![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязи психологии с другими науками 5 страница
В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н.Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п. Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий. Схема 7 Факторы формирования и развития личности .Субъект Объект Индивидуально-психологические особенности человека Личность — это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности духовных качеств, особенностей, в которых он становится носителем тех или иных социальных ценностей (профессиональных, нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, экологических и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как активно действующий субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что субъектность выступает ведущей и определяющей стороной личности. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности, субъектность, он складывается и развивается как личность. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс сёциа-лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстерио-ризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах. Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектное™ происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности. Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал. В процессе социализации человек оатадевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование. В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его развития. Расширение и углубление знаний человека об окружающей его действительности и о себе самом позволяют ему более успешно ориентироваться в жизненно важных для него процессах, адекватнее реагировать на воздействия среды и тем самым повышать защищенность человека от агрессивных и других негативных воздействий среды. Вот почему формирование у специалистов научного мировоззрения, научной картины мира является важнейшим условием их социализации и профессионального становления. При этом не все, в чем человек видит тот или иной смысл, приобретает для него и личностный смысл, становится значимым для удовлетворения тех или иных его потребностей. По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой действительности. Человек все более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, приобретают то или иное личностное значение. Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические структуры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детерминированные позиции. При этом те или иные внешние события, обстоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полезно—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д. Очевидно, что при взаимодействии человека с окружающим его миром понимание смысла происходящих в нем событий, процессов и явлений помогает ставить адекватные возможностям человека цели, а степень значимости для личности этих целей соответствующим образом активизирует энергию и стремление человека, создает мотивацию достижения поставленных целей, побуждает к действию по реализации этих целей. В целом профессиональное становление личности невозможно без формирования широкой и разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и прежде всего связанных с профессиональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности. Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса: 1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера; 2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.; 3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством. Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности. Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиоло-гическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т.д. Система «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концеп-ции личности специалиста. По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъект-ность является одной из атрибутивных характеристик личности. Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно-детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя. Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности. Одной из проблем при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Личность — это относительно устойчивая саморегулирующаяся динамическая функционирующая система взаимодействующих между собой ее структурных элементов. Такой статико-динамический подход к личности позволяет лучШе понять мотивы и цели ее поведения и деятельности, истоки ее активности, динамику и диалектику внутренних детерминант, регуляторов, механизмов регуляции и саморегуляции. Личность — структурно и иерархически организованное системное образование в психике человека. Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особен ности психических процессов. В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность. В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Платонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе. Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым структура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Платонов выделил следующие основные подструктуры личности: • направленности личности; • опыта (профессионального, художественного, поведенческого и т.д.); • индивидуальных особенностей психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых); • биологически обусловленную (темперамент и патологические изменения личности). К. К. Платонов разработал карту личности и методику количественной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт характера и способностей личности, а также и общесоциальная характеристика человека (см. бланк «Карта личности»). КАРТА ЛИЧНОСТИ Порядковый №. (1.) Группа Фамилия _ (3.) » 1967 года (5.1) (6.) (8.1) (8.2) (9.1) (9.2) (9.3) (10.1) (Ю.2) (10.3) (10.4) Пол: муж. (2.1), жен. (2.2) _ (4.) Образование Возраст _ Член КПСС, (5.2) член ВЛКСМ, (5.3) беспартийный. Специальность_ Состояние здоровья_ Отношение к здоровью Условия работы Условия в семье_ Материальные условия_ Физкультурная активность Успеваемость _ Общественная активность _ Отношение к антиобщественным проступкам__ (7-) (8.1) (8.2) (9.1) (9.2) (9.3) (ЮЛ) (10.2) (10.3) (10.4)
