Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований 11 страница




Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и фор­мировании соответствующих им умений, но и в совместном лич­ностном и профессиональном развитии участников педагогиче­ского процесса. Принципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагоги­ческих ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представ­ляя собой иерархическую систему, причем каждый из них пред­полагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятий «воспитание» и «воспитательная рабо­та».

2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

3. Дайте аксиологическую характеристику личности.

4. Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности?

5. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общече­ловеческих ценностей?

6. Назовите ведущие тенденции и принципы гуманизации образова­ния.

ГЛАВА 20. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста

Понятие о мировоззрении

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры лично­сти является формирование мировоззрения. Мировоззрение пред­ставляет собой целостную систему научных, философских, соци­ально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе дости­жения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наи­более существенных сторон бытия и мышления, природы и об­щества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтвержде­ние диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное миро­воззрение как способ осмысления, понимания и оценки объек­тивной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей практи­ческой и познавательной деятельности человек соотносит себя, с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутренне­го, объективного и субъективного. Субъективная сторона миро­воззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о са­мом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают опре­деленную структуру, логическим центром и основанием которой

становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительно­сти, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Убеждения есть субъективное отражение объективной реаль­ности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Как и знание, сознание отдельного человека существует только в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усва­ивают («присваивают») знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким образом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Но сознание не определяется только знаниями и через зна­ния. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрес­ти для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а глав­ное, действенными, другие же остаются только словесным зна­нием. Убеждения — это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными требо­ваниями общественного прогресса, с познанной человеком необ­ходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объек­тивную необходимость, она может воспринимать веление должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стремлениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятельности внеш­ней необходимостью, не перешедшей в его внутреннюю потреб­ность, не ставшей его собственной волей, он действует без внут­реннего горения, активности, мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда име­ет своим результатом определенную оценку, некое знание дей­ствительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и от­ношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности. Факты действительности становятся фак­тами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обоб­щений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относя­щихся к данной целостности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обу­чения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, ко­торым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школь­ников вполне доступны некоторые существенные связи и зависи­мости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и при­чинной обусловленности, устанавливают закономерности и дви­жущие силы исторического процесса, приходят к самостоятель­ным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок фор­мированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не­адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража­нию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятель­ной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на­учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философ­ская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования у старше­классников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя органи­зацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стан­дартов, характеризующих ту или иную профессиональную груп­пу, формирование морально-психологической и трудовой готов­ности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережива­ния, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает дви­жение от непосредственного, чувственного отражения действитель­ности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятий­ное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактно­го к конкретному. Это возвращение не к исходному, а к конкретно­му — на более высокой ступени развития, когда предмет постига­ется глубоко и всесторонне. При восхождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, кото­рый означает дальнейшее углубление в сущность явлений матери­ального мира во всех их причинных связях и опосредованиях.

В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ дея­тельности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует разви­вать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания — их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру со­временного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащи­мися системы знаний находятся в постоянном движении, соот­

носятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи­тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, жизни и деятельности выдающихся уче­ных и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства — ко всему тому, что создает и поддерживает благопри­ятный социально-психологический фон школы.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несво­димую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функ­цией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обо­снованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компо­нентами в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточ­но широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность во­влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, воо­ружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созида­ния как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла са­мого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главных чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятельности в «ре­ально действующий мотив» {А.Н.Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него по­требность к этой деятельности.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми­ровоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обуче­нии, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представ­ление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корре­ляции у школьников формируются такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естественно­научных и общественно-исторических основ взаимодействия че­

ловека, общества и природы, единство антропогенеза и социоге-неза и др.

Социальная и профессиональная позиции педагога являются важ­нейшим единством формирования научного мировоззрения. Ус­пех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. «Это идеальное юношеское верова­ние, — отмечал Н.А.Добролюбов, — облегчает действия учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или по­колебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу»1.

Только учитель, который всем своим существом принял воз­вышающий смысл науки, передовые идеи века, который сфор­мирован как творческая личность, может быть духовным настав­ником молодежи.

Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализи­рует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения, в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача шко­лы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и дости­жения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

§2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Цель и содержание гражданского воспитания учащихся

Основная цель гражданского воспитания состоит в формирова­нии гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче­ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио­нального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными ус­ловиями функционирования общества — особенностями государ-

Добролюбов Н.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Черны­шевский Н. Г., Добролюбов Н.А. Избр. пед. произв. — М., 1995. — С. 145.

ственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще­стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично­стью как свои собственные. Сформированное гражданское со­знание дает человеку возможность оценивать социальные явле­ния и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и класси­ческой педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского вос­питания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского вос­питания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспита­ния в зарубежной педагогике была разработана немецким педаго­гом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целе­направленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспита­ния нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз­витии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспита­нию. Особое место в этой работе уделялось формированию граж­данской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских об­щественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав­ляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотиче­скому воспитанию, формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненаси­лия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения

В Толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «лю­битель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечествен-ник или отчизник»1. Патриотизм как качество личности проявля­ется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнаци­онального общения выступает чувство интернационализма, пред­полагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно проти­вопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими наро­дами и странами.

С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе: включения учащихся в активный созидатель­ный труд на благо своей Родины; формирования бережного отно­шения к истории отечества, к его культурному наследию, к обы­чаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дру­жественных отношений с представителями других стран и наро­дов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помо­щью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотиче­ском воспитании играет организация работы по изучению госу­дарственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфически­ми особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прош­лого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и разви­вает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способ­ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащих­ся знаний и представлений о достижениях нашей страны в облас-

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.. 1956. — Т. 3. - С. 24.

ти науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и сла­ве народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во вне­классной воспитательной деятельности.

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личност­ный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все­гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен­ностям. «Дефективность сознания, — отмечал А.С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это де­фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше­ний, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества»'.

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для форми­рования личности ребенка является семья не только с явной де­градацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним «благополучием» скрывается ат­мосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи лю­бые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отно­шении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого «по­требительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстни­ков, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так

1 Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. - М, 1958. — Т. 5. — С. 567.

важно положительно влиять на мотивы и характер действий не­формальных групп, придавать им общественно ценную направ­ленность.

§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени вли­яет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызы­вает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хоро­ший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядоч­ность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис­циплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуаль­ное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия оп­ределенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не мог­ли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространя­ющееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав­ственная норма. Норма — это правило, требование, определяю­щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре­деленным поступкам и действиям, а может и запрещать иди пре­достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между представителя­ми разных национальностей регулируются нравственными прин­ципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватыва­ющие не отдельные отношения, а все области отношений, по­буждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называ­ются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нрав­ственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которо­му стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принима­ются людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Со­держание воспитательной работы учителя, классного руководи­теля по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированно­сти, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпи­мости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих на­чал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к наруше­ниям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взгля­дов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отно­шение к окружающей его природной и социальной среде, стро­

ится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это ос­нова системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистиче­ского мировоззрения. При этом его отношение содержит не толь­ко оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и на­ходят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляю­щие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комп­лекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаи­моотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребно­сти личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистиче­скую сущность личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.