КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие № 5
Народный талант и мир искусства в творчестве Н.С. Лескова («Запечатленный ангел») Цели: - понять своеобразие сказовой манеры Лескова, ее оригинальность на фоне ведущих тенденций развития пореформенной русской прозы; - увидеть новаторство Лескова в изображении им народного мира; - проследить эволюцию писателя в решении этой темы от 1860-х к 1870-ым годам. На обсуждение выносятся следующие вопросы: 1. Позиция Лескова в современных ему спорах об искусстве. 2. Сказовая манера, ее типологические признаки (теоретический и практический аспекты). 3 Народный мир и мир искусства в повести «Запечатленный ангел». Реферат «Особенности русской иконы» (готовится двумя студентами с последующим прослушиванием и обсуждением) Литература: 1 вопрос: Лесков Н.С. Жития как литературный источник. Источники русской агиографии. Николай Гаврилович Чернышевский и его роман «Что делать?». Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и любви). О рожне. Увет сынам противления. О художном муже Никите и о совоспитанных ему // Лесков Н.С. о литературе и искусстве. Л., 1984. Запечатленный ангел. 2 вопрос: Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 409-424. Лесков Н.С. Запечатленный ангел (конкретный текстовый анализ в указанном аспекте) 3 вопрос: Лесков Н.С. Запечатленный ангел. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980. С. 51 – 159. Реферат: Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1994. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи (1916). Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. Флоренский П. Обратная перспектива (1919-1922) // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. Письменные контрольные задания: 1. Найти в тексте «Запечатленного ангела» примеры профессионализмов, библеизмов, народной этимологии в речи сказителя. 2. Учитывая сведения, полученные в ходе прослушивания и обсуждения реферата, докажите: верно ли понимает Марк Александров сущность религиозного искусства? Практическое занятие № 6 Раскольников и его идея в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Цели: - уяснить концепцию «полифонического» романа М.М. Бахтина; - понять своеобразие героя Достоевского как героя-идеолога; - разобраться в сущности идеи Раскольникова, путях и формах ее воплощения. Вопросы и задания: 1. Анализ 2-ой («Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского») и 3-ей главы («Идея у Достоевского») монографии М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1963. Можно пользоваться и более поздними изданиями). 2. Докажите (или опровергните), пользуясь идеями М. Бахтина, что Раскольников – герой-идеолог. 3. Проследите процесс формирования и раскрытия идеи Раскольникова, обращая особое внимание на следующие главы: а) ч. I, гл. 6 (разговор студента и офицера); б) ч. III, гл. 5 (обсуждение статьи Раскольникова); в) ч. IV, гл.4 (первый приход Раскольникова к Соне); г) ч. V, гл. 4 (второй приход Раскольникова к Соне). 4. Осмысливая характер идеи Раскольникова, обратите особенное внимание на ее двойственность (наполеоновское и мессианское начала), «казуистичность», конкретно-исторический и вечный смысл; диалогический и полилогический характер ее раскрытия. 5. Эпилог романа, его значение для понимания идеи Раскольникова. Объясните причины живучести идеи в сознании героя, возможность или невозможность ее изжития.
Источники: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Научная литература: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963 (гл.2, 3). Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988. С. 258-274. Или: Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970 (гл. 6 «Идея Раскольникова», гл. 8 «Крушение идеи Раскольникова). Или: Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 167 – 188. Примечание: Книгу Бахтина читают все студенты, три остальные – по выбору. Семинарское занятие № 7 Поэтика образа Ставрогина в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» Цели: - совершенствовать навыки анализа поэтики художественного образа; - понять типологию образа Ставрогина; - уяснить принципы создания этого образа.
Вопросы и задания: 1. Реферат «Образ Ставрогина в оценке русской религиозной критики». 2. Реферат «Текстологические проблемы (Глава «У Тихона» – история написания, публикации)». 3. Поэтика образа Ставрогина: а) предыстория героя, как и что о ней рассказано? (ч. 1, гл. 2, разд. 1 – 4); б) портрет (сопоставьте с портретами князя Валковского из «Униженных и оскорбленных», Свидригайлова из «Преступления и наказания», Хромоножки из «Бесов») – см.: ч.1, гл. 2, разд. I; ч. 1, гл. 5, разд. V; ч. 2, гл. 1, разд. IV; в) стилистический анализ двух литературных произведений Ставрогина (исповедь из гл. «У Тихона» и предсмертное письмо); г) правомерно ли говорить об эволюции Ставрогина, обоснуйте свое мнение; д) какое отношение к Ставрогину имеют эпиграфы романа? е) как характеризуют Ставрогина его отношения с Шатовым, Кирилловым, Хромоножкой, обоими Верховенскими? Источники: Достоевский Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона». Научная и критическая литература: Реферат 1.: Булгаков С. Н. Русская трагедия. Бердяев Н. А. Ставрогин. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы // Ф.М. Достоевский. Бесы. Бесы: Антология русской критики. М. 1996. Или: Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия; Булгаков С.Н. Русская трагедия; Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. М., 1990. С. 164 – 233. Реферат 2: Достоевский Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. ХI. Л., 1974. С. 5- 30. Комарович В.Л. Неизданная глава романа «Бесы»; Долинин А.С. Исповедь Ставрогина // Ф.М. Достоевский. Бесы. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 534 – 559; 567 – 573. Для всей группы: Ермилова Г.Г. Событие падения в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Вопросы онтологической поэтики: Потаенная литература. Иваново, 1998. С. 39 – 56. Сараскина Л.И. «Бесы»: Роман-предупреждение. М., 1990. С. 58 – 71; 149 – 157. Практическое занятие № 8 Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: поэма о Великом инквизиторе: религиозно-философский смысл. Цели: - определить место поэмы в сюжетно-композиционной структуре романа, учитывая при этом авторский замысел; - выявить основные религиозно-философские темы, образы, мотивы, получившие в ней свое кульминационное звучание; - продолжить наблюдения над особенностями поэтики романов Достоевского (в первую очередь полифонизма), выявляя новое качество постановки авторского голоса и голосов героев в последнем романе писателя; - совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения. Вопросы и задания: 1. Определите, опираясь на мнение самого Достоевского и исследователей, место романа «Братья Карамазовы» в творчестве писателя и место в нем поэмы о Великом инквизиторе. 2. Каковы, на ваш взгляд, мотивы включения Иваном Карамазовым своей «поэмки» в диалоге со своим младшим братом? (Обратите внимание на особенности ее жанра, способа передачи ее содержания, место в ряду других литературных произведений Ивана, момент включения ее в диалогический контекст). 3. Кредо Великого инквизитора. Его отношение к Христу, людям. Выделите основные символические образы, пронизывающие его речь, поймите их смысл. 4. Образ Христа и сопутствующие Ему сквозные символические образы. 5. К какому полюсу (Великого инквизитора или Христа) тяготеют, на ваш взгляд, герои романа, Иван и Алеша, в том числе? Они антагонисты, или между ними существуют более сложные связи? 6. В чем религиозно-философский смысл этого произведения? Можно ли говорить о временном и вневременном его смысле? Какие мысли произвели на вас наиболее сильное впечатление?
Источники: Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Книга пятая «Pro и contpa». Научная и критическая литература: Розанов В.В. О легенде «Великий инквизитор» // Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1966 (можно пользоваться и любым другим изданием). Булгаков С.Н. Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» как философский тип; Бердяев Н.А. Из книги «Новое религиозное сознание и общественность; Франк С.Л. Легенда о Великом инквизиторе // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1997. Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 270 – 288. Примечание: Два студента готовят реферат на тему «Русская религиозная философия о поэме Ивана Карамазова». Семинарское занятие №9 «Война и мир» Л.Н. Толстого в оценке критики Цели: - выявить основные направления в восприятии толстовского произведения, определившиеся в критике 1860-1870-х годов; - определить основные вопросы, вызвавшие наиболее острые критические суждения; - выделить наиболее принципиальные и значительные критические отзывы, не утратившие своего значения до сих пор; - понять степень понимания и непонимания современниками «Войны и мира». Первая часть семинарского занятия проходит в форме обсуждения рефератов, подготовленных тремя группами студентов: 1. «Реальная» критика о «Войне и мире» (Писарев Д.И. Старое барство; Шелгунов Н.В. Философия застоя // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989). 2. «Артистическая критика» о художественном своеобразии «Войны и мира» (Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ахшарумов Н.Д. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. 1 – 4 части // Там же.) 3. Н.Н. Страхов о «героической эпопее» Л.Н. Толстого (Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III, IV. Статья вторая и последняя // Там же). Вторая часть семинарского занятия проходит в форме кратких письменных индивидуальных творческих заданий на тему «Какие суждения критиков всех трех направлений кажутся мне не утратившими своего значения до сего дня и почему?» (10 – 15 минут). Практическое занятие №10 Соотношение сюжетных линий Анны и Лёвина, их характеров в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Цели: - разобраться в полемических суждениях критиков и литературоведов относительно вынесенной в заглавие занятия проблемы; - уяснить своеобразие композиции романа; - понять своеобразие духовных исканий Анны и Лёвина. - совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения. Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте различные точки зрения ученых на характер соотношения сюжетных линий Анны и Лёвина. Какая из концепций представляется вам наиболее убедительной и почему? 2. Назовите, с вашей точки зрения, наиболее важные и значительные эпизоды романа, в которых раскрывается отношение героев к любви и семье, где показывается среда их обитания, где раскрывается из духовный мир. 3. Установите линии сближения и расхождения Анны и Лёвина по таким проблемам: а) характер и его социальная среда; б) отношение к вопросам любви, семьи; в) духовный мир личности (отношение к религии, вере); г) жизненные позиции и финалы романной судьбы героев (проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны и финальные размышления Лёвина). 4. Проблемы, образы, идеи, входящие в роман по сюжетным линиям Анны и Лёвина. Как благодаря этому раздвигаются горизонты «широкого» романа? Источники: Толстой Л.Н. Анна Каренина (любое издание). Научная литература: Бабаев Э.Г. Из истории русского романа Х1Х века: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. Гл. 3. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 4. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974. Ч.3. – «Анна Каренина». С. 160 – 173. Практическое занятие № 11 Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Воскресение»
Цели: - разобраться в проблематике и идейном пафосе последнего романа писателя; - увидеть его жанровое новаторство в сравнении с ранними романами; - понять жанрово-стилевое своеобразия романа в связи с общими закономерностями развития реализма в конце ХIХ века и идейно-творческой эволюцией Толстого.
Вопросы и задания: 1. Объясните тот факт, что роман начинается и заканчивается евангельскими цитатами (ч. III, гл. ХХVIII). Как такое «обрамление» характеризует авторскую установку, манеру? 2. Почему роман открывается повествованием о Катюше Масловой? Как в таком зачине раскрываются новые творческие установки автора? 3. Проанализируйте поэтику образа Катюши (портрет, имя, предыстория, жизненная судьба, эволюция). 4. Внимательно проанализируйте стилевые особенности главы 1 первой части. Как завязывается в ней основной конфликт романа? Как строится авторское повествование? Что нового появляется в манере повествования в сравнении с предшествующими романами? 5. Старый герой (Нехлюдов) и новые пути раскрытия его характера и жизненной судьбы (особое внимание обратите на главу 3 первой части). 6. Границы обличительного звучания авторского слова, объекты сатиры (ч. I, гл. 6 – 8, 19 – 23, 27, 39; ч. II, гл. 6, 17, 28). 7. Как понимаете смысл названия романа? Как определяете его жанр? Источники: Толстой Л.Н. Воскресение (любое издание) Научная литература: Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого. М., 1978. Маймин Е.А. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. М., 1978. С. 132 – 180. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 7. Практическое занятие № 12 Особенности метода и стиля В.Г. Короленко Цели: - понять своеобразие эстетической позиции писателя, его концепцию «романтического реализма»; - проанализировать метод и стиль рассказов писателя в соотнесенности с его эстетической позицией; - проследить эволюцию от 1880-х к 1890-м годам.
Вопросы и задания: 1. В.Г. Короленко о романтизме, реализме, сущности собственного метода, о характере идейно-эстетических исканий конца ХIХ века. 2. Проанализируйте рассказ «Сон Макара» с точки зрения особенностей метода и стиля: - реально-бытовой план рассказа. Как он проявляется в создании образов Макара, его жены, окружения (гл. 1 – 4)? Есть ли в первой композиционной части фантастическое начало? - бытовое и этнографическое во второй части (гл. 5 – 7); - символические образы, их функции при описании природы, Макара, доброго попа Ивана, большого Тойона (подключите наблюдения над рассказом «Соколинец»). - символический смысл финала рассказа. 3. Анализ рассказа «Река играет»: - внимательно проанализируйте начало рассказа, в чем его символический смысл? - что сближает рассказы «Сон Макара» и «Река играет»? - образ Тюлина и образ «играющей» реки? Что общего и отличного в этом образе, в сравнении с образом Макара? - что сближает и что отличает этот рассказ в плане метода и стиля от рассказов 1890-х годов? Чем можно объяснить происшедшие изменения?
Источники: Короленко В.Г. Сон Макара. Соколинец. Река играет (любое издание). Короленко В.Г. К вопросу о романтизме. О назначении литературы // Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 291 – 297. Письма Короленко: а) переводчику от 16 апреля 1887 г. (с. 342 – 344); б) Н.К. Михайловскому от 2 января 1888 г. (с. 345 – 347); в) В.А. Гольцеву от 11 марта 1894 г. (с. 350 – 352) // Там же. Научная литература: Аверин Б.В. Владимир Короленко // История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 143 – 176. Или: Бялый Г.А. Короленко. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л., 1983. С. 43–92; 287–305. Или: Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80 – 90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 48 – 76. Практическое занятие № 13 Сюжет и композиция чеховских рассказов (на примере рассказа «Случай из практики») Цели: - познакомиться со взглядами Чехова на вопросы мастерства прозаика; - соотнести эти суждения с практикой писателя, понять особенности метода и стиля Чехова; - совершенствовать навыки анализа небольшого эпического произведения. Вопросы и задания: 1. Суждения Чехова о мастерстве писателя. 2. Содержание и характер конфликта рассказа «Случай из практики». С какими героями и образами соотнесено развитие сюжетного действия? 3. Движение сюжета в развитии образов и компонентов произведения (авторское повествование, портрет, пейзаж, звуковые рефрены, цветовая символика, диалог, внутренний монолог). 4. Кульминация рассказа, ее смысл. 5. Финал рассказа, его символическое звучание. Источники: Чехов А.П. Случай из практики (любое издание) Чехов А.П. О литературе. М., 1955: а) письмо Д.В. Григоровичу от 12 янв. 1888 г. (С. 57) б) А.С. Суворину от 27 окт. 1888 г. (С. 93); в) А.П. Чехову от 11 апр. 1889 г. (С. 124); г) А.Н. Плещееву от 30 сент. 1889 г. (С. 134); д) Ф.Д. Батюшкову от 15 дек. 1897 г. (С. 192); е) Л.А. Авиловой от 29 апр. 1892 г. (С. 161); ж) А.В. Жиркевичу от 2 апр. 1895 г. (С. 182-183). Научная литература: Дерман А. О мастерстве Чехова М., 1959. Гл. 3, 4, 7. Паперный З. А.П. Чехов: Очерк творчества. Изд. 2, доп. М., 1960. С. 241 – 254. Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 8-29. Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. С. 198 – 289. Vladimir Golstein. “Случай из практики” – лечение или душевное мошенничество? // Anton P. Cechov. Philosopie und Religion in Leben und Werk. Die Welt der Slaven. Verlag Otto Sagner. Munchen. 1997. С. 75 – 81.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |