КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная педагогика П.Наторпа
К ХIХ в. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был введен Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога Пауля Наторпа (1854-1924). Первым его педагогическим сочинением стала работа «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматривается как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важно и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно иметь характер духовной помощи, а не авторитарного влияния. Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» (1898). Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения - это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы социального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и др. В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Он утверждал: человек и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало общественное содержание воспитания. Именно поэтому одно из определений понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В другом определении данного понятия акцент П. Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социальной жизни он считал организацию труда, политико-правовую организацию и организацию образования. Главным фактором прогресса, по Наторпу, является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Таким образом, он придавал социальному воспитанию очень большое значение. П. Наторп полагал, что основной целью человеческого существования является достижение высшего идеала некой абсолютной идеи, которая объединяет в себе все начала. Поскольку человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, то выразителем такого стремления Наторп считал волю и «педагогику воли» - в частности. Воспитание воли, по мнению Наторпа, и должно стать основной задачей педагога. Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого - три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание. Таким образом, семейное воспитание он считал первой ступенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым существование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым должны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 9234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |