Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика рефлексии процесса обучения, значимого для личности




Практические советы

1. Память человека очень индивидуальна, поэтому необходимо понаблюдать и выделить самые общие параметры собственной памяти, найти приемы запоминания, помогающие лично вам.

2. Эффективнее всего запоминается, если заучивать вслух. Проговаривание необходимо для того, чтобы информация в мозг поступала через разные сенсорные механизмы. Поэтому сначала просто прочитайте вслух отрезок информации, подлежащий заучиванию, затем попробуйте его повторить, заглядывая в текст или в конспект, но не переходите на чтение — сделайте усилие первого воспроизведения. Отложите этот материал на некоторое время, а потом повторите все сначала.

3. Сколько раз следует обращаться к заучиванию, чтобы получить более-менее устойчивый результат? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ибо возможности человека весьма индивидуальны. Можно только посоветовать понаблюдать за собой, выполнить несколько попыток и опытным путем получить ответ.

4. Время между этапами заучивания не должно быть менее 2—3 часов, однако и слишком большой интервал делать не стоит. Если вы решите повторить заучивание через день-два, то все придется начинать сначала. Между возвратами к заучиваемому тексту можете заниматься другими делами — читать, конспектировать, выполнять любую иную работу.

5. Не удивляйтесь, что сразу после заучивания вы не можете уверенно и быстро восстановить нужную информацию. Не считайте, что время пропало зря. Одно из замечательных свойств долгосрочной памяти состоит в том, что информация может быть легко восстановлена при обращении к опорным средствам, хотя бы к конспекту.

Как проверить, оказалось ли обучение значимым для личности?

Как узнать и убедиться в том, что, например, последний год (или предыдущий семестр) действительно принес важные позитивные изменения?

Представим себе, что человек, например, рискнул отправиться в далекое долгое путешествие потому, что сейчас ему нравится эта идея (или потому, что он хочет обрести некоторую независимость, или, наоборот, кто-то, допустим родители, хочет, чтобы он туда поехал, или что-то еще). От чего зависит, понравится ли ' ему путешествие, окажется оно интересным или скучным? Будет ли он доволен и сможет ли через много лет сказать: это было правильное решение? Одно дело, если результатом и наградой за это долгое и нелегкое путешествие станет свидетельство (диплом) о том, что он был участником путешествия и прошел его до конца. Поможет ли это достижение в его дальнейшей жизни? Даст ли хоть в чем-то преимущество перед теми, кто не испытал всех его трудностей? Или свидетельство (диплом) висит на видном месте (а как вариант — спрятан подальше), человек продолжает жить, не ощущая никакого влияния от совершенного им?

Все это зависит от многих условий, но определяющей все-таки является собственная активная позиция того, кто принимал решение и делал все для его осуществления, ибо он сам решил, что это нужно лично ему.

Мы предлагаем следующие рефлексивные вопросы, направленные на самопознание.

1. Знаю ли я, для чего (или ради чего) учусь? Понимаю ли свои смыслы, ценности, цели? Изменилось ли это понимание за последнее время? Могу ли я заметить, что вижу смысл не только в самом факте обучения, но и в каждом из этапов процесса? Что я переживаю — хорошие чувства и удовлетворение или дискомфорт, разочарование?

2. Знаю ли я, чему именно учусь? Могу ли хорошо включать новое содержание в круг того, чего уже знаю? Могу ли сказать себе, что освоил или сейчас осваиваю нормы и способы профессиональных действий? Чувствую ли я, что полученные знания проясняют мои личные жизненные вопросы или проблемы? Часто ли возникает у меня желание сейчас попробовать сделать что-то из того, чему я научился? Как я отношусь теперь к тому, что изучил? Что из этого я хочу сделать конкретно? Могу ли я опереться на это в жизни?

3. Знаю ли я, как я учусь, что мне помогает и что мешает? С помощью каких средств, и при каких обстоятельствах я могу делать это наилучшим образом? Есть ли у меня свой собственный стиль учения? Эффективен ли он? В чем он помогает, а где не очень эффективен?

4. Знаю ли я сам, что, как и почему я делаю? За что я несу ответственность перед собой и другими в связи с моим обучением? За что я могу отвечать, а что нет?

5. Заметил ли я в себе изменения, связанные с моей учебой, профессией? Может быть, кто-то другой заметил и сказал мне об этом? — Мои друзья? Преподаватель? Пациенты? Коллеги? Какие чувства я испытываю в связи с этим — удовлетворение, тревогу, разочарование, раздражение? Как я понимаю эти изменения? Могу ли я объяснить их себе? Как я к ним отношусь? Какова моя позиция? Что я намереваюсь сделать в связи с этим? Что мне хочется сделать?

Задайте себе эти вопросы и попытайтесь дать честные ответы.

Образование, значимое для личности, имеет смысл только тогда, когда человек способен ставить и находить ответы на многие вопросы: зачем учить или учиться, что учить и чему учиться, какие использовать для этого эффективные средства? Если получаешь на них ответы, тогда можно взять на себя ответственность за процесс, за результат и за последствия.

Таким образом, собственная активность понимается как включение личности в процесс образования: человек сам занимает позицию, в которой не только и не столько его учат, сколько он сам себя не бросает на произвол. Только тогда он может воспринимать себя центральным звеном ситуации: самостоятельно вести этот равноправный процесс одновременно с педагогом-профессионалом, навигатором в воспитании, обучении и развитии. Таким и является образование, значимое для личности. Оно напрямую связано с непростыми для каждого студента вопросами профессионального самоопределения, становления профессиональной позиции, поиска профессиональной идентичности, т.е. всего того, что определяет для него возможность стать и в дальнейшем быть врачом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.