Психомоторные Музыкальные _ Вокальные _ (11.2) (Н.З) (11.4) (11.5) (11.6) (11.7) (П.8) (11.9) (11.10) Педагогические (11.11) Организаторские Нравственные_ Правовые _ (11) Проявление способностей (ИЛ) __(11.2) _ (11.3) Артистические _ Художественные Технические_ Математические Литературные_ Научные _ (11.12) (11.13) (11.14) Экологические (11.4) (11.5) (11.6) (Н.7) (U.8) (Н.9) (11.10) (11.11) (11.12) (11.13) (11.14) (12) Общие черты характера (12.1) (12.2) (12.3) (12.4) (12.5) (12.6) (12.7) (12.8) (12.9) (12.10) (12.11) (12.12) (12.13) (13.1) (13.2) (13.3) (13.4) (13.5) (13.6) (13.7) (13.8) (13.9) Коммунистическая идейность Патриотизм _ Принципиальность Честность _ Инициативность Ахтивность__ Орган изован ность Коллективизм___ Оптимизм_ Общительность, Устойчивость _ Самостоятельность Любознательность _ (12.1) (12.2) (12.3) (12.4) (12.5) (12.6) (12.7) (12.8) (12.9) - (12.10) (12.11) (12.12) (12.13) (13) Подструктура направленности Общая направленность: уровень широта________ интенсивностть _ устойчивость действенность___ Профессиональная направленность Атеистическая направленность _ Отношение к труду_ к людям____- (13.10) к себе. (13.1) (13.2) (13.3) (13.4) (13.5) (13.6) (13.7) (13.8) (13.9) (13.10) (14.1) (14.2) (14.3) (14.4) (14.5) (14) Подструктура опыта Профессиональная подготовленность _ (14.1) Культура: психомоторная_ (14.2) музыкальная__..... (14.3) театральная___(14.4) художественная__(14.5) (14.6) литературная ____(14.6) (14.7) интеллектуальная___(14.7) (14.8) поведения__(14.8) (15) Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов (15.1) Эмоциональная возбудимость _ (15.1) __ (15.2) Эмоционально-моторная устойчивость___ (15.2) (15.3) Стеничность эмоций___ (15.3) (15.4) Внимательность_ (15.4) (15.5) Продуктивность памяти _(15.5) (15.6) Критичность мышления____ (15.6) (15.7) Сообразительность _ (15.7) (15.8) Творческое воображение_ (15.8) (15.9) Воля: самообладание_ (15.9) (15.10) целеустремленность__ (15.10) (15.11) настойчивость___(15.11) (15.12) решительность___._ (15.12) (15.13) дисциплинированность_.__(15.13) (15.14) смелость _(15.14) (16) Биологически обусловленная подструктура (16.1) Темперамент: сила___ (16.1) _ (16.2) подвижность _ (16.2) _ (16.3) уравновешенность___(16.3) __ (16.4) Патологические изменения личности _ (16.4) _ Вопросы и задания для самостоятельной работы > 1. Раскройте понимание личности в психологии. 2. В чем состоит особенность подхода к личности в других науках? 3. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»? 4. Проанализируйте факторы формирования и развития личности. 5. В чем состоит суть социализации личности и под воздействием каких обстоятельств она происходит? 6. Как соотносятся понятия «социализация», «формирование» и «развитие личности»? 7. Что такое общая и специальная социализация личности? 8. Раскройте понимание такого феномена личности, как системы смысловых образований личности. 9. В чем состоит специфика систем ценностных образований личности? 10. Что, по вашему мнению, выступает мерой социальной значимости личности? 11. Раскройте понимание психологической структуры личности. 12. Дайте краткую характеристику основных сфер личности. 13. Проанализируйте основные подходы к содержательному раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. ГЛАВА 6. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека (К. Маркс). Потребности побуждают его действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития. И потому формирование, становление и развитие личности — это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни, деятельности. Потребности не существуют в виде физиологических или психических структур, устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта. При этом важно помнить, что отсутствие актуализированных, реально функционирующих и действующих потребностей не обязательно снимает их регулирующее влияние на поведение и деятельность личности. Человек может предвидеть возможность возникновения той или иной потребности в будущем, в соответствующих обстоятельствах и заранее создавать необходимые условия для ее удовлетворения. Например заготовка овощей и других продуктов в летнее и осеннее время, подготовка к отопительному сезону и т. п. В этом смысле потребности человека могут быть потенциальными и актуализированными. Очевидно, что чем большее количество потенциальных жизненных потребностей осознает человек и чем активнее осуществляет соответствующие опережающие действия, деятельность по созданию условий для их успешного удовлетворения, тем более он социализирован, социален. А это возможно лишь при условии и на основе понимания человеком смысла окружающего его мира, действительности, последствий тех или иных действий, деятельности человека в целом. В условиях современной цивилизации, особенно западной, люди нередко осуществляют деятельность, оказывающую разрушительное воздействие на социальную и природную среду, и это в конечном счете сужает возможности их нормальной, оптимальной жизнедеятельности. Однако и такие действия, имеющие негативные последствия, люди производят под влиянием соответствующих своих потребностей. В таком случае потребности человека могут быть здоровые, полезные и нездоровые, вредные. Вместе с тем и те и другие потребности реально существуют и определяют соответствующим образом жизнедеятельность и поведение людей. Почему же тогда тот или иной человек стремится удовлетворить не только здоровые потребности, но и потребности вредные, нездоровые. Например, потребность в курении табака, в употреблении наркотиков, в алкоголе и некоторые другие не относятся к полезным, здоровым. При этом немало людей курят и употребляют наркотики, алкоголь, понимая пагубность этого для своего здоровья и благополучия окружающих. Для большинства людей стремление к удовлетворению негативных потребностей часто бывает связано с тем, что через их реализацию они удовлетворяют другие значимые для них потребности, реализовать которые естественным, более разумным и полезным образом они не могут. Например, часто курение, употребление алкоголя способствуют более ускоренной реализации потребностей в самоутверждении, общении, аффилиации и т.