Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное общение. Конфликты в медицине




Тема № 4. Педагогическая ситуация в работе врача.

Обработка и интерпретация результатов

Внесите в таблицу выбранные вами ответы: за каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу в соответствующий столбец.

 

Номер вопроса Выбор ответа
а б в
  Д Л Л
  Д Л Л
  А Д Л
  Д А Л
  Д А Л
  Д А Л
  Д А Л
  А Д Л
  А Д Л
  А Д Л
  А Д Л
  Д А Л
  Д А Л
  А Д Л
  А Д Л
  А Д Л
  Л Д А
  Д А А

 

Подсчитайте, сколько баллов приходится на: А — автократический (авторитарный) стиль руководства; Д — демократический стиль руководства; Л — либеральный (попустительский) стиль руководства.

Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12 — можно говорить о склонности к демократическому стилю, если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л — можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А — о склонности к либерально-демократическому стилю.


 

Цели занятия: изучить педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.

Место проведения: аудитория.

Продолжительность: 4 часа.

Студент должен знать:

1. Педагогическое общение в работе врача.

2. Определенный минимум информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

3. Средства общения.

4. Невербальные компоненты общения.

5. Каналы восприятия.

6. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

Студент должен уметь:

1. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

2. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.

3. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

4. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

5. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.

6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

Дополнительная литература:

7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.

10. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.

11. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.

12. Творогова Н. Д. Психология управления. Практикум. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 496 с.

13. Стародубов В. И., Сидоров П. И., Коноплева И. А. управление персоналом организации. Учебник для вузов/Под ред. Стародубова В. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 1104 с.: ил.

14. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

15. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.

16. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.

17. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

18. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальна педагогическая психология. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. - 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).

 

Контрольные вопросы:

1. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?

2. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?

3. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?

4. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

5. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.

6. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.

7. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

8. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?

9. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.

10. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?

Содержание занятия

В основе деятельности врача лежат специальные знания, в целом относящиеся к естественным наукам. Однако в ситуации практического действия врач выступает как сотрудник медицинского учреждения, или как профессионал, обязанный действовать согласно нормам, принятым в этой деятельности, и постоянно повышать уровень своего мастерства. Однако в деятельности врача существуют такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т.п. В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.

Педагогические действия предполагают обращенность к человеку, но одновременно и к определенному культурному содержанию с целью передачи и усвоения содержания этим человеком. В рамках обобщенного понимания педагогической ситуации такого человека называют учащимся - постигающим для него неизвестное, чужое. Для педагогической ситуации принципиально, что между преподавателем и обучаемым лежит особый предмет, сформированный в ходе отбора культурного содержания, в процессе обучения его называют учебным предметом. Схематично педагогическую ситуацию можно описать, как наличие трех составляющих и их связей: преподаватель, обучаемый и то отобранное культурное содержание, которое приготовлено к передаче.

Во всем многообразии человеческой жизни каждый сталкивается с ситуациями, которые могут быть определены с точки зрения педагогики. Часто позиции обучаемого и преподавателя обозначены социальными ролями и имеющимися у участников жизненным опытом. Так, студенты почти автоматически воспринимаются в качестве учеников, а на родителей возлагаются педагогические функции, так же как и на лектора или выступающего по отношению к аудитории. И пациент почти всегда ждет от врача не только профессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта в формировании умений. Таким образом, пациент готов быть «обучаемым», он нуждается в том, чтобы врач занял по отношению к нему позицию сходную с педагогической. В практике повседневной работы врач попадает в педагогическую ситуацию не только с пациентом. В качестве его партнера – могут выступать другой работник здравоохранения (коллега – врач или средний медицинский персонал), родственники пациента, социальные работники и д.р.

В работе врача в качестве педагогических признанны случаи:

1. Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам.

2. Передача личного опыта коллегам.

3. Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов.

4. Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными.

5. Формирование у пациента ответственного отношения к лечению.

6. Объяснение ему значений процедур и лекарственных средств.

7. Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

8. Участие в просветительских программах.

Приняв на себя педагогическую задачу, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую ведет врач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.