Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязи психологии с другими науками 8 страница




Образованные связи, следы в коре мозга с течением времени ослабляются или даже разрушаются, если их не подкреплять но­выми воздействиями. Попросту говоря, полученные сведения за­бываются. Особенно быстро забывается плохо осмысленное (бед­ное связями), слишком большое по объему, не закрепившееся на практике, а также то, что запоминалось без интереса, без пони­мания того, зачем оно нужно.

Сохранение — непассивный процесс удержания информации.

В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят­ство эмоциональной памяти и т.д.), условий и организации за­учивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, перехода от сохранения в сознании к вы­теснению в бессознательное. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там. Воз­можность вызвать в состоянии гипноза воспоминания и тип пове­дения, присущие детскому возрасту, дает основание говорить о том, что в памяти человека оставляет след все, что оказывает воз­действие на него, хотя порой это недоступно для сознательной дешифровки.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала.

Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Воспроизведение может происходить и без опоры на до­статочно четкий образ воспринимавшихся ранее явлений и пред­метов, событий: материал припоминается целенаправленно, и нужный образ воссоздается нередко с применением больших уси­лий. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет­ся опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто уз­нать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. То, что, включаясь в деятельность человека, является значимым и интересным для него, не забыва­ется. И поэтому включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями личности и, следовательно, борьбы с забыванием.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое — непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости.

В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонук­леиновых кислот.

От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосроч­ное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

При изучении данной проблемы важно попытаться оценить возможности своей памяти и приложить усилия для ее совершен­ствования в целом, а на этой основе — и для развития професси­ональной памяти.

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа­ции, соответствующие тренировки памяти.

Мышление в психологии определяется как психический позна­вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож­ных связях и отношениях. Оно представляет собой познание дей­ствительности, основанное на использовании ранее приобретен­ных знаний, опыта.

Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответству­ющих образов в нашем сознании, то процесс мышления соверша­ется сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син­теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб­щения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опи­раясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышле­ния находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания,

и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.

Опосредованный и обобщенный характер мышления позволя­ет человеку познавать не только явления, но и их сущность. Для человека оказывается доступным установление различных связей и отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные закономерности.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существен­ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — уст­ной или письменной, вслух или про себя.

Суждение — это отражение связей между предметами и яв­лениями действительности или между их свойствами и призна­ками.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Ис­тинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суж­дение, наоборот, выражает связь между объективными явления­ми, в действительности не существующую.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»). В частных суждениях утверждение или отри­цание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях — только к одному (например, «Этот студент плохо учится»).

Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах.

Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (общему суждению).

Дедукция — это умозаключение, идущее от общего положения (суждения) к частному случаю.

В психологии различают следующие виды мыслительных опера­ций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, кон­кретизацию, классификацию и систематизацию.

Суть операции анализа состоит в разложении целого на состав­ные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно рас­членить на элементы.

Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен­ных связей. Так, например, многочисленные данные аэрофото­съемок постепенно объединяются и дают общую картину изучае­мых объектов, больших территорий.

Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв­лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними.

Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обоб­щенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от исти­ны, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее.

Обобщение сводится к объединению многих предметов явле­ний по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.

Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част­ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен­ным признакам.

Систематизация — это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам, как существен­ным, так и несущественным.

В зависимости от характера познавательной деятельности чело­века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен­но в процессе деятельности человека.

Образное мышление протекает на основе образов, представле­ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше.

Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно­ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются. Отвлеченное мышление развивается на основе глубокого знания теории, умения оперировать сложны­ми понятиями, а также благодаря большому запасу представле­ний, которые по мере их обобщения перерастают в понятия.

Мышление связано не только с познавательными психически­ми процессам, но и с волей, чувствами, другими психическими феноменами. Воля влияет на процесс мышления, стимулирует его активность, движение. Ведь каждому известно, что для решения сложной задачи приходится прилагать большие усилия воли.

Интеллектуальные чувства, такие как удивление, сомнение, уверенность, любознательность, также стимулируют мысль. Одна­ко чувства могут влиять на мышление и отрицательно (например, неуверенность). Поэтому, развивая мышление, надо заботиться о том, чтобы мысль не подчинилась влиянию отрицательных чувств.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или ин­теллектуальными качествами человека. Это глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не­которые другие.

Глубокий ум за внешней стороной явлений позволяет увидеть связи, отношения и, стало быть, проникнуть в сущность.

Гибкий ум способен вскрывать противоречия в том или ином явлении, процессе. Гибкость ума проявляется прежде всего в уме­нии творчески использовать свои знания, положения тех или иных инструкций и даже распоряжений.

Широкий ум может заметить и постоянно держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явле­ниями.

Быстрота мысли — это способность человека в короткий срок принимать правильные и обоснованные решения. Это качество сложное. Подлинная быстрота мысли обязательно предполагает и глубину, и гибкость, и широту ума, способность подробно ана­лизировать и умело обобщать множество данных.

Целеустремленность мышления означает способность концент­рировать мысль на определенной цели, не отвлекаясь и не пре­кращая поиска решения. Она выше у человека убежденного, име­ющего развитое чувство долга, ответственности за порученное дело. Целеустремленность мышления зависит также от воли, которая обеспечивает сосредоточение мысли, от интеллектуальных чувств, помогающих направлять мысль к одной цели.

Самостоятельность мышления — это способность принимать решение и действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, не поддаваясь посторонним влияниям. Она про­является в творческом подходе к решению различного рода задач, в критической оценке возможных вариантов решения. Как прави­ло, самостоятельность мышления наблюдается у людей, которые хорошо знают свое дело, имеют твердую и ясную цель.

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. С помощью интуиции истина открывается человеку путем прямого усмотрения без ис­пользования логических определений и доказательств как проме­жуточных звеньев познания. Эффективность принятия интуитив­ных решений на практике зависит от профессионального опыта специалиста, его знаний, умений, навыков. Большую роль играет также его психическое состояние — бодрости, подъема сказыва­

ется положительно на генерировании интуитивных решений, и наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуи­цию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями че­ловека: одни люди склонны действовать во многих случаях из ло­гики фактов (логический тип), другие очень часто полагаются на интуицию (интуитивный тип личности). Однако во всех случаях основой интуиции является опыт: ее сила или,слабость коренится в жизненном и профессиональном опыте специалиста.

Решение мыслительной задачи обычно проходит ряд этапов: возникновение проблемы, формирование гипотез возможного ее решения и их проверка.

Деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызвана какими-то потребностями.

Мыслит, думает не само по себе мышление, а человек, кон­кретный индивид, личность, имеющая цели, интересы, облада­ющая определенными способностями. Всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотноше­ний с природой, обществом, с другими людьми. И поэтому раз­витие мышления тесно связано с развитием потребностно-моти-вационной и интеллектуальной сфер личности, ее воли, включе­нием человека в решение все нарастающей трудности задач.

Речь — это психический процесс использования языка с це­лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со­держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы­та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя­ний и т.д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя.

Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятель­ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго­товленную.

Устная речь делится, в свою очередь, на диалогическую и мо­нологическую.

Диалогическая речь имеет место в беседе. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в речи. Вы­ражение лица, глаз, интонация, жесты, паузы, ударения — все это позволяет понимать друг друга с полуслова. Но в некоторых случаях нужно полное и точное оформление диалогической речи, например, когда ведется научный спор.

Монологическая речь — выступление одного человека (лек­ция, доклад). Здесь непосредственный контакт слабее. Монологи­ческая речь требует больших знаний, общей культуры, правиль­

ного произношения, владения собой, активной и планомерной передачи информации, точных описаний, определений, умелого оперирования сравнением и т.д.

Проявление и использование устной речи (главным образом диалогической) в повседневном общении получило название речи общения.

Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т.д.

В деятельности практика, специалиста речь необходимо гото­вить заранее. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному ре­чевому взаимодействию сковывает творческое мышление работ­ника, делает его догматичным. Поэтому специалисту с тщатель­ной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импро­визацию.

