КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПЕДАГОГИКА 1 страница
Пособие для подготовки к экзаменам
Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого ББК 74.00я73 Ш17 Рецензент –
ББК 74.00я73
Пособие подготовлено при финансовой поддержке РГНФ,
Вопрос 1 Слово «педагогика» в переводе с греческого звучит как детовождение и первоначально использовалось для описания воспитательной работы Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.). Представители второй концепции отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию Возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика превратилась в настоящее время в разветвленную систему педагогических знаний. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов отмечают, что в ее структуру входят: – общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; – возрастная педагогика – дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания; – коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи); – частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов; – история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи; – отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.). Рассмотрим их подробнее. В систему педагогических наук входят методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и других учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами, расширяют арсенал общей теории – дидактики. Например, методика преподавания психологии – это педагогическая научная дисциплина, исследующая процесс обучения психологии с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта. История педагогики – это наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. Историко-педагогические исследования неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии. Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория Школьная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей школьного возраста. Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль педагогической науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Педагогика высшей школы исследует процессы обучения и воспитания в высшей школе и управление ими. Педагогика высшей школы Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название – «педагогика пенитенциарных учреждений». Существуют детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Специальные педагогические науки разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии: • тифлопедагогика – обучение и воспитание слабовидящих и слепых; • сурдопедагогика – обучение и воспитание детей с дефектами слуха; • олигофренопедагогика – работа с умственно-отсталыми. Системы воспитания и образования лиц без зрения, слуха и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи детей и взрослых К новым направлениям педагогики можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия, тендерная педагогика и др. Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Педагогика ненасилия – педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, занимающий позицию ненасилия, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные Педагогика сотрудничества – направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. Педагогика культуры – новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе. Педагогика информационно-кибернетическая – педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации. Антропогогика – обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути. Кондуктивная педагогика – направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор – венгерский ученый А. Пето. Основное внимание она уделяет медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6–7 человек всегда проводит один человек, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д. Педагогика права – педагогика, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Реабилитационная педагогика – это комплексная дисциплина, основанная на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, занимающаяся вопросами педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка, подростка для корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности, благодаря чему происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка. Тендерная педагогика – новая отрасль педагогики, основной целью которой является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия. Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. Вопрос 2 Рассмотрим основные задачи педагогики. На первом месте в педагогике стоит задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формулируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон – это социальная сущность образования, проявляющаяся в его обусловленности социально-экономическим состоянием общества. Приведем еще несколько закономерностей, сформулированных в педагогической литературе: специфическим и закономерным для сферы образования является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника Выявление закономерностей образовательного процесса связано Еще одной задачей педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием. Сначала создаются концепции содержания образования и методов обучения и воспитания, а затем и средства осуществления концептуальных установок на практике. В настоящее время система образования в нашей стране вступила в период обновления, требующего системообразующих представлений о путях ее модернизации. Задачей педагогической науки является также саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания Одной из важнейших задач педагогической науки является задача внедрения результатов научно-педагогических исследований в практику. Педагогика неразрывно связана с практикой и непосредственно служит ей. Пустое теоретизирование, не ориентированное на решение практических задач воспитания, образования и обучения, чуждо подлинно научному педагогическому исследованию. Г. М. Коджаспирова выделяет следующие функции педагогики: 1. Научно-теоретическая – изучает сущность педагогических процессов и явлений, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия создания благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие. Устанавливает законы, принципы, теории, концепции. 