Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязи психологии с другими науками 5 страница




В целом личность как системное психическое образование че­ловека выступает результатом сложного взаимодействия назван­ных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-струк­турное оформление. При этом и социальные, и биологические, и

природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н.Леон­тьев), как отраженные в виде образов, представлений, понима­ния смысла, интересов и т.п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.

Схема 7

Факторы формирования и развития личности

.Субъект

Объект

Индивидуально-психологические особенности человека

Личность — это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в сово­купности духовных качеств, особенностей, в которых он стано­вится носителем тех или иных социальных ценностей (професси­ональных, нравственных, политических, этнических, эстетиче­ских, правовых, экологических и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как активно действующий субъект

познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что субъектность выступа­ет ведущей и определяющей стороной личности. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осо­знанная постановка целей поведения и деятельности, субъект­ность, он складывается и развивается как личность.

Особую роль в формировании и становлении личности, ее от­дельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятель­ность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельно­сти человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных дей­ствий — происходит социализация личности, формируется и раз­вивается ее субъектность.

Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, прави­лами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, со­циальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает соци­альным опытом, но и наращивает его, производит соответствую­щие изменения в социальной и природной среде. Процесс сёциа-лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — про­является индивидуальность человека, осуществляются экстерио-ризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием сово­купности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельно­сти, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализа­ция личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектное™ происходят под влияни­ем социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формирова­нии и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают соот­ветствующие отношения к социальным фактам и в целом к окру­жающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно,

избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек оатадевает социальным опы­том, начинает понимать смысл окружающего его мира, происхо­дит осознание себя в нем: складываются системы смысловых обра­зований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждени­ях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой ин­формации, самообразование.

В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его раз­вития. Расширение и углубление знаний человека об окружающей его действительности и о себе самом позволяют ему более успеш­но ориентироваться в жизненно важных для него процессах, адек­ватнее реагировать на воздействия среды и тем самым повышать защищенность человека от агрессивных и других негативных воз­действий среды. Вот почему формирование у специалистов науч­ного мировоззрения, научной картины мира является важнейшим условием их социализации и профессионального становления. При этом не все, в чем человек видит тот или иной смысл, приобрета­ет для него и личностный смысл, становится значимым для удов­летворения тех или иных его потребностей.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой дей­ствительности. Человек все более начинает связывать удовлетво­рение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с по­требностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, при­обретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей лично­сти, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, при­обретают то или иное личностное значение.

Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические струк­туры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детермини­рованные позиции. При этом те или иные внешние события, об­стоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно

либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полез­но—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д.

Очевидно, что при взаимодействии человека с окружающим его миром понимание смысла происходящих в нем событий, про­цессов и явлений помогает ставить адекватные возможностям человека цели, а степень значимости для личности этих целей соответствующим образом активизирует энергию и стремление человека, создает мотивацию достижения поставленных целей, побуждает к действию по реализации этих целей.

В целом профессиональное становление личности невозможно без формирования широкой и разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и прежде всего связанных с професси­ональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности.

Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражда­нина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, поли­тического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как ов­ладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализа­ция личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.

Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиоло-гическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т.д. Си­стема «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относи­тельно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концеп-ции личности специалиста.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и

преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем боль­ше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъект-ность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает ак­тивность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях че­ловека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизнен­ной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его пове­дения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологи­ческих ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоут­верждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целена­правленное, потребностно-детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких со­циальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего прояв­ления своей сущности, своих возможностей в конкретных услови­ях жизни и деятельности.

Одной из проблем при изучении личности является понима­ние ее психологической структуры.

Психологическая структура личности представляет собой цело­стное системное образование, совокупность социально значи­мых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов дей­ствий и поступков человека, сложившихся прижизненно и оп­ределяющих его поведение и деятельность. Личность — это относительно устойчивая саморегулирующаяся динамическая функционирующая система взаимодействующих между собой ее структурных элементов. Такой статико-динамический подход к личности позволяет лучШе понять мотивы и цели ее поведения и деятельности, истоки ее активности, динамику и диалектику внутренних детерминант, регуляторов, механизмов регуляции и саморегуляции.

Личность — структурно и иерархически организованное си­стемное образование в психике человека. Психологическую струк­туру личности составляют ее психические свойства (направлен­ность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особен­

ности психических процессов. В личности также выделяют следу­ющие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмо­циональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомо­торную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.

В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Пла­тонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.

Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым струк­тура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Пла­тонов выделил следующие основные подструктуры личности:

• направленности личности;

• опыта (профессионального, художественного, поведенче­ского и т.д.);

• индивидуальных особенностей психических процессов (по­знавательных, эмоциональных, волевых);

• биологически обусловленную (темперамент и патологиче­ские изменения личности).

К. К. Платонов разработал карту личности и методику количе­ственной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструк­турами выделена система черт характера и способностей лично­сти, а также и общесоциальная характеристика человека (см. бланк «Карта личности»).

КАРТА ЛИЧНОСТИ Порядковый №.

(1.) Группа

Фамилия _

(3.)

» 1967 года

(5.1)

(6.)

(8.1)

(8.2)

(9.1)

(9.2)

(9.3)

(10.1)

(Ю.2)

(10.3)

(10.4)

Пол: муж. (2.1), жен. (2.2) _ (4.) Образование

Возраст _

Член КПСС, (5.2) член ВЛКСМ, (5.3) беспартийный.

Специальность_

Состояние здоровья_

Отношение к здоровью Условия работы Условия в семье_

Материальные условия_

Физкультурная активность Успеваемость _

Общественная активность _

Отношение к антиобщественным проступкам__

(7-)

(8.1)

(8.2)

(9.1)

(9.2)

(9.3)

(ЮЛ)

(10.2)

(10.3)

(10.4)

Стаж  
   
   
   
   
   
   
   
   

Психомоторные Музыкальные _ Вокальные _

(11.2) (Н.З) (11.4) (11.5) (11.6) (11.7) (П.8) (11.9)

(11.10) Педагогические

(11.11) Организаторские

Нравственные_

Правовые _

(11) Проявление способностей

(ИЛ)

__(11.2)

_ (11.3)

Артистические _ Художественные

Технические_

Математические

Литературные_

Научные _

(11.12) (11.13) (11.14) Экологические

(11.4)

(11.5)

(11.6)

(Н.7)

(U.8)

(Н.9)

(11.10)

(11.11)

(11.12)

(11.13)

(11.14)

(12) Общие черты характера

(12.1)

(12.2)

(12.3)

(12.4)

(12.5)

(12.6)

(12.7)

(12.8)

(12.9)

(12.10)

(12.11)

(12.12)

(12.13)

(13.1) (13.2) (13.3) (13.4) (13.5) (13.6) (13.7) (13.8) (13.9)

Коммунистическая идейность Патриотизм _

Принципиальность Честность _

Инициативность Ахтивность__

Орган изован ность

Коллективизм___

Оптимизм_

Общительность, Устойчивость _

Самостоятельность Любознательность _

(12.1)

(12.2)

(12.3)

(12.4)

(12.5)

(12.6)

(12.7)

(12.8)

(12.9) -

(12.10)

(12.11)

(12.12)

(12.13)

(13) Подструктура направленности

Общая направленность: уровень

широта________

интенсивностть _

устойчивость

действенность___

Профессиональная направленность

Атеистическая направленность _

Отношение к труду_

к людям____-

(13.10) к себе.

(13.1) (13.2) (13.3) (13.4) (13.5) (13.6) (13.7) (13.8) (13.9) (13.10)

(14.1) (14.2) (14.3) (14.4) (14.5)

(14) Подструктура опыта

Профессиональная подготовленность _ (14.1)

Культура: психомоторная_ (14.2)

музыкальная__..... (14.3)

театральная___(14.4)

художественная__(14.5)

(14.6) литературная ____(14.6)

(14.7) интеллектуальная___(14.7)

(14.8) поведения__(14.8)

(15) Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

(15.1) Эмоциональная возбудимость _ (15.1) __

(15.2) Эмоционально-моторная

устойчивость___ (15.2)

(15.3) Стеничность эмоций___ (15.3)

(15.4) Внимательность_ (15.4)

(15.5) Продуктивность памяти _(15.5)

(15.6) Критичность мышления____ (15.6)

(15.7) Сообразительность _ (15.7)

(15.8) Творческое воображение_ (15.8)

(15.9) Воля: самообладание_ (15.9)

(15.10) целеустремленность__ (15.10)

(15.11) настойчивость___(15.11)

(15.12) решительность___._ (15.12)

(15.13) дисциплинированность_.__(15.13)

(15.14) смелость _(15.14)

(16) Биологически обусловленная подструктура

(16.1) Темперамент: сила___ (16.1) _

(16.2) подвижность _ (16.2) _

(16.3) уравновешенность___(16.3) __

(16.4) Патологические изменения личности _ (16.4) _

Вопросы и задания для самостоятельной работы >

1. Раскройте понимание личности в психологии.

2. В чем состоит особенность подхода к личности в других науках?

3. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»?

4. Проанализируйте факторы формирования и развития личности.

5. В чем состоит суть социализации личности и под воздействием ка­ких обстоятельств она происходит?

6. Как соотносятся понятия «социализация», «формирование» и «раз­витие личности»?

7. Что такое общая и специальная социализация личности?

8. Раскройте понимание такого феномена личности, как системы смыс­ловых образований личности.

9. В чем состоит специфика систем ценностных образований лично­сти?

10. Что, по вашему мнению, выступает мерой социальной значимости личности?

11. Раскройте понимание психологической структуры личности.

12. Дайте краткую характеристику основных сфер личности.

13. Проанализируйте основные подходы к содержательному раскры­тию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.

ГЛАВА 6. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА

Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека (К. Маркс). Потребно­сти побуждают его действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития. И потому формирование, становление и развитие личности — это в определенном смысле слова процесс формирования и раз­вития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности.

Под потребностью в психологии понимают испытываемую че­ловеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психи­ческого дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и ду­ховной средой его жизни и деятельности. Оно вызывает у челове­ка стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни, дея­тельности.

Потребности не существуют в виде физиологических или пси­хических структур, устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удов­летворения та или иная потребность перестает существовать, функ­ционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфор­та. При этом важно помнить, что отсутствие актуализированных, реально функционирующих и действующих потребностей не обя­зательно снимает их регулирующее влияние на поведение и дея­тельность личности. Человек может предвидеть возможность воз­никновения той или иной потребности в будущем, в соответству­ющих обстоятельствах и заранее создавать необходимые условия для ее удовлетворения. Например заготовка овощей и других про­дуктов в летнее и осеннее время, подготовка к отопительному сезону и т. п.

В этом смысле потребности человека могут быть потенциаль­ными и актуализированными. Очевидно, что чем большее количе­ство потенциальных жизненных потребностей осознает человек и чем активнее осуществляет соответствующие опережающие действия, деятельность по созданию условий для их успешного удовлетворения, тем более он социализирован, социален. А это возможно лишь при условии и на основе понимания человеком смысла окружающего его мира, действительности, последствий тех или иных действий, деятельности человека в целом.

В условиях современной цивилизации, особенно западной, люди нередко осуществляют деятельность, оказывающую разрушитель­ное воздействие на социальную и природную среду, и это в ко­нечном счете сужает возможности их нормальной, оптимальной жизнедеятельности. Однако и такие действия, имеющие негатив­ные последствия, люди производят под влиянием соответствую­щих своих потребностей.

В таком случае потребности человека могут быть здоровые, по­лезные и нездоровые, вредные. Вместе с тем и те и другие потреб­ности реально существуют и определяют соответствующим обра­зом жизнедеятельность и поведение людей.

Почему же тогда тот или иной человек стремится удовлетво­рить не только здоровые потребности, но и потребности вред­ные, нездоровые. Например, потребность в курении табака, в упо­треблении наркотиков, в алкоголе и некоторые другие не относятся к полезным, здоровым. При этом немало людей курят и употреб­ляют наркотики, алкоголь, понимая пагубность этого для своего здоровья и благополучия окружающих.

Для большинства людей стремление к удовлетворению нега­тивных потребностей часто бывает связано с тем, что через их реализацию они удовлетворяют другие значимые для них потреб­ности, реализовать которые естественным, более разумным и полезным образом они не могут. Например, часто курение, упо­требление алкоголя способствуют более ускоренной реализации потребностей в самоутверждении, общении, аффилиации и т.д. И поэтому в преодолении тех или иных негативных потребностей, привычек человека важно прежде всего правильно понять, реали­зация каких других значимых для индивида позитивных потреб­ностей происходит с помощью этих нездоровых потребностей, и помочь ему успешно удовлетворять, реализовывать здоровые по­требности.

В зависимости от предмета выделяют материальные и духовные потребности человека.

По своему происхождению различают потребности естествен­ные, природообусловленные (простые) и социальные, культурные (сложные), обусловленные уровнем развития цивилизации, осо­бенностями жизни и деятельности человека.

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальны­ми, групповыми или общества в целом.

У человека могут проявляться ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существова­нию, может привести к разрушению физиологических систем орга­низма, деградации личности, и дополнительные, второстепенные. Вторые — нежизненно важные потребности, но в определенных обстоятельствах они могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания для классификации потребностей че­ловека. Например, потребности могут быть социально полезными и врафмми. асоциальными; реальными, соответствующими возмож­ностям данного человека и уровню развития социальной и при­родной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенны­ми фантазиями личности.

