Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия иррационализма




Философия позитивизма

Идеи утопического социализма и коммунизма

Немецкая классическая философия

1. Классики немецкой философии повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и своими философскими теориями.

Педагогические идеи Иманнуила Канта (1724 - 1804) складывались под влиянием руссоизма.

Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную за­дачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заклю чена величайшая тайна усовершенствования природы". Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния, расценивая воспитание как одну из важ­нейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать челове­ком только через воспитание. Он - то, что делает из него воспитание".

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) считал, что воспитание должно помочь немцам осознать себя единой нацией, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее

- культурой общечеловеческой.

Учение "Я" Фихте с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимость и активность человеческой личности.

Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) говорил, что теория и практика воспитания являются историческими феноменами. Воспитание, по Шлейермахеру, - важнейший способ снимать конфликт между стар­шим и младшим поколениями, устанавливать между ними преемствен­ную связь.

Шлейермахер считал педагогику "искусством", вкладывая в это поня­тие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и поли­тикой при определенном общественном и государственном устройстве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) утверждал, что человек -это продукт истории и что разум и самопознание - результаты деятель­ности человеческой цивилизации. Он очень высоко оценивал преобра­зующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, толь­ко благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т. е. формируется сам.

Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспи­тания и историю человеческой цивилизации.

2. На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли полу­чили развитие идеи утопического социализма и коммунизма.

Социалисты-утописты Ф.М.Ш.Фурье (1772 - 1837), К.А.Сен-Симон (1760-1825) (Франция), Р.Оуэн (1771 - 1858) (Англия) отвергали эксплуата­цию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получе­ния значительной частью населения необходимых воспитания и образо­вания. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении челове­ческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформиро­вать программы учебных заведений с учетом развития наук и промыш­ленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всестороннее развитие личности.

Авторы коммунистической доктрины, немецкие философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) рассматривали вопросы

воспитания и образования в контексте необходимой классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гар­моническом развитии личности.

3. Один из основателей философии позитивизма, француз Огюст Конт (1798 - 1857) считал, что по мере развития общества социальный фак­тор воспитания приобретает все более значимый вес. Воспитание и образование, по Конту, являются, прежде всего "совокуп­ностью объективной жизни, осмысленной как постепенная подготовка к жизни субъективной".

Джон Стюарт Миллъ (1806 - 1873) сч-итал, что воспитание преодолева­ет эгоцентризм обыденной жизни, формирует общественных людей, объединенные усилия которых являются гарантией демократии и сво­боды в обществе.

Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине XIX века пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820 -1903).

Воспитание он рассматривал как одно из наиболее значимых об­щественных явлений.

В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете ес­тественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каж­дого человека.

4. Индивидуалистическое целеполагание в воспитании ярко выразили пред­ставители философии иррационализма.

Датский мыслитель Серен Къеркегор (1813 - 1855) помышлял, прежде всего, о воспитании "отдельных живых людей" с независимыми сужде­ниями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) отрицал возможность изменений в природной сущности человеческой личности в результате внеш­него воздействия - воспитания. Желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя переменить. Перемены в поведении человека - это, прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, подводят лишь к сокрытию человеческих воли и страстей.

Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал то, что, окру­жающий мир представлен в идеальном свете - таким, каким он должен быть, а не каков он на самом деле.

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 - 1900) специально зани­мался вопросами воспитания и оставил после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Недостатки образова­ния Ницше видел, прежде всего, в пренебрежении задачами нравствен­ного воспитания.

Он упрекал гимназии в излишней специализации, которая приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся.

Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназичес­кое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного язы­ка, истории как ретрансляторов духовной культуры.

Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 227 - 232.

 

Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци

 

1. Краткий биографический очерк




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.