Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с учебным текстом




В настоящее время получили самое широкое распространение разнообразные источники информации. Книга имеет для обучения и для студента, первостепенное значение. Умение работать с печатным текстом, знание и понимание различных способов оформления научной мысли всегда помогут и в успешном учении, и в дальнейшей профессиональной жизни.

Выделяют следующие виды обучающей литературы:

Учебная - основная и дополнительная (учебные пособия, книги, рефераты.)

Регламентирующая - нормативные документы, государственные стандарты, программы.

Литература, необходимая для выполнения контрольных и лабораторных заданий, технических и практических работ.

Изучение дополнительной или рекомендованной литературы, является одним из элементов системы самостоятельного обучения, и органически связано с другими ее составляющими — изучением студентами лекционного материала, чтением учебника и периодическим выполнением программных заданий (написанием контрольных, курсовых). Следует подчеркнуть, что работу с печатными изданиями нельзя считать самоцелью — книга только один из помощников в обучении. Если нужного ответа в книге не обнаруживается, необходимо найти другой источник, либо обратиться за помощью к консультанту. Можно обсудить интересующий вас вопрос с товарищем по учебной группе, задать его более опытному человеку: важно, чтобы ничего не оказалось недопонятым. Если же в памяти удержался вопрос, на который искали и нашли ответ, значит, ваши действия были продуктивными, принесли вам пользу в виде обретенных знаний. Конечно, для такой помощи существует преподаватель, задача которого прежде всего в том, чтобы помогать студентам разобраться в изучаемом материале, объяснить недопонятые места, подсказать, как действовать в случае затруднений. Такое сотрудничество и взаимодействие должны стать краеугольным камнем в отношениях между студентом и преподавателем. Если подобные отношения не возникают, можно утверждать, что у данного преподавателя вы ничему не научитесь. По рабочему графику у каждого педагога выделено время для консультаций. Смело обращайтесь к нему, ибо это его служебная обязанность, а не признак хорошего к вам отношения. Часы консультаций можно узнать на кафедре. Если этой информации нет в свободном доступе, выясните ее у заведующего кафедрой или в деканате через старосту своей учебной группы.

Используемые в процессе обучения источники печатной информации имеют свои особенности. Рассмотрим их виды.

Монография — это достаточно объемная книга одного автора или группы соавторов, придерживающихся общей точки зрения на исследуемую проблему. Ее содержание, как правило, бывает посвящено либо одной обширной проблеме, либо научной области, которая исследуется всесторонне и исчерпывающе. Стиль написания монографии сугубо специальный, текст полон терминами и труден для восприятия. Целью является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора (или авторов). Для студенческой работы эта книга может послужить полным источником информации по изучаемой проблеме и библиографических данных, связанных с печатным материалом.

Брошюра — небольшая по объему книжка в мягком переплете. Чаще всего содержит популяризированный текст, адаптированный к пониманию неспециалистов. Для изучения проблемы чтения одной брошюры бывает явно недостаточно, однако ее значение в том, что она может на доступном уровне ввести вас в круг интересующих вопросов и проблем, рассматриваемых в изучаемой теме.

Учебник или учебное пособие - содержат нормативный, стандартизированный, общеобязательный учебный материал по той или иной дисциплине. Сведения, из указанных учебников, дают представление об основных понятиях и закономерностях данной дисциплины, систематизируют их взаимосвязи.

Тезисы докладов научно-теоретических и научно-практических конференций позволяют расширить ваши знания по определенному вопросу, знакомят с наиболее свежими идеями и мнениями, возникающими в научном мире в связи с рассматриваемой темой. Однако это утверждение справедливо только при условии, что выбранная вами тема для изучения хотя бы приблизительно совпадает с названием и тематикой конференции, по следам которой вышел сборник.

Научная статья — это печатный материал, обычно публикуемый в отраслевых журналах или сборниках. Сюда относятся самые разнообразные по характеру и объему тексты, помещаемые в определенных рубриках объединяющего их издания, а следовательно, об их направленности можно узнать заранее. Ознакомление с такими статьями содействует расширению научного кругозора, дает возможность открыть для себя новый (авторский) взгляд на проблему.

Библиографические издания представляют собой в основном специальные указатели, оповещающие о выходе определенных изданий. Они содержат упорядоченную совокупность библиографических сведений, которые информируют специалистов о том, что издано по интересующим их вопросам.

Наиболее значительный библиографический указатель — «Сигнальная информация Всероссийского института научной и технической информации» (СИ ВИНИТИ). Отечественные и зарубежные публикации по медико-социальным, гигиеническим и клиническим дисциплинам находят отражение в специальной серии «Биология».

Реферативные издания — реферативные журналы и сборники, экспресс-информация, информационные листки — содержат сокращенные изложения (рефераты) первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. В Российской Федерации подобные сборники по социальным и гуманитарным наукам издает Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) под общим названием «Реферативный журнал». Периодичность его выхода — четыре раза в год.

Полезно обращать внимание на издания Всероссийской книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись» и «Летопись периодических и продолжающихся изданий».

Для того чтобы воспользоваться информацией, содержащейся в печатных изданиях, необходимо владеть навыками пользования библиотеками и их каталогами. Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

С помощью алфавитного каталога можно найти любую книгу, если известны ее название, а также фамилия и инициалы автора. Он представляет собой карточки, на которых расписаны все имеющиеся в библиотеке книги. Большинство из них располагаются в каталоге в алфавитном порядке по фамилиям авторов, но если у книги нет автора (допустим, это сборник нормативных документов) или она написана большим авторским коллективом, то она будет помещена по первой букве названия. Издания на иностранных языках регистрируются в специальном каталоге в порядке латинского алфавита, а для книг на языках, не использующих кириллицу (китайском, иврите, арабском и пр.), существуют специализированные алфавитные каталоги. При поиске издания следует смотреть не только там, где карточка должна находиться, но и поблизости, так как она может оказаться не на своем месте по ошибке библиотечного работника или пользователя каталогом.

Если вы не вполне уверены в том, какая книга вам требуется, либо плохо расслышали название или фамилию автора, то воспользуйтесь предметным каталогом. Он построен по рубрикам, отражающим предметное содержание книг, а сами рубрики и их подрубрики расположены в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенному предмету, а уточнение аспекта, в котором рассматривается этот предмет, дается в подрубрике.

Систематический каталог похож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по тематическим рубрикам, но эти рубрики даны не в алфавитном порядке, а в соответствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины.

Каталоги новых поступлений обычно содержат информацию о книгах, полученных библиотекой за последние 3 — 5 лет.

В настоящее время создаются и уже получили достаточно широкое распространение электронные каталоги, которые существенно облегчают механический поиск необходимого издания. Их построение в основном соответствует перечисленным выше правилам учета изданий.

Заметное облегчение в работе с литературой, особенно в режиме обучения, приносят знание и умение правильно использовать различные виды чтения, следуя при этом определенным правилам.

Различают следующие виды чтения: просмотровое, ознакомительное, быстрое, изучающее, усваивающее. Из них первые четыре вида считаются скоростными, а последние два — основными, направленными на понимание и заучивание. Особым характером отличаются методы скоростного чтения: в них делается акцент на тренировке восприятия, работе глаз, внимании. Однако все же главным в работе с книгой является понимание, логическая переработка материала. Это требует целой системы логических, методологических и лингвистических умений, по отношению к которым восприятие приобретает вспомогательное, вторичное значение.

Сформировав у себя приемы осмысления и понимания текста, вы при желании сможете научиться эффективному быстрому чтению, обратившись к упражнениям и пособиям, формирующим эти несложные навыки. Дело это интересное и, безусловно, нужное, но для процесса обучения имеет ограниченное значение.

Рассмотрим более подробно остальные виды чтения.

Просмотровое чтение предполагает активное использование предназначенных для этого информационных частей книг — оглавления, аннотации, введения, заключения, предметного указателя. Если сам текст книги необходим для детального и полного понимания проблемы, которой посвящено ее содержание, то названные части достаточно успешно служат тому, чтобы охватить общий смысл книги, выявить ее основные идеи. Когда мы говорим «общий смысл», то имеем в виду не расплывчатое представление, а точное знание темы книги (о чем она), ее структуры, полноты и детальности раскрытия проблемы, условий написания и исходных позиций авторов, определяющих подход к рассматриваемой теме, а также историческое и логическое место данной книги среди других изданий по интересующему нас вопросу и, наконец, понимание ее значимости для целей обучения. Все перечисленное необходимо для того, чтобы правильно разбираться в основном тексте, лучше и полнее осмыслить тот или иной параграф. Время, потраченное на ознакомление с информационным аппаратом издания, который нередко остается незамеченным, окупается многократно. Для иллюстрации этого положения можно привести пример с пониманием иноязычного текста — насколько оказывается легче, допустим, перевести фразу из статьи, если известно, о чем сама статья.

Можно воспользоваться и другим аргументом. Существует психологический закон о становлении познавательной деятельности человека: процесс протекает естественно от целого к части, от познания общего к пониманию деталей. Общая ориентировка дает установку, предвосхищает будущее. Так, слово мгновенно узнается в контексте: зная общий смысл контекста, слово можно угадать уже по первым буквам.

Итак, работу с книгой следует начинать с общей ориентировки в ней средствами просмотрового чтения.

Ознакомительное чтение состоит из просмотра подзаголовков, первых и последних абзацев части книги (параграфа, главы), того, что выделено жирным шрифтом, курсивом, разрядкой, рассмотрения графиков, схем, формул, подрисуночных подписей. Здесь ставится цель та же, что и при просмотровом чтении: общая ориентировка в изучаемом материале. Если сразу начать работать по основному тексту, то читатель может оказаться вынужденным делать несколько заходов, так как общие положения усваиваются не сразу и не полностью. После первого прочтения многое остается недопонятым, упущенным, человек тонет в частностях, каждая из которых воспринимается как отдельная проблема. Отсюда возникает мнение, что серьезную научную книгу с первого раза не поймешь, что обучение идет от смутного понимания к все более отчетливому. Но это не обязательно. Есть и другой путь — от понимания целого к пониманию частей и далее к пониманию деталей.

Изучающее чтение — это основной вид чтения в составе учебной деятельности, результатом которого является глубокое, всестороннее понимание информации. Приемы этого вида чтения мы используем, например, при подготовке к семинару, когда необходимо осмыслить предложенную информацию и суметь ответить на вопросы преподавателя с опорой на конспект. При этом знания еще не перенесены в долговременную память — идти на экзамен или зачет рано, да и решить какую-нибудь практическую задачу будет еще не просто.

В учебной деятельности студентов изучающему чтению чаще всего сопутствует составление конспекта. Конспект — краткое, системное, осмысленное изложение содержания текста. Системность и краткость фиксируются в тезисах, а осмысленность — в вопросах и комментариях. Конспектирование является очень продуктивным приемом, как в отношении понимания, так и в отношении запоминания. Безусловно, составляющие его приемы могут использоваться отдельно и не фиксироваться на бумаге, если содержание читаемого, достаточно, простое. В противном случае все же стоит вести рабочие записи.

Рассмотрим основные приемы изучающего чтения.

1. Постановка вопросов и поиск ответов на них.

Вся подготовительная работа с книгой завершена. Вы просмотрели учебный материал, ознакомились с выбранной темой и перешли к непосредственному изучению конкретного параграфа. Более точному уяснению его содержания способствует прием постановки вопросов. Полное понимание складывается из весьма различных составляющих, поэтому и вопросы могут возникать в связи с разными сторонами текста — непонятными словами и предложениями, не вполне ясными логическими связями между фразами и абзацами, с формулами и, наконец, с подтекстом и общим замыслом автора. Если речь идет о незнакомом для читающего материале, то вопросы возникают повсеместно, на каждом шагу он оказывается в ситуации, когда надо остановиться, прерваться и разобраться в чем-либо. И это явление положительное: плохо, если вопросы отсутствуют. Скорее всего, это значит, что происходит лишь поверхностное чтение, процесс осмысления не складывается. Назначение описанного приема в том, чтобы не пропустить непонятное место, суметь сформулировать свой вопрос и найти авторский ответ на него. Всегда следует помнить, что прочно усвоить можно только тот материал, который хорошо понят. В этом и заключается эффективность данного приема работы с текстом.

2. Составление комментариев. Делать это удобнее всего при конспектировании, оставляя для них пространство (боковые поля) в тетради конспектов или вклеивая отдельные листы, которые не будут мешать при последующем просмотре. Поводом для комментариев могут послужить вопросы, оставшиеся для вас неясными при чтении и требующие дальнейшего разъяснения. При обсуждении проблемы с консультантом (коллегой, преподавателем) вы найдете ответ и впишете его в качестве комментария рядом с вопросом. Ответ нужно вписывать обязательно рядом, так как если его поместить в другую часть конспекта, то он, скорее всего, ускользнет из сферы внимания. При комментировании можно отметить взаимосвязность (или различие) нового, обретаемого вами при чтении знания с прошлым, старым, возможно даже полученным в ходе предшествующего школьного образования. Это, с одной стороны, придает уверенность в себе, с другой — открывает вам ценность нового знания. На полях могут быть расставлены условные значки, привлекающие ваше внимание и одновременно отражающие оценку вами отдельных частей конспекта.

3. Составление плана прочитанного текста. Этот прием особенно удобен в ситуации, когда изучающее чтение направлено на недостаточно структурированный текст большого объема. Так, научная статья часто не имеет столь выделенных частей изложения, как, например, учебное пособие; сделанные в ней переходы от введения к основной части могут быть неявными и т.п. Составление текста помогает восстановить содержание текста в краткой форме, что служит основой для его обдумывания. План также указывает на наличие отдельных частей изложения, позволяя удержать в сознании ход мысли автора. Если читающий может составить развернутый план текста, это указывает на достаточную глубину проникновения в него. И наоборот, если при чтении отслеживаются только четко выраженные части структуры и отдельные отрезки текста, а за ними и «строчки плана» воспринимаются и формулируются слишком обще, это говорит о поверхностном чтении.

4. Формулировка тезисов. Тезис представляет собой краткое выражение основной мысли какого-либо раздела текста. Целью составления тезисов, в отличие от плана, является не последовательное восстановление содержания, в ходе которого происходит его обдумывание, а выделение и осмысление идей, высказанных автором, расстановка акцентов их значимости, уяснение логических взаимосвязей и пр. Формулирование тезисов особенно полезно, когда усвоение содержания наталкивается на значительные затруднения, требующие продолжительного обдумывания. Это необходимо также в тех случаях, когда в самом тексте уже имеются кратко сформулированные положения, подытоживающие смысл сказанного: составление тезисов будет способствовать их запоминанию.

Результаты изучающего чтения наилучшим образом демонстрирует конспект — краткое, системное, продуманное изложение содержания книги (лекции) или отдельных ее частей. Этот вид фиксирующих записей объединяет в себе другие рассмотренные виды, ибо его системность и краткость отражаются в форме тезисов, а вдумчивое осмысление текста — в вопросах и комментариях.

Усваивающее чтение не менее значимый для учебной деятельности вид чтения, чем изучающий, предусматривающий прочное запоминание учебной информации и умение использовать ее на практике. Оно применяется при подготовке к коллоквиумам, зачетам и экзаменам. Разберем приемы усваивающего чтения.

1. Заучивание наизусть — процесс заучивания заключается в переводе информации из оперативной памяти человека в долговременную. При этом если информация понятна, то этот процесс протекает естественно и легко и становится для запоминающего интересным. Если же информация непонятна, то такой процесс может чрезвычайно утомлять человека и даже подорвать его здоровье.

В ходе обучения медицине студенты сталкиваются с необходимостью усвоения и запоминания большого объема специальных слов, названий, терминов. Самый продуктивный способ запоминания — выявление исторических оснований словообразования, поиск близких по значению слов или слов такой же корневой основы. Одним из приемов в крайнем случае может стать и опора на ассоциации, возникающие при употреблении слова.

Основным приемом заучивания, как известно, является повторение. Большое значение приобретает использование разнообразных форм повторения, что позволяет как-то по-новому воспринять уже знакомый материал, выделить в нем то, что до этого не было замечено.

2. Реферативный пересказ — краткое изложение какой-либо завершенной темы, отражающее ее содержание. При этом не просто проговариваются отдельные формулировки, но в связном пересказе раскрывается рассматриваемый вопрос. В учебнике или книге для реферативного пересказа может быть избран отдельный параграф (или некоторые его части). Однако, пересказывая, формулировать его нужно кратко, выбрав самое основное и затратив на это буквально несколько минут. Используя этот прием для запоминания, лучше проговаривать сложившиеся формулировки вслух или шепотом, опираясь при этом на заранее составленный план.

3. Ответы на контрольные вопросы и решение задач. Для более эффективного понимания и заучивания содержания воспользуйтесь вопросами и задачами, которые всегда можно найти в учебном пособии или получить у преподавателя. Работайте только с ними, так как пока уровень ваших собственных знаний еще недостаточно высок, чтобы самим правильно сформулировать контрольные вопросы и задания. В комплект учебной литературы по тому или иному предмету входит учебное пособие, называемое «Методические указания по изучению дисциплины». В нем помимо учебной программы содержатся также и контрольные вопросы.

По мнению психологов исследовавших память ясно, что если работа по запоминанию основывается на активной интеллектуальной деятельности, оно протекает более эффективно, а результат достигается быстрее. И все же существует ряд стандартных советов, выполнение которых может облегчить этот процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.