В зависимости от содержания отражаемой в потребностях объек­тивной реальности они могут быть профессиональными, нравствен­ными, политическими, правовыми, эстетическими, экологическими и др.

Потребности бывают устойчивые, периодически актуализиру­ющиеся, длительного существования, и неустойчивые, кратко­временные, возникающие, ситуативные.

Различают потребности теоретические (в познании, конструи­ровании новых образов техники и т.д.) и практические (в пред­метно-практической деятельности, спорте и т.д.).

Выделяют потребности доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение опре­деленного отрезка времени, и недоминантные, косвенно влияю­щие на особенности реализации первых. В принципе каждая по­требность в тот или иной момент, в тех или иных обстоятельствах может стать доминантной.

В психологии выделяют три типа доминантных потребностей человека: ситуативные, кратковременные потребности; жизнен­ные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека — потребности длительного существования; потребнос­ти деятельности — потребности текущих дел, более или менее сложные, относительно длительные (промежуточные потребно­сти между первыми двумя).

Потребности людей отличаются:

содержанием: чего не хватает человеку, в чем он испытывает нужду;

силой: какова значимость для человека данной потребности (и других потребностей), насколько он стремится ее реализовать;

величиной: как много своего физического и духовного потенци­ала человек должен реализовать для удовлетворения данной по­требности (и других потребностей).

В обыденной жизни чаше всего сила и величина потребностей находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше величина и число действующих потребностей у человека, тем мень­шую силу он может проявить для реализации каждой из них. От­сюда совет: не распылять свой потенциал на одномоментное или одновременное удовлетворение нескольких, множества потреб­ностей, поскольку идет распыление сил. Важно концентрировать усилия на успешной реализации ведущих, главных, определяю­щих потребностей в первую очередь.

Исходя из рассмотренных ранее принципов психологии, и прежде всего принципа детерминизма, потребности человека обу­словлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности — объектами потребностей. Объект, ставший потребностью для человека, во­влекается в его деятельность, преобразуясь в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько разных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, служащие удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребно­стей.

Объекты потребностей могут иметь различную значимость для человека, что обусловлено, с одной стороны, значимостью для человека потребности, реализуемой в данном объекте, а с дру­гой — количеством потребностей, которые человек может удов­летворить через взаимодействие с этим объектом. При этом следу­ет различать реальное, действительное значение для человека того или иного объекта, его действительные возможности удовлетво­рять потребности человека и то значение, которое человек прида­ет этому объекту: субъективное, личностное, видимое.

Личностная значимость объекта потребности для человека мо­жет быть адекватной его возможностям, завышенной или зани­женной, что зависит от субъективной его оценки и отношения к нему человека.

Значимость объекта потребностей для человека может иметь и другие параметры, например быть разной степени устойчивости. Если в объекте реализуются потребности личности, которые яв­ляются постоянным компонентом ее структуры, жизненными по­требностями человека, значимость для него данного объекта ус­тойчивая. Когда же объект способен удовлетворить потребности данного момента, данной ситуации, тем более не главные, не ведущие потребности личности, значимость данного объекта си­туативная, неустойчивая. Он перестает представлять интерес для данного человека по мере удовлетворения его потребности. Если происходит удовлетворение потребностей в объектах с устойчи­вой значимостью для личности, то закономерно происходит воз­никновение у него новой, связанной с первой, но более высокой по уровню потребности, и ее удовлетворение может быть связано либо с этим объектом, либо с новым объектом. Начинает дей­ствовать закон возвышения, возрастания потребностей людей (К. Маркс).

Выделяют следующие параметры для измерения и оценки доми­нантных, ведущих потребностей человека:

а) содержание ведущих, доминантных потребностей человека;

б) место этих потребностей на дистанции между доминантой жизни и доминантной ситуацией;

в) сила доминантной потребности, степень, мера ее выделе­ния и подавления других актуализированных потребностей;

г) устойчивость практически действующей потребности, как долгой прочно она занимает ведущее место;

д) в системе каких других актуализированных потребностей доминирует и является ведущей практически действующая по­требность.

По мере физиологического и психического развития человека, совершенствования его как личности развиваются, видоизменя­ются, перестраиваются и его потребности. При этом сам процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаи­модействием со средой, с объектами потребностей, использова­нием средств и способов этого взаимодействия и в конечном сче­те ведет к формированию и развитию его личностных и других психических и физических особенностей, качеств. В этом смысле слова полное удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.