Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕДАГОГИКА 2 страница




На основе социометрической процедуры диагностики, основателем которой является Дж. Морено, в практике образования можно определить неформального лидера группы, класса, педагогического коллектива, статусную иерархию в группе, сплоченность группы и т. д.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений
и отвержений, получаемых от других членов.

Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе:

Социометрические звезды – самые высокостатусные члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные ее члены.

Изолированныесубъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицатель­ные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны.

Отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

Пренебрегаемые или изгоичлены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Пример социометрической методики. Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа:

1. С кем из группы Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?

2. С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?

Обработка результатов:

1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица по критерию эмоционального тяготения.

2. Подсчитывается количество положительных («+») выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству «+» выборов в каждом столбце матрицы.

3. Подсчитывается количество положительных («+») баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй – 1 балл, за все последующие выборы – по 0,5 балла.

4. Подсчитывается количество отвержений («–» выборов) для каждого участника.

5. Подсчитывается количество баллов за отвержения («–» баллы) для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком «–»).

6. Если применение пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточно, то используется
в качестве дополнительного порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, например, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник, у которого более низкое место в списке группы.

7. Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы, указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками).

8. Определяется значение показателя эмоциональной сплоченности группы: С = МВ/(М(И – 1)), где С – эмоциональная сплоченность группы; Ыв – количе­ство взаимных выборов в группе; N – количество участников группы; К(И – 1) – общее возможное число взаимных выборов в группе. Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями.

Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии
с гипотезой исследования.

Изучение педагогических явлений осуществляется в специально созданных контролируемых условиях. Педагогический эксперимент предлагает активное вмешательство в учебно-воспитательный процесс. Виды эксперимента:

1) лабораторный, который проводится в специально созданных условиях и позволяет точно регистрировать характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции;

2) естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях учебно-воспитательной работы, когда испытуемые не знают, что принимают участие в эксперименте.

Введение эксперимента позволяет проверить эффективность учебных планов, программ по учебной и воспитательной работе, форм и методов воспитания и обучения и т. д. В эксперименте обычно выделяются следующие этапы:

1) теоретический – формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы, которая может быть проверена экспериментально;

2) методический – разработка методики исследования: плана, программы, методов обработки получаемых данных;

3) собственно эксперимент – создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия;

4) аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Для установления общих закономерностей развития эксперимент проводят на больших выборках. И тогда крайне важным становится обязательное соблюдение общих, одинаковых условий его проведения (формулировка инструкции, внешний вид и размещение стимульного материала, время на выполнение заданий и т. д.).

Результаты эксперимента, так же как и при наблюдении, фиксируются в специальных протоколах, где кроме сведений о каждом испытуемом (фамилия, имя, возраст и пр.) записываются его реакции (эмоциональные и поведенческие), дословные речевые высказывания, время выполнения заданий.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничиваясь констатацией корреляции между переменными.

Выделяют традиционные и факторные виды планов эксперимента. В традиционном предполагается изменение лишь одной независимой переменной, а в факторном – нескольких. Во втором варианте появляется возможность оценки взаимодействия факторов – изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. В этом случае для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ.

Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то используют пилотажный эксперимент, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

При планировании и проведении эксперимента необходимо учитывать социально-психологические эффекты, которые влияют на его ход и результаты. К числу наиболее заметных эффектов относят:

1. Эффект аудитории. Определяется тем, что присутствие публики, далее пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение им предложенной задачи. Обычно присутствие зрителей на начальных стадиях обучения скорее смущает испытуемого,
а на этапе осуществления уже освоенного действия (или действия, требующего физического усилия) – наоборот, облегчает его выполнение. Данный эффект необходимо учитывать в психолого-педагогических исследованиях и в педагогической практике, так как обучение, как правило, проходит в групповой форме.

2. Эффект бумеранга. Состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на отдельных людей или группу получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, это наблюдается, если:

а) подорвано доверие к источнику информации;

б) передаваемая информация долгое время имеет однообразный характер, не соответствующий изменившимся условиям;

в) субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих ее.

В педагогической практике этот эффект может наблюдаться в отношениях «педагог – ученик» и негативно влиять на усвоение учащимися учебного материала.

