Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Психология и педагогика профессиональной деятельности 2 страница




«Личная жизнь». Этот прием ориентирует на ведение разговора с человеком в русле его выраженного личного интереса к слу­жебной, деловой и личной жизни. При этом может реализовы-ваться не только весь комплекс вышеназванных потребностей, но и других.

Приемы аттракции способствуют приближению партнера по общению, расположению его, профилактике возможного воз­никновения так называемых персонифицированных барьеров в общении (подробнее об этом см.: Панасюк А. Управленческое об­щение. — Киев, 1991).

Вместе с тем в коммуникативном процессе нередко возникают затруднения и даже барьеры. Знание наиболее типичных инфор­мационных барьеров может помочь специалисту повысить эффек­тивность его коммуникативных связей и потому более успешно решать профессиональные задачи.

Основные трудности, барьеры в информационном взаимодей­ствии людей могут быть связаны:

— с объемом, количеством информации (много или мало);

— сложностью, трудностью понимания информации (сложная или простая);

— доминантной направленностью информации и несоответ­ствием ее интересам реципиента (на прошлое, настоящее или будущее);

— степенью новизны информации;

— рассогласованием в понятийном аппарате коммуникатора и реципиента;

— методикой и технологией информационного сообщения, на­пример, быстрый темп речи, слабая ее связанность, логичность и т.п.;

— излишней персонифицированностью информационного со­общения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою «Я»-позицию;

— игнорированием обратной связи в информационном взаи­модействии с партнером;

— рассогласованием между вербальными и невербальными сред­ствами в информационном сообщении;

— нежеланием говорить правду (либо демонстрация этого);

— неумением «настроиться на волну» собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора;

— отсутствием аттракции и т.д.

При изучении общения как процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцептивная сторона в общении) целесообраз­но обратить особое внимание на уяснение прежде всего психологи­ческих механизмов взаимовосприятия и понимания людьми друг друга. В социальной психологии к их числу относятся следующие:

идентификация — уподобление себя другому, когда представ­ление о партнере по общению строится на основе попытки поста­вить себя на его место;

эмпатия — особый способ понимания другого человека на ос­нове не рационального осмысления его особенностей, а эмоцио­нально окрашенного сопереживания его состояний, сочувствия, соучастия, сопонимания с партнером по общению;

рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимает­ся и понимается партнером по общению. Естественно, что от это­го во многом будет зависеть поведение коммуникатора;

каузальная атрибуция — приписывание другому своего видения психологических причин его поведения, интерпретация этих при­чин его поведения и через это понимание психологических исто­ков поведения партнера по общению. Обычно видение психоло­гических причин поведения другого основано на собственном опыте и потому нередко ведет к искажению выводов о психологи­ческих особенностях партнера по общению;

установка — определенная настроенность на партнера по об­щению.

В профессиональной деятельности специалиста большое зна­чение имеет понимание им факторов, влияющих на восприятие и понимание человека человеком. Правильный учет особенностей влияния на восприятие других людей тех или иных факторов по­зволяет человеку прогнозировать и корректировать технологию

своего поведения. Эти факторы условно разделяются на поведен­ческие и психологические.

Поведенческие факторы, влияющие на особенности восприя­тия и понимания другого:

а) поведение и деятельность, действия партнера по общению;

б) результаты поведения и действий другого;

в) формы обращения, используемые партнером по общению;

г) что и как говорит партнер и др.

Психологические факторы, влияющие на особенности восприя­тия и понимания другого:

а) внешность и ее атрибуты;

б) выражение лица, глаз человека, его мимика, пантомимика и т.п.;

в) психотипические особенности партнера по общению: его темперамент, экстра- или интровертивность, стиль общения и др.

Стиль общения как бы аккумулирует и в совокупности целост­но выражает психотипические особенности человека. Стиль обще­ния — это система относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирования на информацию и другие воздействия последнего.

В психологии различают следующие стили общения:

ригидный (директивный, командный; коллегиальный, демо­кратический; либеральный, попустительский), гибкий или смешан­ный, сочетающий в себе элементы трех вышеназванных стилей;

активный (положительной или отрицательной направленности) или пассивный;

конструктивный, созидательный или деструктивный, разруши­тельный;

партнерский или доминантный;

г) своеобразие установки коммуникатора на восприятие дру­гих людей.

Установка выражается по-разному в различных социально-пси­хологических феноменах:

• у каждого человека формируются собственные представле­ния о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, другие психические особенности и внешний облик, поведение. И тогда по внешнему облику и поведению человек оценивает другого, партнера по общению. На этом основывается так называемая им­плицитная теория личности;

• «эффект первичности» информации, первого впечатления о человеке, которое оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа человека;

• «эффект ореола»: если о человеке сложилось хорошее, по­ложительное впечатление, то это впечатление (фильтр, ореол) пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимся впечатлением. Тоже происходит, если

впечатление сложилось отрицательное. Здесь срабатывает закон когнитивного диссонанса;

• «эффект новизны» информации: последнее впечатление о человеке оказывает более сильное влияние на его восприятия, чем предыдущие (за исключением самого первого впечатления).

Эффекты первичности и новизны согласуются с законом дол­говременной памяти: лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце разговора;

• «эффект стереотипизации» людей при их восприятии и по­нимании. Стереотипизация бывает возрастной, профессиональ­ной, этнической, региональной, религиозной и т. п.

В рассмотренных выше факторах, влияющих на восприятие и понимание другого человека, заложены и так называемые пер­цептивные барьеры в общении.

При изучении общения как взаимодействия, взаимовлияния людей (интерактивная сторона в общении) необходимо особое внимание уделить пониманию основных механизмов взаимовлия­ния людей. К числу таких механизмов относят:

убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональ­ную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений;

внушение — процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмо­ционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправ­ленное, персонифицированное воздействие на человека (или со­циальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики.

Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, лично­стных особенностей коммуникатора, от установок личности ре­ципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их фи­зического и психического состояния, при утомлении, с усложне­нием жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрес-совости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становит­ся более эффективным при возрастании авторитета источника воздействия, доверия к нему;

психическое заражение — бессознательная, невольная подвер­женность человека психическим эмоциональным состояниям. Под

влиянием этого механизма происходит своеобразная интеграция социальной группы, масс людей. И это может происходить как на позитивной, так и на негативной основе. Особенно опасны груп­повые панические состояния, при которых у людей утрачивается контроль за своим поведением.

Заражаемость личности, ее подверженность эмоциональным состояниям возрастает в толпе, незнакомой социальной среде, при неудачах, в экстремальных и опасных обстоятельствах, с ухуд­шением самочувствия, психического здоровья, увеличивается пропорционально массе людей;

подражание — принятие и воспроизводство человеком демон­стрируемых другими черт и образцов поведения, действий, но­шения одежды, атрибутики внешности и т.п. Это частный случай проявления всеобщего закона повторения в животном мире и че­ловеческом обществе. Через действие этого механизма передается и накапливается опыт, осуществляются развитие человека, обще­ства и его прогресс. Подражание — один из источников соци­альных конфликтов, когда возникают противоречия между раз­личными направлениями подражания (например, между сложив­шимися стереотипами в поведении, ношении одежды и т.п. и новыми модными веяниями). На механизме подражания основано проявление такого социального и социально-психологического фе­номена, как мода.

Подражание может быть различным: от слепого копирования до осознанно-мотивированного.

Основные законы подражания:

• оно идет от внутреннего подражания к внешнему (духу ре­лигии подражают раньше, чем ее обрядам);

• низшие подражают высшим;

• отстающие подражают впереди идущим, младшие — старшим;

• чем более высок уровень развития личности, тем менее она подвержена действию подражания;

психическое принуждение, в основе которого находится меха­низм психического давления с использованием властных отноше­ний. Такие отношения — результат как правового, так и социаль­но-психологического регулирования взаимоотношений людей. С помощью психического принуждения осуществляется передача образов поведения, действий, ношения одежды и т.п. вопреки желаниям реципиента.

Все это частные закономерности общения, взаимодействия людей.

Выделяют и другие закономерности общения:

• невозможно без общей, единой потребностной, ценност­ной основы у партнеров по общению;

• должно развиваться, наращиваться, совершенствоваться;

• не терпит дефицита, вакуума; •

• затухает либо приобретает формальное содержание и фор­мы при отсутствии аттракции.

Общение имеет национально-культурные особенности. Так, одной из форм проявления уважения и почитания партнера по общению у японцев (да и не только у них) являются поклоны. При общении с товарищем, коллегой поклон составляет пример­но 10°, с клиентом — 30°, с начальником — 45°.

Культурная дистанция в общении между арабами (и американ­цами) обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседую­щие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве собеседник араб выражает боль­шое радушие и любезность.

Молодому специалисту целесообразно всесторонне изучить ре­комендованную литературу по проблеме общения и разработать программу деятельности по наращиванию своего коммуникатив­ного потенциала, как общего, так и профессионатьного, в том числе и через активные формы обучения: тренинги, практиче­скую работу.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что вы понимаете под общением? Всякий ли контакт между людь­ми можно рассматривать как общение?

2. Дайте характеристику общения как социально-психологического феномена.

3. Раскройте психологическую структуру общения.

4. Какие функции выполняет общение?

5. Проанализируйте психологические особенности вербальной ком­муникации в межличностном общении.

6. Охарактеризуйте невербальные средства общения.

7. Раскройте особенности общения как коммуникативного процесса.

8. Что вы понимаете под персонифицированной информацией в ком­муникативном процессе и как она влияет на его особенности?

9. Раскройте понимание и психологические механизмы возникнове­ния аттракции в межличностном общении.

10. Проанализируйте приемы и правила создания аттракции.

11. Проанализируйте наиболее типичные трудности, барьеры в ин­формационном межличностном общении.

12. Что собой представляет общение как восприятие и понимание людьми друг друга.

13. Раскройте особенности психологических механизмов взаимопо­нимания людьми друг друга.

14. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на особенности восприятия и понимания человека человеком.

15. Дайте характеристику общения как интерактивного процесса.

16. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы зна­ете и в чем их особенности?

17. Раскройте основные закономерности межличностного общения. 1& Проанализируйте межличностное общение с позиций трансакт-ного анализа.

ГЛАВА 25. СПЕЦИАЛИСТ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

В отечественной социальной психологии коллектив рассмат­ривается как одна из разновидностей малой социальной группы, как определенный уровень социального и психологического раз­вития социальной группы. Однако далеко не всегда группа стано­вится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. В этом смысле этимология понятия «кол­лектив» (от лат. «группа с совместной деятельностью ее членов») не совпадает с тем смыслом, который вкладывают в это понятие отечественная психология, педагогика, социология.

В зарубежной социальной психологии понятие «коллектив» обычно не используется и в случаях необходимости употребляет­ся термин «малая группа», который становится все более попу­лярным в нашей социальной психологии.

Есть основания говорить о двух традициях в разработке социо­логических и психологических проблем в контактных общностях людей.

Западная традиция: в качестве объекта исследования берется все многообразие малых социальных групп как контактных общ­ностей людей. Цель исследований социальной психологии — вы­явление особенностей, закономерностей, возникающих в таких группах социально-психологических феноменов: лидерства, вну­шения, группового давления, конформизма и т.д. Все, что каса­ется больших социальных групп (этнических, политических партий и движений, других массовых социальных феноменов), то они выступают объектом относительно самостоятельной отрасли пси­хологии — социологической социальной психологии.

Отечественная традиция: здесь акцент делается на изучении социологических и психологических проблем коллектива, на раз­работке соответствующих теорий, концепций коллектива. Что ка­сается социальной психологии, то наряду с коллективами и дру­гими малыми социальными группами (семья, дружеская компания, криминальные группы, различные учебные, производственные и другие малые группы) ее объектом выступают большие социальные группы, массовые социальные явления (война, революция, мода, безработица и т.д.), процессы (миграция населения, урбаниза­ция, дифференциация и интеграция социальных структур, обще­ства в целом и др.), движения (политические, профсоюзные, спортивные, молодежные и др.), различные виды массовой дея­тельности (зрелищные массовые мероприятия, работа средств

массовой информации, боевые операции и т.п.), а также основ­ные формы общественного сознания (искусство, наука, религия, политика).

Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диф­фузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.).

Исследование психологических проблем в малых группах на­чиналось в 20-х годах.

Одним из первых социально-психологических феноменов, на который обратили внимание исследователи, был эффект при­сутствия других членов группы [т.е. изучалось не взаимодействие, а факт одновременного действия рядом находящихся членов груп­пы («коация») и группы в целом], в рамках которого выделили эффекты социальной фасилитации (присутствие других облегча­ет действия одного, способствует ему) и ингибиции (сдержива­ние, торможение действий индивида под влиянием присутствия других).

Затем произошел переход к изучению взаимодействия инди­видов в малых группах и возникающих при этом отношений и эффектов взаимовлияния.

Далее предметом изучения становятся психологические харак­теристики группы, ее структура, различные формы проявления групповых установок (позиции, групповые традиции, привычки, ожидания и т.п.), механизмы групповой динамики.

В исследованиях американского психолога Э. Мэйо (хотторн-ские эксперименты) разрабатывается концепция неформальных групп. Малые группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе четко заданы все позиции ее чле­нов, которые предписаны групповыми нормами, строго распре­делены роли всех членов группы, система подчинения («структу­ра власти»). Формальной группой является группа, созданная в условиях конкретной деятельности (школьный класс, бригада).

Внутри формальной группы Э. Мэйо обнаружил нефор­мальные, которые складываются стихийно. В таких группах ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимо­отношений по вертикали. Неформальная группа может форми­роваться внутри формальной, а может возникать вне ее. Иногда в рамках такой группы, несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются опре­деленные социальные позиции и роли. Так как в реальности очень трудно отделить группу формальную от неформальной, в соци­альной психологии родились подходы, выделяющие понятия фор­мальной и неформальной структуры группы. И хотя предложен­ная Э. Мэйо классификация не может считаться достаточной,

на ее основе были предложены и другие классификации малых групп, структур отношений в малых группах (формальная, дело­вая, официальная и неформальная, психологическая, неофици­альная).

Дж. Морено создает социометрическую методику (начало 30-х годов) изучения неформальных отношений и структур в ма­лых группах. В современной социальной психологии социометрия используется достаточно широко. Она позволяет практику:

а) выявить неформальную (психологическую) структуру груп­пы по соответствующим критериям;

б) установить социально-психологический статус и уровень эмпатийности каждого члена группы;

в) выявить лидеров и состав стихийно складывающихся мик­рогрупп в социальной группе.

В отечественной теории и практике, прежде всего педагоги­ческой, акцент делается на разработке аксеологического и дея­тельностного подходов к пониманию групповых процессов фор­мирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, тру­дового, воинского). Изучались проблемы межличностных отноше­ний в коллективе, формирования общих суждений, мнений, на­строений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др."

Существует немало подходов к пониманию категории и явле­ния «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии.

Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).

Малая группа — это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам (Л/. Шериф).

Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной груп­пы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.

Г.М.Андреева отрицательно относится к пониманию малой социальной группы как просто множества людей. Она рассматри­вает социальную группу как реальную ячейку общества, как вза­имодействие людей, отличающихся общностью социальных норм и моральных ценностей и находящихся в определенных отноше­

ниях друг к другу. Г.М.Андреева отмечает, что для социальной психологии малая социальная группа — это общность людей как субъект деятельности. По аналогии с западными исследователями она считает основными характеристиками группы ее композицию (состав), структуру, групповые проблемы (динамические соци­ально-психологические процессы), групповые нормы и ценно­сти, систему санкций в группе.

Под малой социальной группой целесообразно понимать кон­тактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.

Малые социальные группы различаются:

а) как условные и реальные, лабораторные и естественные;

б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (не­формальные) и специально создающиеся (формальные) для ре­шения определенных задач;

в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;

г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;

д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;

е) по уровню развития: диффузные группы, группы-коопера­ции, корпорации, коллективы;

ж) по степени принятия личностью групповых норм и вклю­ченности ее в групповые отношения: группы членства и референт­ные группы.

Для социальной психологии малая группа представляет инте­рес как носитель групповой, массовой психики, как система пси­хологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.

Предметом изучения социальной психологии в малых соци­альных группах выступают прежде всего такие психические фено­мены, как групповые, коллективные мнения, настроения, тра­диции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, са­моутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологиче­ский климат и др.

Психика группы — это реальное сознание людей данной общ7 ности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен­ным, эстетическим, политическим, профессиональным, право­вым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это слож­ная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений.

Социально-психологические процессы и явления в малых груп­пах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения раз­нообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного созна­ния (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).

Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, инте­ресы, установки), другие — главным образом выполняют функ­цию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преиму­щественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполня­ют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.

Существуют разные подходы к выделению феноменов группо­вой психики и их классификации.

По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разде­ляют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мне­ния, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).

По степени устойчивости различают статические, динамиче­ские и статико-динамические социально-психологические процес­сы и явления (А. Д. Глоточкин).

По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.

По тому, кто выступает носителем групповых процессов и яв­лений, различают:

а) массовидные социально-психологические процессы и явле­ния, характеризующие группу в целом (общие для группы по­требности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, мо­рально-психологическая атмосфера и др.);

б) процессы и явления, характеризующие социально-психо­логические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, кон­формизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);

в) социально-психологические процессы и явления, характе­ризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, кон­фликтность и др.).

Различают также социально-психологические процессы и яв­ления, выступающие формой существования группового созна­ния, психики, и социально-психологические процессы и явле­ния, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, пси­хическое заражение, подражание, принуждение, групповое мыш­ление и др. Все это социально-психологические механизмы взаи­мовлияния людей в группе.

Под влиянием реальных условий жизни и деятельности людей происходит формирование и функционирование социально-пси­хологических процессов и явлений и как результат их взаимодей­ствия складывается и развивается малая социальная группа: осу­ществляется ее движение от диффузной группы к коллективу.

"]]-:-- ЦОЕ

\У\

Примечаниям) ось абсцисс — степень ценностно-ориентационного един­ства людей группы (ЦОЕ);

б) ось ординат — степень и характер общественной значимости деятельности членов группы;

в) группа в позиции 1 — диффузная; 2 — кооперация; 3 — коллектив; 4 — сплоченная бандитская шайка или другая достаточно сплоченная асоциальная группа; 5 — складывающаяся асоциальная группа.

Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной со­вокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями дея­тельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влия­ние на содержание, направленность и уровень функционирова­ния групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, дей­ствительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.

В целом содержание, направленность и уровень функциониро­вания групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не яв­ляется исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и де­ятельности данной группы, экономическими, политическими,

правовыми и другими социальными условиями, своеобразием дея­тельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др.

Что же касается специфики психики социальной группы, кол­лектива, то она определяется в первую очередь ее группообразую-щими признаками: для группы подростков — подростковый воз­раст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этниче­ской группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воин­ского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (воен­но-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.).

Без правильного учета группообразующих признаков нельзя понять психику той или иной социальной группы (семья, произ­водственный, учебный или педагогический коллектив, криминаль­ная группа, спортивная команда и т.п.).

В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив».

К. К. Платонов считал, что коллектив — это группа людей, со­ставляющая часть общества, объединенная общими целями и близ­кими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества (см.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 13).

А.В.Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целя­ми и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым со­держанием совместной деятельности (см.: Петровский А. В., Шпа-линский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. — С. 69).

Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.