Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания в Древнем Риме




Римское воспитание подразделяется на несколько этапов. На первом оно носило ярко выраженный практический характер. В этот процесс активно была вовлечена семья как важный соци­альный институт. Именно здесь хранилась верность традициям предков.

Семейное воспитание имело своей главной целью формирова­ние нравственности. Значение дома, семьи подчеркивалось всю­ду. Абсолютную власть в семье имел отец. У древних римлян су­ществовал обычай: родившегося ребенка клали к ногам отца и именно он решал, брать его или нет. Если отец поднимал ребен­ка, это означало, что он будет жить, его будут воспитывать. Пер­венец мужского рода получал имя родителя и считался его про­должением.

Отец нес ответственность за моральное и физическое воспита­ние сына. До 16 лет ребенок изучал домашнюю работу, осваивал искусство владения оружием. Отец руководил и религиозным вос­питанием, так как римляне почитали домашних богов. Их изобра­жения имелись дома, и глава семьи исполнял своеобразные жре­ческие обязанности.

Мать являлась равной участницей в управлении домом, сама растила своих детей, не передавая их в руки нянь. Особое внима­ние она уделяла воспитанию дочери, которая находилась под не­усыпным вниманием матери вплоть до замужества.

В семье в детях воспитывали любовь к прошлому, почитание предков, национальных героев. Высоко ставилось почтение и по­виновение богам, родителям и старшим вообще, скромность, любовь к родине. Не встать перед старшими считалось позором.

Таким образом, в системе домашнего воспитания римляне от­давали предпочтение влиянию отца и матери, идеалам героев прошлого и настоящего. В этом проявлялся практический харак­тер воспитания. Непосредственно подражая своим родителям и следуя героическому идеалу, римский юноша должен был стать благочестивым, почтительным, храбрым, мужественным и чест­ным.

К нравственной дисциплине римской семьи добавлялось рели­гиозное воспитание, поскольку в повседневной жизни религиоз­ные верования сопровождали все важные моменты жизни ребенка.

Военный образ жизни Древнего Рима также отразился на ха­рактере воспитания: оно было довольно суровым. Детей воспиты­вали в строгой дисциплине, приучали к выносливости.

Зажиточные земледельцы и горожане обучали детей чтению, письму и законам. На первых порах обучение осуществлялось в семье. И лишь позже появились школы, которые в основном были частными.

Второй этап в развитии воспитания связан с завоеванием Римом Греции, когда влияние афинской культуры стало более заметным. Образованные римляне тогда, как правило, говорили на греческом языке, были восприняты философия и литература эллинов. Появляется особое понятие римской добродетели, кото­рая означала не только мужество, верность долгу, умеренность в образе жизни, но и преданность государству, соблюдение законов и обычаев. Детям рассказывали о знаменитых битвах, крупных государственных деятелях, их знакомили с общественной жизнью страны. Однако составные части греческого воспитания — гимна­стика, обучение музыке, пению, танцу — не прижились, несмот­ря на то что усвоению духовных богатств греков уделялось боль­шое внимание.

Под влиянием эллинской традиции развивались и педагоги­ческие идеи. Сенека, например, в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию» раскрыл важность нрав­ственного воспитания.

Из 12 книг трактата Квинтилиана «Ораторское образование» в педагогическом отношении немалый интерес представляют две его работы: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторичес­ком обучении». Воспитание, считал он, помогает ребенку стать лучше. Природная доброта человека и воспитание должны быть соединены. Цель этого процесса Квинтилиан видел в основатель­ной подготовке к исполнению гражданских обязанностей, в фор­мировании свободного человека. Квинтилиан писал о необходи­мости бережного отношения к ребенку, выступал против физи­ческих наказаний, рекомендуя учителю соблюдение меры в по­хвале и наказаниях.

В рамках рабовладельческого способа производства развитие частной собственности и товарно-денежных отношений обрекала человека на отчуждение. Такая тенденция проявилась довольно рельефно в период Римской империи. В этих условиях своеобраз­ным средством протеста против существующей системы угнете­ния становится зарождающееся христианство.

Носителями новых идей являлись раннехристианские общи­ны, которые возникли в восточных провинциях Римской импе­рии в I в. н.э. и дали начало третьему этапу развития воспи­тания. Для ранних христиан было характерно особое внимание к воспитанию детей, которое строилось на идее о приходе Спасите­ля и обретении счастья в Царстве Небесном. Ранние христиане проповедовали идеи равенства, отказа от собственности, выска­зывали глубокое уважение к труду.

В основу воспитания было положено собрание канонических сочинений Ветхого и Нового Завета, входящих в Библию. Древ­ние библейские тексты Ветхого Завета II и I тысячелетий до н.э. и четыре Евангелия Нового Завета, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа, попутно излагали цели воспитания и спо­собы их достижения. В основе этого процесса лежало учение о любви ко всем людям как пути спасения и вечной жизни. Еван­гелие также давало людям нравственные ориентиры в форме за­поведей.

В целом христианское воспитание являлось новой формой вос­питания, складывающейся в период заката Римской империи.

Известным священнослужителем и руководителем школы хри­стианского богословия в Александрии во II в. н. э. был Климент Александрийский. Он был автором дошедшей до нашего времени книги «Педагог», в которой обоснована идея о том, что помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством. Климент считал, что целью воспитания является вклю­чение ребенка в христианский образ жизни. Он описал также пра­вила поведения ребенка.

Среди раннехристианских мыслителей этого периода наиболее известен Иоанн Златоуст, который особое внимание уделял вос­питанию чувств и души человека. Христианскими методами вос­питания он называл наставление и беседу.

В формировании христианской педагогики заметную роль сыг­рал современник Иоанна Златоуста Августин Аврелий (Блажен­ный). Он считал, что ведущее место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики. Августин утверждал, что одна из главных задач воспитания состоит в нравственном совершенствовании личности на основе христианских идеалов и ценностей. Само воспитание он понимал как средство помощи человеку в достижении вечной священной истины, помощи в сли­янии с Богом.

Раннехристианская педагогическая концепция предусматрива­ла доминирование семейно-религиозного воспитания. Процесс же об­разования в общественных учебных заведениях должен был конт­ролироваться верующими родителями и духовными наставниками.

В целом можно отметить, что еще в античный период суще­ствовало направленное социальное воспитательное воздействие со стороны государства и общества на людей всех возрастных групп.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.