Воображение — это психический процесс создания новых обра­зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позво­ляет создавать программы поведения в ситуациях, характеризую­щихся неопределенностью.

Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека.

С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате слож­ной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому. Физиологические меха­низмы воображения располагаются в коре и в более глубоко зале­гающих отделах мозга.

Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно выступает условием деятельности личности. В психологии раз­личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор­ческое.

Воссоздающее воображение складывается на основе природы, городского пейзажа, словесного портрета человека, схемы, чер­тежа и т.д. В этом смысле человек как бы наполняет исходный

материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз­дает достаточно полно картину ситуации.

Творческое воображение — это процесс создания новых обра­зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи­тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но­вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Но бывает и так, что человек, создавая что-то, не знает, что оно создано уже кем-то другим. Все равно по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс твор­ческого воображения.

Субъективно это новое, но объективный результат не нов. По­этому в воображении необходимо различать субъективную и объек­тивную новизну результата.

Творческое воображение способствует развитию инициативно­сти, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.

Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред­принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Такое воображение может возникать как непреднамерен­но, так и преднамеренно. Пассивное воображение расслабляет волю человека, уводит его в мир грез, пустых мечтаний, притупляет остроту восприятия действительности, делает его пассивным и легко поддающимся манипулятивным воздействиям со стороны окружающих.

Ценность личности определяется тем, какие виды воображе­ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем бо­лее зрелая личность.

Воображение бывает непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное воображение есть процесс, при котором но­вые образы возникают в сознании человека без заранее постав­ленной цели, сами собой. Неудовлетворенная материальная и ду­ховная потребность может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой она была удовлет­ворена.

Произвольное воображение осуществляется преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представле­ния, проявляет сознательные усилия. Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятель­ностью второй сигнальной системы.

Таким образом, воображение — один из познавательных про­цессов, характеризующий определенный уровень развития созна­ния личности, ее творческого потенциала.

Воображение играет исключительно большую роль в деятель­ности, а развитие его профессиональных особенностей у студен­тов является важнейшим условием становления личности специ­алиста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику познавательной сферы личности.

2. Охарактеризуйте ощущение человека как психический познаватель­ный процесс.

3. Раскройте понимание восприятия как психического познаватель­ного процесса.

4. Что такое внимание человека: его виды, свойства, физиологиче­ские механизмы?

5. Раскройте профессиональные свойства внимания специалиста (юри­ста, педагога, инженера и др.).

6. Дайте общую характеристику памяти личности.

7. Как вы представляете развитие у человека профессиональной па­мяти?

8. Охарактеризуйте мышление как психический познавательный про­цесс.

9. Раскройте пути развития у будущего специалиста профессиональ­ного мышления.

10. Дайте характеристику речи и раскройте ее роль в профессиональ­ной деятельности специалиста.

11. Что такое воображение и какова его роль в профессиональной де­ятельности специалиста?

12. Как вы представляете процесс развития профессионального во­ображения личности у будущего специалиста?

13. Покажите взаимосвязи познавательной, эмоциональной и воле­вой сфер личности.

14. Каковы, по вашему мнению, взаимосвязи познавательной и по-требностно-мотивационной сфер личности?

ГЛАВА 8. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Чувства — одна из форм психического отражения мира. В отли­чие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения человека к значимым для него объектам, явлениям. К. Д. Ушин-ский не без основания считал, что в мыслях наших выражается теоретическое, а в чувствованиях — практическое отношение к жизни. А поэтому, проникая в область чувств, переживаний чело­века, мы глубже и полнее познаем его: как на самом деле он

относится к тем или иным событиям, фактам воспринимаемой им действительности.

Чувства человека связаны с его потребностями. Источники эмо­ций и чувств находятся в объективной реальности, в ее соответ­ствии или несоответствии потребностям и интересам человека. При условии, когда внешние обстоятельства способствуют удов­летворению той или иной потребности человека, у него возни­кают положительные эмоции и чувства. Если же предметы и яв­ления окружающего мира не ведут к реализации имеющихся у человека потребностей, интересов, возникают отрицательные эмоции и чувства. В целом, если окружающая человека действи­тельность не связана с его потребностями, интересами, то она не вызывает у него переживаний, он становится к ней безраз­личным.

В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие — эмоции. Су­ществует многозначность в употреблении этих понятий. Напри­мер, формы (эмоции) и содержания (чувства). Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств.

В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психоло­гии различают:

эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворе­нием потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении, защите от холода или жажды и т.п.), а также как формы проявле­ния более сложных эмоциональных состояний — чувств;

чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально обусловленные и присущие только человеку пережи­вания: чувства любви, ненависти, дружбы, коллективизма, от­ветственности, чувства вины, одиночества, застенчивости и т.п. Чувства — это специфически человеческие переживания, возни­кающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потреб­ностей человека как личности (потребности в общении, позна­нии, эстетические, политические, профессиональные и др.).

Таким образом, эмоции — это и форма проявления чувств, и элементарные, простейшие чувства, связанные с удовлетворени­ем (неудовлетворением) естественных потребностей человека, потребностей его организма. При этом чувства рассматриваются как более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребнос­тей и интересов личности, переживания человека.

При изучении данной проблемы необходимо обратить внима­ние на понимание истоков чувств, причин их возникновения у человека. В этом смысле определенный интерес может представ­лять позиция отечественного специалиста в этой области П. В. Си­

монова, разработавшего так называемую информационную тео­рию чувств. Он считает, что сила и качество переживаний чело­века, его эмоциональные состояния в конечном счете определя­ются силой актуализированной и функционирующей у него по­требности и оценкой способности, возможности ее удовлетворить в сложившейся ситуации. Наглядно он представляет это в виде формулы

Э = П(ИН-ИС),

где Э — возникающие у человека эмоции; П — испытываемая человеком потребность; Ин — информация, необходимая для удов­летворения данной потребности; Ис — информация, реально су­ществующая в данной ситуации.

Особенности содержания и динамики эмоций и чувств обус­ловлены двумя обстоятельствами:

1) объективными условиями жизни и деятельности человека и возможностями удовлетворять (или не удовлетворять) его есте­ственные и социальные потребности и интересы;

2) субъективными причинами, к которым относится все то, что касается внутреннего духовного мира человека: ценностные образования, притязания личности, жизненный опыт и т.п.

Изучение данной темы предполагает уяснение классификации чувств и их характеристики в соответствии с этой классификаци­ей. Основания для классификации чувств могут быть разные.

Так, по влиянию на деятельность различают чувства стениче-ские (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведе­ние человека).

По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т.п.).

По форме проявления различают:

настроения — небольшой силы кратковременные или относи­тельно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека;

аффекты — большой силы кратковременные чувства, вспыш­ки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они харак­теризуются значительными изменениями в сознании, нарушени­ем волевого контроля и т.д. Аффект вызывается неожиданным или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате кон­фликта с другими людьми, длительного невнимания к какой-либо просьбе, переутомления.

Аффект чаше всего возникает у неуравновешенных, слабоха­рактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, которая в данном случае не к месту, жестах, воз­

гласах или, наоборот, в задержке движений, доходящих до оце­пенения. Усилием воли можно предотвратить начало вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается че­ловек аффекту или вообще его не допускает. Отвлечение или пе­реключение внимания также может уменьшить или предупре­дить аффект. Психологический смысл этих приемов заключается в переводе части сильного нервного возбуждения на другие уча­стки мозга;

страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые пе­реживания человека. Страсть, направленная на общественно важ­ные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижени­ям, подвигам. Безмерная любовь к науке, технике, искусству — это тоже проявление страсти.

Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие, как мораль­но-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства.

К морально-политическим чувствам относятся: любовь к своей Родине, ненависть к врагам, коллективизм, положительное эмо­циональное отношение к труду, честь, достоинство, стыд, со­весть и др. Эти чувства наиболее тесно связаны с мировоззрением, с политическими и нравственными убеждениями и взглядами, с представлениями о своей Родине. Морально-политические чувства являются важными мотивами поведения человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.