Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 3. Обучение, значимое для личности




Обработка результатов.

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.


 

 

Свойства характера Коэффициент «ДА» № вопросов «НЕТ» № вопросов
Гипертимность   1, 2,25., 36,50, 6 1,75, 85
Дистимичность   10,23,48,83,96 34, 58, 73
Циклотимность   6,20,31,44,55,70,80,93  
Эмоциональность   3,14,52,64,77,87 28, 39
Демонстративность   7,21,24,32,45,49,71,74, 83,94,97  
Застревание   2,16,26,38,41,62,76,86, 90 13, 51
Педантичность   4,15,19,29,43,53,65,69, 78,89,92  
Тревожность     17,30,42,54,79,9 5,67
Возбудимость   8. 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95
Экзальтированность   11,35,60,84
Ложь   9,47,59,68,83 18, 27, 37, 63

 


 

Самостоятельная работа студента.

Цели занятия: Изучить проблемы и особенности обучения врача и принципы личностно ориентированного подхода в обучении. Определить принципы подхода и совместной деятельности как основные в диалоге обучения.Научить работать с учебным текстом, правилами устного выступления, а также навыкам коммуникативной компетентности.

Место проведения: аудитория

Продолжительность занятия: 4 часа

Студент должен знать:

1. Феноменологический метод.

2. Особенности личностно ориентированного подхода.

3. Цели совместной деятельности.

4. Компоненты самостоятельной учебной работы студентов.

5. Общие правила самоорганизации студента.

6. Виды обучающей литературы.

7. Виды чтения.

8. Проблемы выбора темы, этапы выполнения письменных работ.

9. Строение и виды письменной работы.

10. Правила устного выступления. Навыки коммуникативной компетентности.

Студент должен уметь:

1. Владеть правилами самоорганизации студента.

2. Пользоваться правилами устного выступления и навыками коммуникативной компетентности.

3. Самостоятельно конструировать тему письменной работы, правильно и поэтапно выполнять ее.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

2. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.

3. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

 

Дополнительная литература:

7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.: ил.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.

10. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.

11. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

12. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.

13. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.

14. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

15. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальна педагогическая психология. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. - 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).

 

Контрольные вопросы:

1.Какие представления о личностно ориентированном подходе являются для вас актуальными?

2.Когда, по вашему мнению, возникает собственная активность и осмысленная установка студента-медика на получение высшего медицинского образования? С чем это может быть связано?

3.Какой личный опыт, полученный в вузе, является наиболее ценным для вашего личностного и профессионального развития?

4.Назовите ситуации, в которых вы чаще всего задаете себе вопросы: «Для чего я учусь?», «Чему именно я учусь?», «Знаю ли я сам, что, как и почему я делаю, когда учусь?» Объясните, кто или что помогает вам находить на них ответы.

5.Попробуйте описать мотивы, побудившие вас выбрать медицинский вуз, цели, которые вы перед собой ставили.

6.Проанализируйте педагогические технологии, которые используются в личностно ориентированном обучении. Приведите соответствующие примеры.

7.Объясните, в чем, на ваш взгляд, заключается сотрудничество преподавателя и студента в личностно ориентированном обучении.

Содержание занятия:

В медицине неизбежно присутствует естественно – научный взгляд на человека, который собирает и объясняет факты, строит закономерности, сводит многообразие к общему, проверяет гипотезы в эксперименте. Выявленные ею закономерности и принципы становятся фундаментом для дальнейших исследований и практики. В мышлении врача формируются и закрепляются логические шаги, требующие отсечения всего индивидуального, уникального, несводимого к известному общему. Без этих умений клиническое мышление врача невозможно.

В медицине присутствует также и иной взгляд на человека - гуманистический. Для него характерно распознавание уникального, понимание единичного индивидуального в человеке.

В середине ХIХ века ученые М. Шелер, В. Франкл, К. Яспер – создали феноменологический метод – особый способ получения знаний, который опирается на интуицию человека, включает его субъективность. Этот метод прошел проверку во многих науках - от физики до психологии, и сегодня стал признанным методом познания, обладающим своими требованиями и ограничениями.

Одним из главных в феноменологическом методе является тренировка рефлексии. Исследователь должен хорошо знать самого себя, потребности и слабости для того, чтобы вовремя освободить свой ум от влияний. Феноменологическому взгляду подвластны не только глубины человеческой психики, но и тончайшие дифференциации физических процессов. Чем точнее различать нюансы симптоматических проявлений, тем лучшим диагностом можно стать. Лучшие врачи - это те, кто не только умеет пользоваться рационально - логическими методами, но и осознанно или спонтанно развивает свое феноменологическое мышление.

Обращаясь к педагогам, К. Роджерс, один из основоположников философии личностно ориентированного обучения, и его последователь Дж. Фрейберг, выделяли основополагающие особенности личностно ориентированного подхода:

1 Такое обучение имеет дело с целостной личностью, со всеми ее когнитивными способностями и чувствами. Оно объединяет логическое и интуитивное познание, интеллект и чувство.

2 Оно изменяет поведение, установки и даже личность того, кто учится но также и того кто учит. Студент становится равноправным участником: в процессе обучения происходит согласование двух носителей знания (ученика и педагога) как равноправных соучастников познания. При этом неизбежен взаимообмен, когда ученики учат учителя в не меньшей степени, чем учитель учит учеников.

3 Позиция педагога радикально меняется: он перестает быть носителем абсолютного знания и занимает скромную, но адекватную роль помощника учащегося, предлагающего поддержку в саморазвитии, самопознании и самообучении. Хороший педагог может стать «зеркалом», в котором студент увидит себя самого со всеми своими возможностями.

Указанные особенности делают личностно ориентированное обучение обращенным к студентам. Оно возлагает на них большую ответственность, чем традиционное. Студенты думают самостоятельно, а педагог перестает восприниматься ими как носитель и передатчик информации, и занимает особую позицию ведущего. Таким образом, изменение позиции обеспечивается осознанием студентов своих потребностей в образовании и видением и пониманием целей и желаний, а также способностью находить средства для их достижения.

Совместная деятельность -это форма учебного диалога, в котором оба участника, и преподаватель, и студент, могут быть услышаны и поняты друг другом. Совместная деятельность может быть организованна специально, но диалог, основанный на подлинном взаимопонимании, специально организовать не возможно. Он возникает в рамках традиционной лекции или семинара, если его участники действительно хотят услышать друг друга.

Цели совместной деятельности:

1.Усвоение нового содержания. Студент, исследуя новое, делает это насущной частью своего опыта.

2.Овладение учебными действиями. Целью является выделение и пошаговое усвоение учебно-познавательных, планирующих, исполнительских, контрольно-коррекционных и оценочных действий, а так же осмысление логики их усвоения.

3.Развитие диалогических способностей личности. К ним относятся: осознанная толерантность-принятие человека таким, каков он есть; эмпатическое понимание; нахождение и реализация способов быть самим собой, умение сопротивляться постороннему давлению и провокациям.

4.Формирование способностей к внутренней оценке и к самоконтролю.

Способность к внутренней оценке включает: установление критериев, согласно которым человек оценивает свою работу. В развитии способности к самооценке особая роль принадлежит обратной связи между преподавателем и студентом, их умению формулировать собственное мнение о процессе обучения, о том, что значит для них данный курс в позитивном и негативном плане.

Наиболее значимыми компонентами самостоятельной учебной работы студентов являются:

-уяснение поставленной учебной задачи и ее принятие;

-планирование предстоящей работы;

-поиск необходимой учебной и научной информации, методической литературы;

-освоение методов научно-исследовательской работы, что становится залогом самообразования и будущего карьерного роста;

-выработка решений, продиктованных не только ситуативной необходимостью, но и требованиями творческого подхода к предстоящей деятельности;

-осмысление образовательных достижений, обоснование и защита принятых решений.

Существуют общие правила самоорганизации, знания которых могут помочь студентам эффективно построить свою самостоятельную работу:

1. Умейте распоряжаться своим временем:

-составляйте индивидуальный план работы;

-делайте перечень заданий на каждый день;

-поддерживайте свою мотивацию к учебе.

2. Заведите круг общения, соответствующий вашим новым учебным интересам:

-старайтесь поддерживать комфортную атмосферу в учебной группе;

-найдите спарринг-партнера – студента, который разделяет ваше отношение к учебе, соответствует вашему уровню познавательной активности и может стать для вас хорошим другом и помощником в учебе.

3. Находите наиболее оптимальные формы взаимодействия со спарринг - партнером или работы в группе взаимопомощи.

-обсуждение лекций;

-объяснение друг другу ключевых положений изученного материала;

-проверка знаний друг друга.

4. Используйте общепринятые организационные способы и средства, содействующие учебному процессу:

-объяснение материала товарищу;

-написание плана прочитанного текста (раздела);

-работа с книгой - вопросами и заданиями учебника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.