2. Конструктивно-техническая – обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов. 3. Прогностическая – в научной теории, которая глубоко и всесторонне изучает предмет, всегда четко отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. Исследует и прогнозирует пути развития всей системы народного образования, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль – педагогическая футурология. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов выделяют теоретическую и технологическую функции, которые педагогика реализует в единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: 1) описательном, или объяснительном, – изучение передового и новаторского педагогического опыта; 2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3) прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: 1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер; 2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; 3) рефлексивный, или корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности. Педагогика выполняет в обществе прогностическую функцию, которая заключается в прогнозировании тенденций развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без таких прогнозов невозможно осуществлять педагогическую и образовательную политику государства, совершенствовать управление образовательными системами. На основе таких прогнозов в настоящее время Российское государство приняло решение о необходимости существенного реформирования системы образования в России, его модернизации в соответствии Вопрос 3 Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать, во-первых, методы обучения и воспитания, Методы научно-педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление монографических характеристик. Методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др. Наблюдение – это целенаправленное, относительно длительное, организованное по специальной программе восприятие педагогического процесса, его отдельных видов, сторон в естественных условиях. Наблюдение бывает сплошным или выборочным. Выборочность может определяться по отношению к субъектам деятельности (когда наблюдение на уроке ведется не за всеми учениками класса, а только, например, за «отличниками») или по отношению к содержанию деятельности и формам ее организации (например, объяснение нового материала или осуществление контроля). На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Их результаты обязательно фиксируются. Они заносятся в специальные протоколы или дневники наблюдений, где отмечаются фамилии наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Главная специфическая особенность наблюдения заключается Наблюдение требует специального, заранее намеченного плана, который включает в себя следующие этапы: 1) определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать); 4) выбор способов регистрации (как вести записи); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). Виды наблюдения: прямое и косвенное. Прямое наблюдение характеризуется непосредственным наблюдением процесса и в свою очередь разделяется на два вида (включенное При включенном наблюдении исследователь выступает непосредственным организатором учебной или воспитательной работы, деятельности и общения обучаемых, что позволяет ему глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения. При косвенном наблюдении исследователь узнает об особенностях изучаемого через других лиц. Для получения наиболее объективных данных наблюдение должно осуществляться с соблюдением определенных правил: иметь цель, программу, проводиться систематически и длительно. Фиксирование процесса и результатов наблюдения должно быть сплошным, тщательным и подробным. Методы опроса: интервьюирование и анкетирование. Интервью – это метод устной беседы по программе, составленной исследователем. Виды интервью: 1) нестандартизованное (неформальное), при котором исследователь, продумывая заранее вопросы, может изменять их, уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств; 2) стандартизированное интервью, когда исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать ответы в определенной последовательности. Результаты такого интервью достаточно точны и их легче фиксировать. Однако данный вид интервью недостаточно учитывает разнообразие жизненных ситуаций; 3) полустандартизированное интервью включает точно сформулированные вопросы, которые могут быть изменены. Анкетирование – метод, который широко применяется в педагогике. Анкета – письменный опрос, представляющий собой набор точно подобранных вопросов. Метод имеет возрастные ограничения, так как не может быть применен к тем, у кого нет навыков чтения и письма. Поэтому анкетирование в практике образовательного процесса применяют начиная со среднего звена общеобразовательной школы. Одно из его основных достоинств – массовый характер сбора информации. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос анкетируемому предлагается выбрать один из вариантов ответов (часто выбор составляют ответы «да» или «нет»). Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа. В педагогической практике на анкетирование отводится до 30–40 минут. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Однако при обработке закрытых анкет качественный анализ практически невозможен, так как при схожести выборов («да» или «нет») у разных людей причины таких выборов остаются непроясненными и их нельзя сопоставить. Главные требования, которым должно отвечать анкетирование, – репрезентативность и однородность выборки. Репрезентативность выборки – это свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это все население или та его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочная совокупность (выборка) – это часть изучаемой совокупности или множество людей, которых социолог опрашивает. Метод анкетирования предполагает возможность использования принципа анонимности, что может влиять на степень откровенности при ответах (например, анкета, выявляющая отношение учеников к учебным предметам и педагогам). Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (например, опрос учителей или родителей об особенностях обучения детей). Социометрия – метод научного исследования, который позволяет на основе опросов или фиксации поведения выявлять структуру взаимоотношений; применяется для изучения структуры групп и коллективов, организаторских и коммуникативных свойств личности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |