Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как опыт создания трагедии народной жизни




Практическое занятие № 4

Г.И. Успенский как мастер очеркового жанра

Практическое занятие № 3

Цели:

- определить место и значение жанра очерка и очеркового циклав литературе 1870 – 1880-х годов;

- увидеть то новое, чем обогатил Успенский жанр очерка;

- учиться анализировать художественно-публицистические произведения в жанровом аспекте;

- разобраться в существе концепций ученых.

Вопросы и задания:

1. Реферат на тему «Г.И. Успенский о мастерстве писателя и о причинах своего обращения к очерку» (готовится предварительно двумя студентами с последующим сообщением на практическом занятии и обсуждением).

2. Новаторство образной системы, принцип объединения материала в цикле «Крестьянин и крестьянский труд». Что придает этому произведению целостность, и каков ее характер? Принципы соединения документального и художественно-публицистического начал.

3. Образ автора-повествователя:

- докажите, что перед нами социально-психологический тип интеллигента-народника (цель его проживания в крестьянской семье, отношения с Иваном Ермолаевичем, его общественные идеалы, отношение к цивилизации, трагизм его положения);

4. Народ и народный мир:

- сравните изображение народа в произведениях писателей-шестидесятников (В. Слепцов, Н. Успенский) и Гл. Успенского, что их сближает и различает.

- образ Ивана Ермолаевича (отношение к общинному делу, к религии, к цивилизации, к человеку, образованию, царю, земле), выявите в нем народнический взгляд на народ и проблему народа.

5. Сделайте выводы о мастерстве Гл. Успенского-очеркиста.

Источники:

Успенский Г.И. Крестьянин и крестьянский труд (очерки «Иван Ермолаевич», «Общий взгляд на крестьянскую жизнь», «Поэзия земледельческого труда», «Не суйся!», «Результаты и заключение» – для детального анализа).

Успенский Г.И. О мастерстве писателя // Русские писатели о литературе. Т. 2. Л., 1959 (к реферату).

Слепцов В.А. Питомка.

Успенский Н.В. Обоз.

Научная и критическая литература:

1. В справочной литературе найти и выписать определение понятий «очерк», «публицистика».

2. Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского // Бялый Г.А. Русский реализм конца Х1Х века. Л., 1973. С. 96-117.

3. Михайловский Н.К. Г.И. Успенский как писатель и человек // Михайловский Н. Литературная критика: Статьи о русской литературе ХIХ-начала ХХ века. Л., 1989. С. 289 – 401.

Письменное задание:

«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова

Цели:

- понять новаторство Лескова в раскрытии им народной жизни, национального характера;

- осмыслить оригинальность решения этой темы в контексте исканий русской литературы 1850-1860-х годов;

- в результате конкретного текстового анализа раскрыть своеобразие метода и стиля раннего Лескова.

- отработка теоретических понятий «художественный очерк», «лубок».

Вопросы и задания:

1. Реферат «Народная тема в русской литературе середины Х1Х века. Пути ее художественного решения» (готовится самостоятельно двумя студентами с последующим прослушиванием и обсуждением на занятии).

2. Монографический анализ «Леди Макбет Мценского уезда»:

- авторское понимание жанра произведения, докажите правомерность авторских дефиниций;

- проанализируйте шекспировскмй контекст произведения, что нового добавляет он для понимания его жанровой природы?

- проанализируйте особенности повествовательной манеры;

- поэтика образа Катерины Измайловой (предыстория, лубочный характер портрета и «обрамления», зоологический элемент в характере и поведении героини, любовь в жизни и судьбе Катерины, прием контраста, христианское и языческое начала);

- авторское отношение к героине.

3. Сделайте вывод о новаторстве Лескова в раскрытии народной темы.

Источники:

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда.

Некуда // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М., 1956. С. 178- 184 (спор Розанова с Зарницыным о возможности трагедии в народной жизни).

Для сравнения привлекаются пьесы:

Островский А.Н. Гроза. Писемский А.Ф. Горькая судьбина.

Научная и критическая литература:

Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982. С. 59 – 92.

Гроссман Л.П. Лесков: Жизнь-творчество-поэтика. М., 1945. Ч. 2. Творчество. С. 126 – 132; 251 – 294.

Столярова И.В. Трагическое в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981. №4. С. 77 – 94.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.