КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как опыт создания трагедии народной жизни
Практическое занятие № 4 Г.И. Успенский как мастер очеркового жанра Практическое занятие № 3 Цели: - определить место и значение жанра очерка и очеркового циклав литературе 1870 – 1880-х годов; - увидеть то новое, чем обогатил Успенский жанр очерка; - учиться анализировать художественно-публицистические произведения в жанровом аспекте; - разобраться в существе концепций ученых. Вопросы и задания: 1. Реферат на тему «Г.И. Успенский о мастерстве писателя и о причинах своего обращения к очерку» (готовится предварительно двумя студентами с последующим сообщением на практическом занятии и обсуждением). 2. Новаторство образной системы, принцип объединения материала в цикле «Крестьянин и крестьянский труд». Что придает этому произведению целостность, и каков ее характер? Принципы соединения документального и художественно-публицистического начал. 3. Образ автора-повествователя: - докажите, что перед нами социально-психологический тип интеллигента-народника (цель его проживания в крестьянской семье, отношения с Иваном Ермолаевичем, его общественные идеалы, отношение к цивилизации, трагизм его положения); 4. Народ и народный мир: - сравните изображение народа в произведениях писателей-шестидесятников (В. Слепцов, Н. Успенский) и Гл. Успенского, что их сближает и различает. - образ Ивана Ермолаевича (отношение к общинному делу, к религии, к цивилизации, к человеку, образованию, царю, земле), выявите в нем народнический взгляд на народ и проблему народа. 5. Сделайте выводы о мастерстве Гл. Успенского-очеркиста. Источники: Успенский Г.И. Крестьянин и крестьянский труд (очерки «Иван Ермолаевич», «Общий взгляд на крестьянскую жизнь», «Поэзия земледельческого труда», «Не суйся!», «Результаты и заключение» – для детального анализа).
Успенский Г.И. О мастерстве писателя // Русские писатели о литературе. Т. 2. Л., 1959 (к реферату). Слепцов В.А. Питомка. Успенский Н.В. Обоз. Научная и критическая литература: 1. В справочной литературе найти и выписать определение понятий «очерк», «публицистика». 2. Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского // Бялый Г.А. Русский реализм конца Х1Х века. Л., 1973. С. 96-117. 3. Михайловский Н.К. Г.И. Успенский как писатель и человек // Михайловский Н. Литературная критика: Статьи о русской литературе ХIХ-начала ХХ века. Л., 1989. С. 289 – 401. Письменное задание: «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова Цели: - понять новаторство Лескова в раскрытии им народной жизни, национального характера; - осмыслить оригинальность решения этой темы в контексте исканий русской литературы 1850-1860-х годов; - в результате конкретного текстового анализа раскрыть своеобразие метода и стиля раннего Лескова. - отработка теоретических понятий «художественный очерк», «лубок». Вопросы и задания: 1. Реферат «Народная тема в русской литературе середины Х1Х века. Пути ее художественного решения» (готовится самостоятельно двумя студентами с последующим прослушиванием и обсуждением на занятии). 2. Монографический анализ «Леди Макбет Мценского уезда»: - авторское понимание жанра произведения, докажите правомерность авторских дефиниций; - проанализируйте шекспировскмй контекст произведения, что нового добавляет он для понимания его жанровой природы? - проанализируйте особенности повествовательной манеры; - поэтика образа Катерины Измайловой (предыстория, лубочный характер портрета и «обрамления», зоологический элемент в характере и поведении героини, любовь в жизни и судьбе Катерины, прием контраста, христианское и языческое начала);
- авторское отношение к героине. 3. Сделайте вывод о новаторстве Лескова в раскрытии народной темы. Источники: Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Некуда // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М., 1956. С. 178- 184 (спор Розанова с Зарницыным о возможности трагедии в народной жизни). Для сравнения привлекаются пьесы: Островский А.Н. Гроза. Писемский А.Ф. Горькая судьбина. Научная и критическая литература: Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982. С. 59 – 92. Гроссман Л.П. Лесков: Жизнь-творчество-поэтика. М., 1945. Ч. 2. Творчество. С. 126 – 132; 251 – 294. Столярова И.В. Трагическое в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981. №4. С. 77 – 94.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |