Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексы упражнений




Лет

Лет

Года

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам стремится двигаться и охотно выполняет все новые и новые задания. Основными формами занятий с малышами-дошкольниками в режиме дня являются утренняя гимнастика, физкультурныезанятия, физические упражнения и подвижные игры во время прогулок.

С детьми этого возраста надо заниматься физическими упражнениями несколько раз в день. Утренние занятия обладают тем преимуществом,что сразу после сна «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях. Зарядка помогает малышу быстро стряхнуть с себя остатки сна и включиться в дневной ритм. Поэтому старайтесь как можно раньше воспитать у детей привычку делать утреннюю гимнастику, особенно у тех, которые с трудом просыпаются и неохотно встают с постели.

Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом детей. Трёхлетний ребенок выполняет ее в течение 4—5 мин, а шестилетнийзанимается уже 10—12 мин. Интенсивность нагрузки постепенно растёт.Это происходит за счет увеличения количества упражнений (с 4 до 6), числа их повторений (с 5 до 8) и продолжительности выполнения упражнений, которые вызывают наибольшее учащение пульса,— бега и подскоков (с 10—15 до 30—40 с каждое).

Во время зарядки лучше использовать легкие и уже хорошо знакомые малышу упражнения. Чтобы комплекс не наскучил ему, периодически,приблизительно через 7—10 дней, заменяйте 1-2 упражнения.

При составлении комплекса упражнений для утренней гимнастики обращайтевнимание на последовательность выполнения (65) упражнений: сначала — 1 или 2 вводных упражнения (потяги­вание, ходьба, бег), потом упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног и завершают гимнастику бегом и ходьбой.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

 

 

Для мышц плечевого пояса: поднимать руки вперед, в стороны, вверх, за спину и опускать; перекладывать из одной руки в другую маленький мячик — перед собой, за спиной, над головой; раскачивать одновременно двумя руками (прямыми и согнутыми) вперед-назад.

Для мышц ног: приседать, держась за спинку стула, скамейку и без поддержки; приседая, коснуться руками пола, поло­жить и взять предмет; поднимать поочередно ноги, сгибая их в ко­ленях, подниматься на носки.

Для мышц туловища: сидя на полу или на скамейке, подтянуть ноги к себе, выпрямить их; положить, взять мячик сбоку или сзади; наклониться вперед, в сторону; положить на пол пред­мет, взять его; из положения лежа на спине повернуться на живот и обратно; лежа на животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.

 

 

Для мышц плечевого пояса: поднимать руки в сто­роны, вверх, отводить за спину, на пояс, перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять согнутыми в локтях руками круговые движения; поднимать гимнастическую палку вверх, опус­кать за плечи.

Для мышц ног: приседать, держа руки на поясе, в сто­роны; поднимать поочередно правую и левую ноги, согнутые в коле­нях, выпрямлять вперед, снова сгибать и опускать; подниматься на носки и стоять, оттягивать носки, сгибать стопы; захватывать стопами и перекладывать с места на место предметы.

Для мышц туловища: поворачиваться вправо и влево, наклоняться вперед, в стороны из положения стоя и сидя; пере­кладывать предметы из руки в руку над головой; лежа на спине и сидя, поднимать, сгибать, разгибать и опускать прямые руки; в упоре стоя на коленях прогибать и выгибать спину.

 

 

Для мышц плечевого пояса: поднимать руки вверх без предметов и с предметами (палка, веревка, обруч, мяч), стоя и сидя; поднимать палку вперед вверх, за плечи/отводить в сто­рону, класть на грудь; махать руками вперед, назад, при каждом взмахе поднимать руки все выше, делать хлопки впереди и сзади (66) себя; сгибать и разгибать руки в стороны из положения руки перед грудью; делать круговые движения прямыми руками попеременно и одновременно; сгибать и разгибать кисти, сжимать и сжимать пальцы.

Для мышц ног: приседать, держась за опору, без опоры (держать спину и голову прямо, колени разводить в стороны); выполнять приседания с предметами, делать два-три полуприседания, с каждым разом все ниже; выставлять попеременно ноги на носок, вперед или в сторону; поднимать прямую ногу вперед махом; поднимать поочередно правую и левую ноги, согнутые в коленях, и делать хлопок под коленом, обхватывать колено руками, касаться его веревкой, палкой, обручем; подниматься на носки; передвигаться на пятках, опираясь носками ног о лежащую на земле палку, вправо и влево приставным шагом; сидя на полу, перекладывать предметы, захватив их пальцами ног, вправо, влево, подтягивая к себе, и снова выпрямить ноги.

Для мышц туловища: встать к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимать руки вверх и опускать их, касаясь стены; поворачиваться вправо и влево из положения ноги вместе, сидя на полу, с предметами; наклоняться вперед, вниз и в стороны из положения стоя, ноги на ширине плеч; касаться носков ног руками, класть предметы на пол перед собой, брать их; сидя на стуле или скамейке (верхом), наклоняться вперед и в стороны, класть предметы перед собой и сбоку, брать их; поднимать и опускать поочередно прямые ноги, выполнять скрестные движения ногами из положения сидя (опираясь руками сзади) и лёжа на спине; лежа на животе, приподнимать голову и плечи от пола, руки разводить в стороны, ноги держать прямо; стоя на коленях, садиться на пол справа и слева от колен; лежа на спине делать «ножницы» в горизонтальном и вертикальном направлении; подтягивать голову, ноги к груди — группироваться.

 

Основной формой обучения малыша физическим упражнениям является физкультурное занятие, в котором можно выделить три части: вводную, основную и заключительную.

Цель вводной части — повысить настроение малыша, активизировать его внимание, подготовить его организм к нагрузкам основной части. Поэтому следует включать в разминку строевые упражнения, ходьбу, бег, прыжки, упражнения для улучшения осанки и профилактики плоскостопия.

Основная часть занятия включает три элемента — выполнение общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям и одну подвижную игру. Необходимо уметь подбирать и правильно чередовать движения на физкультурном занятии. Без этого ребенок не сможет успешно овладеть необходимыми двигательными навыками.

Можно пользоваться такой примерной месячной схемой в течение года:

1 неделя - обучение равновесию и упражнения в лазании;

2 неделя - обучение прыжкам и упражнения на равновесие; (67)

3 неделя - обучение метанию и упражнения в прыжках;

4 неделя - обучение лазанию и упражнения в метании.

 

Первый вид движений — основной, а второй — дополнитель­ный (общеразвивающий), используемый для повторения и закрепле­ния освоенного, а также для переключения малыша с одной двигательной деятельности на другую. Увеличивая ежемесячно ко­личество освоенных упражнений и нагрузку, необходимо соблюдать основной педагогический принцип — от простого к сложному.

Завершает основную часть подвижная игра. Физические упраж­нения в форме игры увлекают детей, вызывают у них положитель­ные эмоции и дают им максимальную двигательную разрядку.

Заключительная часть занятия включает либо игру, либо физические упражнения с постепенным снижением темпа для восста­новления частоты пульса.

Физкультура на свежем воздухе - прекрасная оздоровительная процедура. Обязательно включайте в эти занятия беговые упраж­нения разной интенсивности: они хорошо развивают выносливость. Ребенок выполняет три пробежки с небольшой скоростью (100 м за 60 - 100 с); две - со средней (60 - 100 м за 1 мин) и чуть более высокой скоростью (100 м за 35 - 60 с). Медленный бег включают в вводную, основную (после закрепления основного движения) и заключительную части; бег со средней скоростью — в основную часть (после общеразвивающих упражнений и разучивания основных видов движений). Быстрый темп бега задаётся в подвижных играх.

Продолжительность занятий для детей 3-4 лет – 15-20 мин, 4-5 лет – 20-25 мин, 5-6 лет – 25-30 мин. Время занятия можно распределить следующим образом: вводная часть – 2-6 мин, основная – 15-25 мин (в том числе 3-7 мин – общеразвивающие упражнения, 8-12 мин – основные, 4-6 мин – подвижная игра) и заключительная – 2-3 мин. Продолжительность каж­дой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовлен­ности ребенка.

Еще раз подчеркнем исключительно большое значение правильной дозировки упражнений, так как дети младшего возраста при нарушении этого требования быстро устают и могут потерять интерес к физкультуре. Начинайте с минимальной нагрузки и всегда следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

О реакции организма малыша на физическую нагрузку можно судить по внешним признакам утомления. Ребенок начинает отвлекаться, появляется слабость, одышка, бледнеет или краснеет лицо, нарушается координация движений.

Более объективную и точную характеристику физической нагруз­ки дает подсчет пульса ребенка на протяжении всего занятия. После вводной части пульс не должен участиться более чем на 20—25%, после основной — не более чем на 50%, после подвижной игры он может возрасти на 70—90 и даже 100%. Через 1—2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня и ни в коем случае не превышать его более чем на 15—20% — это сигнал о необходимости снизить нагрузку. (68)

 


 

Чтобы оценить тренирующий эффект физкультурного занятия надо рассчитать среднюю ЧСС. Для этого надо подсчитать ЧСС после каждой части занятия (вводной части, основной части – общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры и заключительной части), затем сложить результат и сумму разделить на 5 (количество измерений пульса).

В 3—4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие среднюю ЧСС не менее 130—140 уд/мин, 5—7-летнем — не менее 140—150 уд/мин. Чтобы достичь такого высокого пульса, шире используйте такие упражнения, как бег, прыжки, подскоки, игры с мячом и т. п.

Уровень двигательной подготовленности малыша родители могут определить сами по развитию основных движений – ходьбы, бега, прыжков, метаний и двигательных навыков и качеств быстроты, силы, выносливости. Для этого в конце книги помещены контрольные упражнения для оценки двигательной подготовленности малыша, а также примерные комплексы упражнений.

С дошкольного возраста начинают детей учить плаванию катанию на коньках, лыжах, санках, велосипеде. Это доставляет детям огромное удовольствие, развивает их физически и укрепляет их здоровье. Обучать детей плаванию рекомендуется с 4- -5-летнего возраста. Приучать ребенка к воде надо постепенно. Вначале он привыкает не бояться играть и плескаться на мелководье, погружаться в воду. Пятилетний малыш должен уметь выполнять в воде упражнения: сидя, двигать ногами вверх и вниз, приседая, погружаться в воду до подбородка, до глаз, опускать в воду все лицо. К 6 годам он уже может плавать произвольным способом.

Кататься на коньках дети могут с 5- 6 лет. Здесь также соблюдайте последовательность и постепенность в обучении ребенка. Вначале научите его просто стоять на коньках, потом скользить с помощью взрослого, а уже затем разрешите ему попробовать покататься самостоятельно.

Любимое зимнее развлечение ребят - катание на санках. При помощи взрослого дети могут кататься с 3—4 лет. Начинать надо с небольших горок или пологих склонов. Обязательно научите ребенка приемам управления санками. С 5 лет он должен уметь подниматься с санками в горку и тормозить при спуске с нее, прокатить своего сверстника на санках.

В 3—4 года ребенка можно начинать учить и катанию на лыжах. Прежде всего, правильно подберите лыжи. Лыжи должны доходить до конца пальцев вытянутой вверх руки ребенка, а палки — до подмышек.

В этом возрасте ребенок может передвигаться на лыжах по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом. К 5 годам его навыки совершенствуются: он уже ходит по слабопересеченной местности, делает повороты переступанием на месте — вправо влево и кругом в обе стороны,— может подняться на горку разным способами: ступающим шагом прямо, наискось, «полуелочкой». Ребёнок этого возраста может преодолеть на лыжах до 1000 м. В 6 лет (70) он должен выполнять на лыжах еще больше движений: ходить переменным шагом по пересеченной местности; делать повороты переступанием не только на месте, но и в движении; взбираться на горку, спускаться с нее, слегка согнув ноги в коленях. Расстоя­ние, которое может преодолеть малыш в спокойном темпе, увеличивается до 2 км.

Трехлетнего ребенка уже можно обучить катанию на велоси­педе. Сначала ребенок должен освоить трехколесный велосипед. Научите его кататься по прямой, по кругу, делать повороты влево, вправо. С 5 лет можно переходить на двухколесный велосипед. В 6 лет ребенок должен кататься на двухколесном велосипеде по прямой, делать повороты влево и вправо.

Шестилетние дети с удовольствием постигают основы спортив­ных игр. Им вполне доступны бадминтон, городки. Они с удовольст­вием играют в баскетбол, футбол, хоккей. Проводя занятия с детьми на воздухе, обязательно включайте в них эти игры.

Спортивные развлечения не только укрепляют ребенка физичес­ки, но и закаляют его.

 

 


В данном разделе приводятся примерные комплексы упраж­нений, а также контрольные упражнения, с помощью которых родители смогут проверять физическую подготовленность детей каждые полгода.

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

 

Комплекс 1

 

1. Подвижная игра «Кот и мышка» - 30-40 с.

2. «Покачай руками». Исходное положение (и.п.) — стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Покачивать попеременно обеими руками вперед и назад. Повторить в среднем темпе 8—10 раз.

3. «Колесо» И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

4. Перекатывание мяча. Ходить по комнате и, наклоняясь вперед, перекатывать большой мяч по полу, толкая его руками – 30-40 с.

5. Перешагивание через гимнастическую палку. Перешагивать через палку, слегка приподнятую над полом. Повторить 6—8 раз.

6. Прокатывание мяча. Поставить стул посередине комнаты. Малыш, сидя на полу напротив стула, прокатывает мяч между его ножками. Повторить 3—5 раз.

7. «Вертушка». И. п. — стоя прямо, ноги шире плеч, руки опущены. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками. Повторить в среднем темпе 5—7 раз.

8. Приседание с мячом. И. п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, мяч спереди в опущенных руках. Присесть, поднять мяч вверх, держа спину прямой. Встать, мяч опустить. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

9. Подвижная игра «Поймай комарика» — 25—30 с.

10. «Бычок». Ходить по комнате, поворачивая голову направо и налево, подражая бычку — 15—20 с.

 

Комплекс 2

 

1. Подвижная игра «Трамвайчик» — 25—30 с.

2. «Самый высокий». И. п.— стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены. Поднять мяч вверх, потянуться к нему, подняться на носочки, вернуться в исходное положение. Повторить медленно 3—5 раз.

3. Скрещивание рук. И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками разведены в стороны. Поднять прямые руки вверх, скрестить над головой и опустить вниз, скрещивая перед собой. Повторить в среднем темпе 3—5 раз.

4. «Покачайся с флажками». И. п.— то же. Покачать туло­вищем вправо и влево, не сгибая рук. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

5. «Ласточка». Выполнять «ласточку», сохраняя равновесие как можно дольше. Повторить по 2—3 раза на каждой ноге.

6. Переступание через скакалку. И. п.- сидя на полу, сог­нув ноги, упор руками сзади. Скакалка лежит на полу перед ногами. Поочередно переступать через нее левой и правой ногой – туда и обратно. Повторить 3—5 раз. Затем то же, но ноги пере­носят одновременно.

7. Прогибание с гимнастической палкой. И. п.— лежа на животе, вытянув руки с палкой вперед. Поднимать палку от пола вверх. Повторить медленно 2—3 раза.

8. Подвижная игра «С кочки на кочку» — 25—30 с.

9. «Футбол». Ходить по комнате, толкая перед собой мяч.
Выполнять 30—40 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.