д. И поэтому в преодолении тех или иных негативных потребностей, привычек человека важно прежде всего правильно понять, реализация каких других значимых для индивида позитивных потребностей происходит с помощью этих нездоровых потребностей, и помочь ему успешно удовлетворять, реализовывать здоровые потребности. В зависимости от предмета выделяют материальные и духовные потребности человека. По своему происхождению различают потребности естественные, природообусловленные (простые) и социальные, культурные (сложные), обусловленные уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом. У человека могут проявляться ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, может привести к разрушению физиологических систем организма, деградации личности, и дополнительные, второстепенные. Вторые — нежизненно важные потребности, но в определенных обстоятельствах они могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека. Есть и другие основания для классификации потребностей человека. Например, потребности могут быть социально полезными и врафмми. асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности. В зависимости от содержания отражаемой в потребностях объективной реальности они могут быть профессиональными, нравственными, политическими, правовыми, эстетическими, экологическими и др. Потребности бывают устойчивые, периодически актуализирующиеся, длительного существования, и неустойчивые, кратковременные, возникающие, ситуативные. Различают потребности теоретические (в познании, конструировании новых образов техники и т.д.) и практические (в предметно-практической деятельности, спорте и т.д.). Выделяют потребности доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, и недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых. В принципе каждая потребность в тот или иной момент, в тех или иных обстоятельствах может стать доминантной. В психологии выделяют три типа доминантных потребностей человека: ситуативные, кратковременные потребности; жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека — потребности длительного существования; потребности деятельности — потребности текущих дел, более или менее сложные, относительно длительные (промежуточные потребности между первыми двумя). Потребности людей отличаются: содержанием: чего не хватает человеку, в чем он испытывает нужду; силой: какова значимость для человека данной потребности (и других потребностей), насколько он стремится ее реализовать; величиной: как много своего физического и духовного потенциала человек должен реализовать для удовлетворения данной потребности (и других потребностей). В обыденной жизни чаше всего сила и величина потребностей находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше величина и число действующих потребностей у человека, тем меньшую силу он может проявить для реализации каждой из них. Отсюда совет: не распылять свой потенциал на одномоментное или одновременное удовлетворение нескольких, множества потребностей, поскольку идет распыление сил. Важно концентрировать усилия на успешной реализации ведущих, главных, определяющих потребностей в первую очередь. Исходя из рассмотренных ранее принципов психологии, и прежде всего принципа детерминизма, потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности — объектами потребностей. Объект, ставший потребностью для человека, вовлекается в его деятельность, преобразуясь в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько разных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, служащие удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей. Объекты потребностей могут иметь различную значимость для человека, что обусловлено, с одной стороны, значимостью для человека потребности, реализуемой в данном объекте, а с другой — количеством потребностей, которые человек может удовлетворить через взаимодействие с этим объектом. При этом следует различать реальное, действительное значение для человека того или иного объекта, его действительные возможности удовлетворять потребности человека и то значение, которое человек придает этому объекту: субъективное, личностное, видимое. Личностная значимость объекта потребности для человека может быть адекватной его возможностям, завышенной или заниженной, что зависит от субъективной его оценки и отношения к нему человека. Значимость объекта потребностей для человека может иметь и другие параметры, например быть разной степени устойчивости. Если в объекте реализуются потребности личности, которые являются постоянным компонентом ее структуры, жизненными потребностями человека, значимость для него данного объекта устойчивая. Когда же объект способен удовлетворить потребности данного момента, данной ситуации, тем более не главные, не ведущие потребности личности, значимость данного объекта ситуативная, неустойчивая. Он перестает представлять интерес для данного человека по мере удовлетворения его потребности. Если происходит удовлетворение потребностей в объектах с устойчивой значимостью для личности, то закономерно происходит возникновение у него новой, связанной с первой, но более высокой по уровню потребности, и ее удовлетворение может быть связано либо с этим объектом, либо с новым объектом. Начинает действовать закон возвышения, возрастания потребностей людей (К. Маркс). Выделяют следующие параметры для измерения и оценки доминантных, ведущих потребностей человека: а) содержание ведущих, доминантных потребностей человека; б) место этих потребностей на дистанции между доминантой жизни и доминантной ситуацией; в) сила доминантной потребности, степень, мера ее выделения и подавления других актуализированных потребностей; г) устойчивость практически действующей потребности, как долгой прочно она занимает ведущее место; д) в системе каких других актуализированных потребностей доминирует и является ведущей практически действующая потребность. По мере физиологического и психического развития человека, совершенствования его как личности развиваются, видоизменяются, перестраиваются и его потребности. При этом сам процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия и в конечном счете ведет к формированию и развитию его личностных и других психических и физических особенностей, качеств. В этом смысле слова полное удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |