КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязи психологии с другими науками 3 страница
Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают человека к действию, образуют внутренний план деятельности, поведения, их программу, модель, с помощью которых и происходит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе поведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю картину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяснять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) личности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты. В связи с этим выделяют две грани проявления психики людей, две группы форм существования психического: субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает человек, его отношения и оценочные суждения и т.п.; объективные — реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.). Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адекватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки показателей и признаков таких проявлений. Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изучению психических феноменов ориентирует специалиста на понимание того, что психика формируется, функционирует и проявляется как целостное, интегральное явление. Все индивидуальные и групповые (общественные) психические феномены взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдельное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью показать особенности, свойства этих явлений. При этом количественные и качественные изменения, происходящие в отдельных психических явлениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Психика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организованным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю. Важно также подчеркнуть, что психика человека, функционируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточная развитость одних психических функций может быть компенсирована соответствующим развитием других. Например, отсутствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельности может компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные способности — трудолюбие и т.д. Принцип относительной самостоятельности психических феноменов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ (см. подробнее раздел о физиологии головного мозга и физиологии вь(сшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирования, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т. п.). К тому же как отдельные индивидуальные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выраженно независимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, традиция, ценность и т.п.). Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, механизмов. С учетом требований этого принципа изучение психики человека и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, ведущих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобразия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей. Принцип единства конкретно-исторического подхода и содержательного анализа явлений как индивидуальной, так и групповой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правильно и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, конкретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания. Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и изменении психики человека, социальной группы. Важно уяснить основные требования ведущих принципов отечественной психологии, своеобразие и пути реализации этих требований в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он постоянно изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он.может использовать соответствующие средства и методы изучения личности, психических явлений и процессов в трудовом коллективе. Методы психологии — это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач. В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные системы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тестовые и другие опросные бланки и средства. Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенности, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и учет которых необходимы на практике, в профессиональной и других видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истинного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психологии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы. 1. Эмпирические методы — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы. 2. Методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электронно-вычислительной техники. 3. Теоретические методы — анализа и интерпретации результатов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы. 4. Методы практического характера, к числу которых относят: а) методы оказания различных форм психической помощи; б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.). Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы — сбора психологической информации. К их числу относятся следующие методы: наблюдения; познавательной беседы (индивидуальной и групповой); опроса (письменного и устного), разновидностью которого являются анкетирование и интервью; экспертной оценки; оценки полярных профилей; эксперимента (естественного и лабораторного); тестирования; v анализа документов; анализа результатов деятельности; самонаблюдения и самоотчетов и др. Все это общие методы психологии (см. подробнее: Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1.; Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1977). В отдельных отраслях психологии могут использоваться и другие специальные методы: например социометрии, контент-анализа, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социальной психологии. Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использовать систему методов. Совокупность методов и процедура их использования для изучения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как технология использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д. При решении любой исследовательской задачи, готовясь к этому, необходимо ответить на ряд вопросов. 1. Какой или какие психические феномены у отдельного человека или у социальной группы нужно изучить? 2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявляется? 3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен? 4. Кто выступает объектом изучения? 5. Какова цель изучения психического феномена? В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разрабатывается соответствующая методика исследования. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понимание и дайте общую характеристику принципов психологии. 2. Как соотносятся законы психологии и других наук? 3. Раскройте содержание и требования основных методологических принципов психологии. 4. Как соотносятся такие категории, как «средство», «метод», «методика», «программа психологического исследования»? 5. Какие средства могут быть использованы для решения исследовательских и других психологических задач? 6. Проанализируйте основные группы методов, используемых в психологии. 7. Дайте характеристику специальных методов социальной психологии. 8. Что, по вашему мнению, необходимо учитывать при разработке методики изучения психических феноменов?
ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ С древнейших времен потребности в совместной жизни и жизнеобеспечении заставляли людей вступать в различные виды контактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведении особенности психики окружающих, а также и свои возможности. В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непременным спутником человеческого общества. Однако возникновение Учений о душе относится к VI в. до н.э. Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути. Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на добрых и на злых духов. У людей создавались определенные табу, складывались обряды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Постепенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти знания становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жрецы, волхвы, гуру, церковная элита). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наделялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило название анимизм (от лат. «анима» — дух, душа). В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII —I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материальный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов. Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей. Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека. Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных варваров — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам. Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души человека в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализма в психологии. Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразделимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мнению Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в развитии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека. Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. Постепенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека. Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о естественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи древнего мира. Уже в VI в. до н.э. древнегреческий врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физиологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявлений, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален расширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов. Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037). С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции. В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биологические и медицинские науки, возрождаются и преобразовываются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским. С возникновением мануфактурного производства, совершенствованием и усложнением орудий труда на первый план выдвинулась механика. Появляется механистическая концепция миропонимания. Происходят великие географические открытия. Обостряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глубинные изменения в мировоззрении человечества. Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 — 1626) обосновывает идею о решающей роли в научном познании эксперимента, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действительности. Все это переносится и на изучение человека. Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О человеке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впоследствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоятельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлекторные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это положение сыграло большую роль в последующем развитии научных представлений о психике человека. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирующую соответствующим образом на внешние воздействия. На основе этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что наряду с рефлекторной природой психического у человека продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность. Попытку преодолеть дуализм и механистические представления Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание являстся.такой же реальностью, как и материальный мир. Спиноза утверждай, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов научной психологии — принцип детерминизма. Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессознательного и об активной природе и непрерывном развитии психического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная состоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое). В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание. Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании научных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго определивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуализма — учений о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным. Родоначальником эмпирической (опытной) психологии становится английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особенностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое развитие. Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внутреннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой основой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными способами, Локк выступает как дуалист. Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705-1757) — в Англии, Д.Дидро (1713—1784)^— во Франции, А.Н.Радищев (1749—1802) — в России], так и идеалистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о психике. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциация, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта. Ассоцианизм становится господствующим направлением в психологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объяснении особенностей и механизма формирования психики путем организации соответствующего воздействия на нервную систему человека сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений. В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [X. Вольф (1705—1757) — в Германии]. В отличие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа располагает имманентно присущими ей свойствами — способностями, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология. Крупные достижения в психологии в XVIII в. связаны с развитием естествознания, изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляется представление о культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества. Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными достижениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга (Л. М. Галлер, Й.Прохазка). Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749—1820) разрабатывает проблему рефлексов и дает классическое определение рефлекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга. С началом XIX столетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека (Ф.Мажанди, Ч.Белл, Ф.Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.). Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути. Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский анатом Ф. Галль (1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в соответствующих его участках. Френология побудила к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как считалось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека. В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч.Дарвина (1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении человека и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возникла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и человека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872). Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная. Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний. Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, языковед, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832— 1920). Вундт признан одним из основателей и социальной психологии. В 1879 г. В. Вундт создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психических функций человека. Разработки лаборатории публиковались в журнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г. Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. По данным М. Г. Ярошевского, эту школу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. В 1884 г. Ф. Гальтон организует в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. Его сотрудник Р. Кеттел разрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890). После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психиатр В. М. Бехтерев создает в 1885 г. в Казани первую в России психофизиологическую лабораторию. Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологическую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, педагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального развития, предлагает метод естественного эксперимента.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |