Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие). Характеристика основных источников саморазвития образовательных систем




Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования.

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.

Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления ими. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках.

Общие принципы управления образовательными системами. Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.

Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением. Характеристика стилей управления образовательными системами.

Государственно-общественная система управления образованием. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования).

Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города и района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области и города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.

Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»[1]. В законе
РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития и образования в России.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон РФ «Об образовании», решения Министерства образования, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.

В решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Вместе с тем везде подчёркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета и детского самоуправления.

Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.

Деятельность любого образовательного учреждения регламентируется и
«Типовым положением»[2] о соответствующем типе образовательного учреждения

Согласно закону об образовании каждая школа самостоятельно разрабатывает и принимает устав. В уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведётся обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, структура финансовой и хозяйственной деятельности, регламентируются режим дня и порядок управления.


Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, представить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании», в редакции, введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основные раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании».

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартом, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные); ведомственные; республиканские (республик в составе РФ); краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управление - министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности образовательного процесса; прогнозирование сети образовательных учреждений, контроль исполнения законодательства РФ бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.


В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общественным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации школы.

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.

Гуманизация управления в образовании - это общественность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для убеждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшего себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями.

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учреждении, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

Несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

Представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

Создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

Проводит отбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

Принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

Организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

По согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

Создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

Несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с работой ученического самоуправления, профориентации, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора: заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителей директора школы по научно-исследовательской работе, заместителя по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместителя или помощника директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулирует учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Особенности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях и др. по решению совета школы могут вводится должности заместителей директора по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школах, привлечению их к педагогической работе в школе; привлекает учителей своей школы к участию в опорно-экспериментальной работе и др. Заместитель директора школы по коммерции (завуч координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др. В некоторых, как правило больших или специализированных, школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целенаправленности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни проводит совещания при директоре, заседания педагогических советов и др.


Управление инновационными образовательными учреждениями, находящимися одновременно в режиме функционирования и развития, должно быть также инновационным, включать в себя новые организационные структуры управления и выполнять новые управленческие функции. Однако инновационное управление развивающимся образовательным учреждением до сих пор не стало предметом специального исследования. Обычно проблемы управления функционированием и развитием школы исследуются раздельно. Не выявлена сущность и принципиальные особенности инновационного управления, не проанализирована структура и функционирование, критерии и показатели эффективности процесса этого управления. Это приводит к тому, что в практике управления инновационными, развивающимися образовательными учреждениями имеются существенные недостатки, а именно:

- система управления не всегда бывает адекватной объекту управления;

- развитие управляющей системы часто отстает от развития школы;

- в управляющей системе развивающимися образовательными учреждениями происходят не системные, а локальные изменения, которые не дают желаемого эффекта;

- мотивационное управление зачастую подменяется административным и др.

Таким образом, возникло противоречие между потребностью школ в развитии и инновациях и недостаточной разработанностью теоретических основ инновационного управления развивающимися общеобразовательными учреждениями, низкой степенью готовности системы управления к инновационным преобразованиям. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили тему нашего диссертационного исследования: «Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением».

В данном случае мы будем рассматривать проблемы внутришкольного управления. Под организационно-педагогическими основами мы будем понимать цель, задачи, принципы, методы, функции, организационные структуры, критерии и показатели эффективности управления.

Цель исследования - разработать организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением.

Объект исследования - процесс управления функционированием и развитием общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования - новые организационные структуры и функции управления развивающимся общеобразовательным учреждением.

Гипотеза исследования: управление развивающимся общеобразовательным учреждением будет эффективным и адекватным целям и задачам этого учреждения, если:

- оно строится на основе системной, структурно-функциональной модели, обеспечивающей воздействие на все подсистемы управленческого объекта и способствующей его устойчивому инновационному функционированию и развитию;

- создаются новые организационные структуры управления, обладающие развитой горизонтальной координацией и выполняющие новые управленческие функции;

- перестройка управляющей системы опережает перестройку учебно-воспитательного процесса и структуры объекта управления.

Задачи исследования:

1. Выявить основные особенности развития современной теории управления школой.

2. Определить сущность инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением.

3. Разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель процесса инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением.

4. Обосновать новые организационные структуры и функции управления

развивающимся общеобразовательным учреждением.

Методологической основой исследования являлись:

- ведущие принципы государственной политики в области образования: гуманизация, демократизация, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, свободное развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации личности;

- основные положения личностно-ориентированной педагогики: личность как субъект своего развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности, стимулирование самопознания и самовоспитания;

- системный подход к управлению (В.Г. Афанасьев, В.П. Кузнецов, В.М. Садовский и др.);

- концептуальные подходы к управлению школой (Ю.С. Алферов, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова).

Методы исследования: теоретический анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение документов по вопросам образования; изучение и обобщение передового опыта управления образовательными учреждениями; моделирование процесса управления школой; наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы статистической обработки полученной информации.


Выделение основных сторон в реализации миссии актуализирует необходимость перевода образовательной системы колледжа в режим саморазвития, при котором задействуется синергетический самоорганизационный потенциал. Синергия в данном случае представляет собой взаимодействие внешней среды, главным образом рынка труда, с образовательной системой. Эти связи придают образовательной системе открытый характер, являются основной движущей силой, стимулом ее собственной самоорганизации и развития. Изолированной самоорганизующейся (самонастраивающейся) образовательной системы не может быть. Энергию для самоорганизации система черпает из внешней среды. Самоорганизующиеся (самонастраивающиеся) образовательные системы могут существовать только в тесном контакте с внешней средой и современным рынком труда. Особую роль при этом играет правильное построение обратной связи и коммуникации с рынком труда, поскольку процесс самоорганизации в значительной степени зависит от ее эффективности. Саморазвитие образовательной системы выражается в самых различных формах, в том числе в конкретных педагогических, организационных, кадровых, финансовых и управленческих способах решения имеющихся противоречий. Эти противоречия сложно разрешить без понимания сущности, закономерностей и принципов формирования механизма саморазвития. Механизм саморазвития образовательной системы представляет собой совокупность (программу) основных и вспомогательных направлений деятельности, научно-методического и технологического инструментария, обеспечивающих получение желаемой (требуемой рынком труда) результативности (степени реализации миссии и поставленных целей), а также способность образовательной системы к самоуправлению, самоорганизации и преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательного процесса. Формирование механизма саморазвития и достижения желаемой (требуемой рынком труда) результативности состоит из двух взаимосвязанных этапов: – непосредственно конструирование программы саморазвития образовательной системы, включая разработку и внедрение соответствующего научно-методического и технологического инструментария; – анализ фактических результатов образования, осуществление обратной связи и самоорганизация (самонастройка) образовательной системы в зависимости от требований рынка труда.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.