать в постепенном ходе воспитания порядку природы, держать ребенка исключительно в зависимости от вещей.

Основным средством парадигмы манипуляции является хорошо направленная свобода педагогически целесообразной деятельности.

В выделенной парадигме Ж.-Ж. Руссо сформулировал требования к воспитателю: а) делать все, ничего не делая; б) создавать видимость свободы для ребенка; в) признавать только уроки, извлеченные из собственного опыта; г) воспитание организовывать так, чтобы ребенок не догадывался, что получает урок.

Начало XX века, в Италии работает М. Монтессори, которая являясь ярким представителем педагогики манипуляции, утверждает, воспитание не формирует ребенка, а лишь предоставляет ему возможность развивать свое тело и свою душу посредством собственной деятельности.

Смысл ее теории – особым образом организуя среду жизни ребенка, предоставить ему возможность свободно действовать в соответствии с его естественными наклонностями. Основной принцип теории М. Монтессори: дисциплина в свободе.

Таблица 2

Авторские педагогические манипуляции воспитания

ПедагогикаСократа Педагогика Жан-Жака Руссо Педагогика Марии Монтессори
Все держится на слове учителя, на диалоге, вербальном общении Стремление организовать собственный практический опыт Хорошо направленная свобода, организованная среда

 

Типы ориентировок (по Гальперину):

1. Педагог задает готовый алгоритм и предлагает действовать по нему самостоятельно.

2. Педагог помогает действовать по предложенному алгоритму.

3. Педагогом создается ситуация самостоятельного осмысления необходимости поиска, а затем построения алгоритма (под руководством учителя).

Третий тип ориентировки обеспечивает обучаемому самостоятельное принятие решения. Поэтому остановимся на технологии осуществления действия по нему.

Выделим основные операции:

1) Начинается с анализа результатов конкретного дела, поступка, результатов контрольных работ.

2) Выделяется основная причина неуспешности.

3) Формулируется алгоритм этой деятельности в результате коллективной деятельности преподавателя и обучающихся.

4) Определяется структура алгоритма, его эвристические функции.

4. Парадигма педагогики поддержки в воспитании. В данной парадигме воспитанника определяем полноправным партнером. Тип взаимодействия субъект - субъектный.

Сущность: не вести ребенка за собой и даже не направлять его развитие, а следовать за ним, поддерживать его в осуществлении самости, помогать ему в решении собственных проблем.

Научные знания о воспитательных моделях, концепциях и теориях становятся основой проектирования воспитательного процесса в конкретной ситуации. При этом рождается новое научное знание – логика конструирования воспитательной программы. Сформулируем общую логику конструирования воспитательной программы как систему необходимых задач:

1) первая задача – знакомство с ребенком (вхождение в контакт, налаживание продуктивной коммуникации, принятие друг друга, взаимное уважение и доверие);

2) вторая задача – выявить потребности и способности ребенка, актуализировать его интерес;

3) третья задача:

а) поддержка ребенка в познании себя, что помогает ребенку определить и вербализировать цели собственного развития, собственного продвижения по жизни. Сформировать совместно с ребенком педагогические цели его развития;

б) помощь реализации своего актуального интереса («здесь и сейчас»);

в) оказание учителем помощи в осознании воспитанником собственных проблем.

Таким образом, цель воспитания ребенка оказывается продуктом совместных усилий воспитателя и воспитанника.

Задача педагога: стимулирование самостоятельности воспитанника и нейтрализации асоциальных и личностно-деструктивных целей.

Достоинства педагогики поддержки:

– исключает рассогласование целей педагога и воспитанника;

– предотвращает столкновение воли участников;

– повышает эффективность воспитательного процесса;

– позиция педагога оказывается позицией старшего товарища.

Историография педагогики поддержки

Если посмотреть на исторические корни педагогики поддержки, то можно отметить значительный вклад многих педагогов в познании содержания педагогики поддержки:

– Я.А. Коменский – видел педагогический идеал в самом человеке.

– Ж.-Ж. Руссо – призывал способствовать естественному росту детей.

– И.Г. Песталоцци – предлагал поддержку ребенку в его самостоятельном развитии.

– А. Бэн (вторая половина XIX в., Англия) связывал понимание воспитания с пониманием индивидуальности воспитанника.

– Д. Дьюи – совершил «коперниковскую революцию» в педагогике – превращение ребенка в солнце. Он предложил лозунг «Дайте жить детям» вместо «Жить ради детей». При этом говорил о необходимости опираться на присущее каждому человеку естественное стремление к максимальной, полной реализации в активной деятельности своего «Я».

– «Гуманистическая педагогика» предполагает создание условий для самоактуализации личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.