КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие учащихся при обучении биологии. Проблемное и эвристическое обучение
Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности - единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования и методов обучения. В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя биологии. Это должен быть биологически образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания. Учитель биологии прежде всего пропагандист биологических знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию. Успех в работе учителя, в решении стоящих перед ним образовательных и воспитательных задач зависит прежде всего от его понимания содержания педагогической деятельности, основных его функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания подрастающего поколения. Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, т. е. с решением образовательных задач, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. Когда вырабатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются. В этом заключается суть воспитания. К воспитательным задачам учителя биологии относится: возбуждение интереса к изучению биологии, формирование умений и навыков осуществлять профессиональную ориентацию школьников с учётом их склонностей и возможностей, вырабатывать правильное отношение к природе, осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся, переводить знания в убеждения и оказывать, воздействие не только на разум, но и на чувства. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели - всестороннее развитие личности учащихся.
Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи: 1 формирование научно - материалистического мировоззрения, 2 нравственное воспитание, 3 эстетическое воспитание, 4 трудовое воспитание, 5 экологическое воспитание, 6 гигиеническое и половое воспитание, 7 воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Все учебно - воспитательные задачи взаимосвязаны и обращены к личности школьника. Их группировка необходима для осознаний и комплексной постановки учителем учебно - воспитательных задач при подготовке и проведении уроков биологии. Учебно - воспитательные задачи определяются спецификой учебного материала, наличием в нём мировоззренческих и практических аспектов и должны быть конкретными и решаемыми в рамках урока. Поэтому важно конкретизировать учебно - воспитательные задачи, связанные с отдельными направлениями воспитания. Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду. Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек - это малая часть окружающего мира. Обучение биологии должно происходить под девизом: "Живи в мире и будь его достойной и полноценной частью". Самым приоритетным направлением своей работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся. Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления, который связан с подростковым возрастом. Поэтому возрастает значение курса "Человек и его здоровье" в образовании и воспитании школьников. Усвоение гигиенических знаний - необходимый элемент подготовки школьников к самостоятельной жизни и труду, к воспитанию детей в семье. Воспитательная направленность уроков по гигиене определяет их основные учебно - воспитательные задачи:
1) достигнуть усвоения системы гигиенических знаний об организме человека; 2) сформировать умения учащихся обосновывать гигиенические правила анатомо - физиологическими знаниями; 3) содействовать формированию гигиенических умений и навыков в повседневной жизни школьников; 4) воспитывать нравственные мотивы ответственности и долга, соблюдение школьниками правил общественной и личной гигиены. Решение этого комплекса учебно - воспитательных задач возможно при соблюдении специфических принципов методики уроков по гигиене: 1) связь обучения с жизнью, с изучением условий охраны здоровья и рациональной организации учебного труда школьников; 2) связь уроков с внеклассной санитарно - просветительной деятельностью учащихся; 3) привлечение медицинских работников школы к проведению бесед с учащимися; 4) опора на межпредметные связи.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |