Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление дополнительным образованием осуществляется на следующих уровнях стратегическом, тактическом, оперативном




  • Учреждения дополнительного образования должны более тесно интегрироваться с образовательными центрами для предоставления учащимся тех возможностей, которые не может дать данный образовательный центр. Система дополнительного образования позволяет быстрее и мобильнее реагировать на изменение образовательных потребностей детей. Учебные курсы дополнительного образования могут и должны дополнять и углублять общеобразовательную подготовку учащихся.

Схема 1.

  • Поэтому дополнительные образовательные услуги могут и должны стать могут стать надстройкой над общеобразовательными учебными курсами, т.к. они могут обеспечить более высокое качество образования за счет более узкой специализации.

Схема 2

  • Дополнительное образование станет главным связующим элементом между ОЦ, т.е. сможет реализовать сетевой принцип реструктуризации образования сам по себе. Средство реализации – интеграция программ обучения, создание в рамках ДО модульных, комплексных, элективных программ. Рамки базисного учебного плана общеобразовательных школ такой возможности пока не представляют.

Управление дополнительным образованием должно строиться на долгосрочном, стратегическом планировании. Ведь основной результат - воспитательный, предполагает "оттянутость" во времени.

управление дополнительным образованием детей на всех его уровнях неизбежно приобретает новые акценты в содержании и технологиях. С одной стороны, разнообразные организационно- педагогические структуры дополнительного образования детей сегодня активно включаются в процесс модернизации общего образования, способствуя становлению целостности системы общего образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности и интересы населения, сохраняющей культурно - образовательные традиции реального социума, его регионально - культурное своеобразие. С другой стороны, включение дополнительного образования детей в этот процесс создания единого образовательного пространства России напрямую зависит от решения нормативно - правовых, социально -проектировочных, организационных и других проблем формирования государственно -общественных структур управления образованием на муниципальном уровне.

В настоящее время ведется большая исследовательская работа по различным аспектам дополнительного образования детей. Значительный вклад в осмысление ценности этого типа образования внесли работы В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, В. А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной,

М.Б. Коваль, В.Я. Коровиной, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузина, O.E. Лебедева, Т.И. Петраковой, И.И. Фришман и многих других.

Среди диссертационных исследований, посвященных проблемам управления можно назвать работы А.И. Щетинской и А.Б. Фоминой, рассматривающих особенности педагогического управления в учреждении дополнительного образования детей; Г.К.Вещиковой, направленной на изучение социально-педагогических условий совершенствования управления учреждениями; М.О. Чекова, обосновавшего организационно -педагогические условия продуктивного функционирования системы дополнительного образования детей; H.A. Морозовой, предложившей проектную модель дополнительного образования России как комплементарной части целостной образовательной системы. Управлению региональными и муниципальными системами дополнительного образования детей уделили внимание Н.Я. Стрельцова, H.A. Чернова, а Г.Г. Ечкалова провела исследование государственно - общественного характера управления. В работах В.В. Комаров, Л.Г. Логиновой затронуты различные аспекты проблемы управления качеством дополнительного образования детей и созданы непосредственнее предпосылки для ее технологического решения.

Вместе с тем, в существующем массиве исследований отсутствуют целостные работы, специально посвященные изучению не только основ технологии управления дополнительным образованием детей, но и особенностям разработки и реализации технологии на различных уровнях управления.

Анализ научной литературы и практики управления в сфере дополнительного образования детей позволяет констатировать ряд противоречий:

• между признанием значимости муниципального уровня управления дополнительным образованием детей и недостаточностью изученности его особенностей, содержания и технологий; между развернувшейся практикой перехода на уровень стратегического управления развитием в учреждениях дополнительного образования детей и в тоже время сохраняющейся пассивной ролью в этом процессе органов управления; между постепенным увеличением доли ответственности учреждений за качество своей образовательной деятельности, повышением требований к гражданско- профессиональной активности педагогических сообществ и отсутствием адекватного экономике - правового обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования детей как фактических субъектов управления.

Следует сказать и том, что сегодня все вопросы разработки и использования технологии управления дополнительным образованием детей сталкиваются с отсутствием достаточной нормативно - правовой базы этого типа образования, со слабостью профессионального управленческого сознания руководителей, отсутствием у них опыта стратегического управления, доминированием субъективного мнения или опыта реформирования территориальных образовательных систем, без учета ресурсного обеспечения, готовности людей к осознанным целенаправленным качественным преобразованиям.

Знание противоречий позволило констатировать наличие проблемы, суть которой состоит в следующем: сегодня широко обсуждаются, разрабатываются и внедряются в практику концепции, разномасштабные проекты по управлению образованием с целью повышения его качества (в том числе и качества дополнительного образования детей), однако при этом недостаточно четко, научно обоснованно определяется то, «как» и «каким образом» поставленные цели и идеи воплощаются в конкретных условиях муниципальной образовательной системы, совокупность «каких ресурсов» необходима для эффективной реализации проекта и получения результата на современном этапе.

1. Определение особенностей управления в сфере дополнительного образования детей обязательно должно опираться на характеристику его содержания, существенных отличий от других типов образования; признание его самоценности, собственного функционального предназначения по отношению к индивидуальности каждого ребенка, его самоопределению и саморазвитию, к Детству и обществу в системе общего образования.

2. В определении существенных характеристик дополнительного образования детей мы исходили из признания его как образования, идущего от активности ребенка, основанного на его свободном выборе, в котором цели, процесс и результаты проектируются ребенком, педагогом и родителями в совместной творческой деятельности.

3. Управленческой стратегией, способствующей обеспечению и улучшению дополнительного образования детей, является системный подход к управлению, который предполагает осознанное, продуманное по всем параметрам (средствам, ресурсам, элементам, процессам, действия и т.д.) принятие и реализацию на практике общей цели деятельности множества подсистем и их планов развития.

4. Основными условиями управления системами дополнительного образования детей являются: постоянная работа с рынком образовательных услуг и спросом; компетентная организация маркетинга и адресной рекламы своих услуг; активизация сотрудничества с заказчиками, учредителями, партнерами, поставщиками ресурсов, представителями власти, создателями общественного мнения, конкурентами; постоянные скоординированные действия по управлению учреждением как социальной организацией; усиление способностей выполнять требования к качеству; совершенствование и гармонизация компонентов системы управления.

5. Общая стратегия управления дополнительным образованием детей, а также освоение технологии организационного проектирования в городе Салехард направлены на соорганизацию совокупности преемственных трех уровней реализации программных направлений -окружного, городского и учрежденческого, а их единство обеспечивается функциональной, структурно - функциональной преемственностью и общими мероприятиями.

6 В управлении развитием муниципальной системы образования признается приоритет прогностической функции сосредоточенной на поиск (обеспечение условий и ресурсов) ответов: Что нужно каждому жителю города, детям и родителям сегодня и завтра? Какие в связи с этим надо открывать образовательные учреждения, направления дополнительного образования детей и в каком количестве? Какие необходимо проектировать образовательные системы в городе, учитывая ресурсные возможности, исторические, культурные традиции и природно -географические условия, специфику производственной деятельности?

7. Предполагается, что управление городской системой дополнительного образования детей должно измениться в сторону делегирования властных полномочий сверху вниз, предоставив максимальную самостоятельность учреждениям как непосредственным организаторам образовательного процесса. В свою очередь, такой перенос будет способствовать смене традиций вертикального управления (административно - командного) на горизонтальную - профессиональную систему равноправного сотрудничества, что, несомненно, будет способствовать системному и целенаправленному переходу на демократический уровень управления образованием.

8. В настоящее время дополнительное образование детей города Салехарда постепенно идентифицирует себя в системе образования города, предоставляя детям условия для развития их интересов и способностей. Дополнительное образование не только расширило для детей рамки школьных занятий, но и стало своеобразной экспериментальной площадкой по апробации новых педагогических идей и социально - педагогических практик. Поэтому мы рассматриваем управление как ключевой фактор устойчивого развития и совершенствования качественной определенности дополнительного образования детей в муниципальной системе общего образования.

Для обеспечения современного уровня управления дополнительным образованием детей в рамках муниципальной системы общего образования имеет, с нашей точки зрения, практический смысл создавать специальные научно-исследовательские центры технологий управления или отделы при органах управления образованием, в структуре ведущих учреждений, выполняющие функции создания банка данных; научных исследований и опережающих разработок; пропаганды и распространения новых, апробированных предложений; обучения руководителей, специалистов в области управления и управления качеством образования.

9. Эффективность предлагаемых теоретических и методических подходов доказана в процессе педагогического эксперимента. Апробация основных положений диссертационного исследования в различных учреждениях дополнительного образования детей города Салехарда, в процессе проведения курсов повышения квалификации для педагогов и руководителей учреждений, структурных подразделений дополнительного образования Ямало -Ненецкого автономного округа.

Обобщенный вывод заключается в том, что проблема управления дополнительным образованием детей на уровне муниципальной образовательной системы и выработки оптимальной его технология является одной из важнейших проблем современной педагогической реальности, а ее теоретико - методологическое решение, концептуальной обоснование и накопление опыта создания реальных технологических моделей способствует устойчивому развитию всей системы общего образования детей в России.

Обобщенный вывод заключается в том, что проблема управления дополнительного образования детей на уровне муниципальной образовательной системы и выработки оптимальной его технология является одной из важнейших проблем современной педагогической реальности, а ее теоретико - методологическое решение, концептуальной обоснование и накопление опыта создания реальных технологических моделей способствует устойчивому развитию всей системы общего образования детей в России.

Проведенное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия исследуемой проблемы. Ее масштабность и значимость требуют продолжения теоретического изучения и анализа. За рамками данного диссертационного исследования остались вопросы взаимодействия школы, общественных организаций и учреждений дополнительного образования в рамках города, механизмы перехода к демократической системе управления с учетом современной научно - методической базы и традиций, культуры Ямало - Ненецкого автономного округа. В этом мы видим логическое продолжение наших исследований.

состояние системы дополнительного образования детей города характеризуют следующие основные проблемы.
1. Не обеспечена в необходимом объеме доступность дополнительного образования для всех групп детей города.
Происходит сокращение спектра образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, вымывание наиболее «ресурсоемких» программ в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического, технического и научно-исследовательского творчества учащихся - тех программ, которые наиболее привлекательны для юных петербуржцев и как следствие оказывают наибольший социально-профилактический эффект.
Имеет место недостаточная гибкость и адаптивность системы. Учреждения системы дополнительного образования оказались в ситуации конкурентной борьбы с негосударственными и иными образовательными структурами, оказывающими платные дополнительные образовательные услуги. Наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения образовательные программы (иностранные языки, раннее развитие детей, танцы и т.д.) все в большей мере реализуются вне системы дополнительного образования.
Наблюдается преобладание программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего, на работу с заинтересованными учащимися, а дети «группы риска», девиантного поведения нередко остаются вне поля зрения.
2. Недостаточно программ дополнительного образования для детей старшего возраста.
Слабо учитываются интересы юных горожан, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде: спортивный танец, роликовые коньки, скайбординг, кино- видеосъемки, компьютерные технологии и др.
3. Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует, современным требованиям.
Прежде всего, не сформировано современное представление о качестве дополнительного образования детей; не развиты новые формы его оценки - оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности.
Не ликвидирован разрыв между образовательной деятельностью в учреждениях дополнительного и основного образования. Результаты и достижения учащихся, полученные в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях общего образования не фиксируются и не учитываются, что приводит к дублированию в обучении, снижению мотивации учащихся.
Крайне слабо осуществляется распространение через дополнительное образование современных информационных технологий в разные сферы производства и общественной жизни.
Требуют совершенствования программы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Существует необходимость решения проблемы внедрения новых разработок в широкую практику. Нередко созданные материалы педагогами остаются невостребованными.
4. Недостаточно используются социальные и воспитательные возможности включения детей в систему дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений.
Структурные подразделения дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений часто дублируют, но на менее качественном уровне, программы по направлениям этого вида образования, которые активно и успешно реализуются учреждениями дополнительного образования детей.
На базе общеобразовательных учреждений мало внимания уделяется программам социально-педагогического направленности. Не используются возможности организации жизнедеятельности разнообразных детских сообществ – детских общественных объединений.
Не отработаны механизмы педагогического содействия развитию детской созидательной инициативы.
5. Существует проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами – их пополнения, стимулирования и подготовки к решению современных профессиональных задач.
Наблюдается тенденция старения педагогических, методических и управленческих кадров системы дополнительного образования.
Материальные условия работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлечь молодые кадры способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельностью.
Слабо используются возможности учреждений высшего профессионального образования для организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей.
6. Недостаточно эффективна для достижения целей устойчивого развития системы дополнительного образования консолидация усилий исполнительных органов государственной власти, учреждений и организаций, бизнес-сообщества города.
Фактически не осуществляется поиск новых инновационных способов и форм консолидации усилий всех комитетов и ведомств, учреждений и организаций, бизнес-сообщества города в целях устойчивого развития системы дополнительного образования.
Отсутствует общественный фонд поддержки инновационной деятельности в системе дополнительного образования и стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов.
7. Слабо развиты эффективные экономические отношения в системе дополнительном образовании детей
Отсутствие адекватного бюджетного финансирования, утрата прежних шефских связей с предприятиями, проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, негативно отразились на одном из главных достижений системы дополнительного образования детей - его бесплатности.
Из-за сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим кризисом, системе дополнительного образования Санкт-Петербурга предстоит действовать в условиях достаточно жесткой конкуренции.
Имеющаяся материально-техническая база системы дополнительного образования детей недостаточно используются для оказания образовательных услуг для других категорий населения, что снижает доступность ресурсов города для петербуржцев и эффективность их использования ими.
Не в должной степени развита инфраструктура дополнительного образования. Недостаточное бюджетное финансирование не способно обеспечить поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования.
Недостаточно активно развивается практика создания ресурсных центров и опорных образовательных учреждений, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам города.
8. Медленно осуществляется переход к общественно-государственному управлению развитием системой дополнительного образования
Недостаточно широко распространена практика создания в учреждениях дополнительного образования попечительских, управляющих и иных советов, что препятствует повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.
Недостаточность и противоречивость нормативного и правового обеспечения системы дополнительного образования обуславливает снижение социального статуса системы, ограничивает возможности ее развития, не обеспечивает гарантии её сохранности и защиты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.