Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическая деятельность Ломоносова




1. В историю мировой науки вписано имя русского ученого Михаила Ва­сильевича Ломоносова (1711 - 1765) - первого отечественного академи­ка. Он оказал влияние на развитие науки и культуры России во всех областях человеческого знания: он был литератором, поэтом, языкове­дом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, хими­ком, художником, педагогом, стремившимся использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Ло­моносова-просветителя характеризуют защита интересов отечества, борь­ба за развитие науки и просвещения.

2. С именем М.В. Ломоносова связано создание Московского университета (1755) - в настоящее время одного из ведущих университетов мира. Ломоносов говорил о себе в официальном документе, что он был не только участником учреждения, но и "...первую причину подал к основанию помянутого корпуса".

Ему удалось воодушевить идеей создания нового университета графа И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, покро-вителя и просвещения, и самого Ломоносова, и дело стало быстро продвигаться.

Ломоносов составил и разработал план университета и даже программу преподавания.

Сенат утвердил представление И.И. Шувалова, и 12 января 1755 года, в Татьянин день, "Указ об учреждении в Москве Университета" был под­писан Елизаветой. 24 января того же года опубликовано "Положение об Университете".

Тогда же стала работать гимназия при университете (существовала до 1812 года).

Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ло­моносова о демократической высшей школе, доступ к которой был от­крыт для представителей разных сословий.

В 60-е гг. М.В. Ломоносов возглавлял руководство академическими гим­назиями и университетом в Санкт-Петербурге. Он определил общие правила их работы, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы в ней, составил "Регламент академической гимназии".

Ломоносов первый стал читать лекции студентам на русском языке еще в Санкт-Петербургском университете в то время, когда в качестве язы­ка науки в Европе и в России использовалась латынь.

Несмотря на все трудности развития, Московский университет посте­пенно расширял сферу своей деятельности, при нем были созданы литературные и научные общества, в том числе "Типографическое об­щество", открыта типография и книжная лавка.

3. Николай Никитич Поповский, поэт и ученый, наиболее даровитый уче­ник Ломоносова, являлся первым профессором, читавшим лекции в Московском университете на русском языке.

Вместе с Поповским в Московский университет и гимназию пришла группа молодых педагогов. Среди них три ученых магистра, воспитан­ных академическим университетом под непосредственным руководством Ломоносова:

Антон Алексеевич Барсов, преподававший вначале математику, после смерти Поповского занял его кафедру; впервые в 1766 году начал ком­ментировать на лекциях сочинения Ломоносова, причислив его, таким образом, к классикам;

Филипп Яремский, магистр философии и свободных наук, преподава­тель русской и латинской риторики в университетской гимназии;

Алексей Константинов, преподаватель русской грамматики в универси­тетской гимназии.

4. Еще одна грань просветительской деятельности М.В. Ломоносова - со­здание им так необходимых для обучения учебников и методических ма­териалов, которых на русском языке вообще не было.

Им были написаны:

• руководство "Первые основания горной науки, или Горная книжица";

• "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное";

• учебник "Российская грамматика", который в течение полувека был лучшим учебником для школ;

• книга по истории;

а также переведен с латинского учебник "Экспериментальная физика для студентов".

Одной из крупнейших педагогических заслуг Ломоносова является по­пуляризация сочинений замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского, книгу которого "Мир в картинках" он считал необходи­мым учебным пособием в гимназии.

Ломоносов стал первопроходцем в России и в решении вопросов содер­жания, методов и организации обучения. По его мнению,

• для того чтобы добиться основательности знаний у учащихся, необхо­дим постоянный контроль;

• необходимо в обучении привлекать конкретный, фактический матери­ал, исходя из убеждения, что "легче можно с примеров научиться, нежели по правилам";

• способ обучения должен соответствовать возрасту ребенка, его развитию, а учебный материал необходимо соразмерять с силами учащихся.

Большой заслугой Ломоносова является то, что в России была введена классно-урочная система - впервые в академической и университетских гимназиях, а по их примеру и в кадетском корпусе.

М.В. Ломоносов обладал редким даром не только формулировать новые педагогические идеи, но и претворять их в жизнь. В своей педагогической деятельности в академическом университете и гимназиях он осуществлял реформы в соответствии со своими глубоко продуманными про­граммами.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 237 - 242.

 

Вопрос 46. Система воспитания и образования, созданная Екатериной II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.