Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы педагогической теории Песталоцци




I. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспи­тания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась сла­ва "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народ­ной школы.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды.

Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным вли­янием идей Руссо после прочтения "Эмиля".

В 1774 году Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей ра­циональным приемам сельскохозяйственного труда.

Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерс­ких. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соеди­нить обучение с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта.

Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда".

В 1789 году у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоня­ют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возоб­новлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800 - 1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 - 1826).

На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобща­ет свой опыт. Среди них - знаменитая "Лебединая песня".

2. Цель школы, с точки зрения Песталоцци, - всестороннее гармоничное развитие; оно предполагает обеспечение единства умственного, нрав­ственного и физического развития и подготовку к труду.

Песталоцци выделяет и характеризует составные части элементарного образования:

интеллектуальное, целью которого является всестороннее развитие ум­ственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

физическое - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";

нравственное - всестороннее развитие нравственных задатков, необхо­димых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает уме­ние и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих уме­ний". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях за­ложена в самом человеке.

Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспи­тываться внутри его". Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль -на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.

Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизволь­ное желание индивидуумом деятельности.

Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствую­щими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих уп­ражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявле­нии его природных задатков.

Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и соб­ственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом". Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое вос­питание.

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школь-ной практики знаменитого педагога.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 232 - 234.

Латышина Д. И. История педагогики. С. 60 - 62.

 

Вопрос 51. Педагогические воззрения Ф. Фребеля




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.