3. Эффект первого впечатления. Выражается в том, что часто при восприятии человека, его внешности и характера наибольшее значение придается первому впечатлению и последующая информация об этом человеке если она противоречит ему, может игнорироваться,
а наблюдаемые проявления, не укладывающиеся в созданный образ, рассматриваются как случайные и нехарактерные.
Эффект первого впечатления очень близок по содержанию к эффекту ореола.

4. Эффект ореола. Выступает как распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Он наблюдается, как правило, в условиях дефицита информации о человеке. Иначе говоря, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению,
и отсеивая противоречащее. При формировании первого впечатления эффект ореола может выступать как:

а) «ореол положительный» – позитивная оценочная пристрастность, т. е. если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение переоценивается в положительную сторону, позитивные моменты преувеличиваются, а отрицательные – недооцениваются или игнорируются;

б) «ореол отрицательный» – негативная оценочная пристрастность, т. е. если первое впечатление о человеке сложилось как неблагоприятное, то даже его положительные качества и поступки позднее не замечаются или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать организаторам экспериментальных исследований и особенно педагогам, так как они в силу специфики своей профессиональной деятельности должны постоянно оценивать уровень обученности учащихся, ригидная оценка может явиться психотравмирующим фактором. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от учителя определенного труда, в первую очередь постоянного рефлексивного анализа своей деятельности.

Эффект Хоторна. Гласит, что если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Вообще, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что часто они проявляют себя так, как ожидают от них экспериментаторы. Для уменьшения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более эмоционально нейтральным тоном.

5. Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя). Связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, велика вероятность невольной трансляции этих ожиданий испытуемым, а это может повлиять на их поведение. Американский психолог Розенталь назвал так явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности своих предположений, непроизвольно действует так, что получает подтверждение им.

Метод моделирования, в основе которого лежит создание моделей объекта изучения.

Особую роль в развитии науки играют математические модели, значение которых в исследованиях все более расширяется. В педагогическом исследовании различают объективные модели объектов и предметов научного исследования: модели процесса обучения и воспитания, школьного урока, вузовских форм и методов обучения и воспитания, контроля и оценки знаний, умения и навыков, модель учащегося определенного уровня успеваемости и т. д.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагоги­ческих работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

реферированиесжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

конспектированиеведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитированиедословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Примерами таких статистических методов являются:

1) факторный анализ;

2) кластерный анализ;

3) дисперсионный анализ;

4) регрессионный анализ;

5) латентно-структурный анализ;

6) многомерное шкалирование и др.

Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов. Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, т. е. представить ее в удобном виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Дисперсионный анализ – статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. Его особенность состоит в том, что наблюдаемый признак может быть только количественным, в то же время объясняющие признаки могут быть как количественными, так и качественными.

Регрессионный анализ позволяет выявить количественную (численную) зависимость среднего значения изменений результативного признака (объясняемой) от изменений одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Как правило, данный вид анализа применяется
в том случае, когда требуется выяснить, насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.

Латентно-структурный анализ представляет собой совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. Он дает возможность исследовать проявления сложных взаимосвязей непосредственно ненаблюдаемых характеристик психолого-педагогичес­ких феноменов. Латентный анализ может стать основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства или различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Наиболее распространенными в педагогике являются также: группировка, ранжирование, шкалирование и т. д.

Группировкаобъединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т. е. основные признаки, смысловые единицы и т. д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное психолого-педагогическое явление.

Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленение разнородных явлений на однородные; нахождение общих иоднотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определение интервала перехода от одного типа к другому.

В педагогическом исследовании применяются следующие виды группировки:

1) группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;

2) ранжирование, т. е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;

3) шкалирование – группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы. Шкалирование дает возможность упорядочить, количественно оценить, определить низшую и высшую ступени исследуемого явления;

4) табулирование – построение статистических таблиц. Результаты статистической работы, помимо таблиц, часто изображаются графически в виде диаграмм, фигур и т. д. Основными способами графического изображения статистических величин являются: способ точек, способ прямых и способ прямоугольников. Они просты и доступны каждому исследователю. Техника их использования – проведение осей координат, установление масштаба и выписка обозначения отрезков (точек) на горизонтальных и вертикальной осях.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана – показатель середины ряда; степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Вопрос 4
Категориальный аппарат педагогики

Впонятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частно-научные, т. е. специфические для данной науки. Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий – общенаучных. Педагогика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Философские понятия в педагогике отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять
и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики
и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или – о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина», «следствие», «возможность», «действительность», «качество», «количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

Общенаучные понятия. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих, частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в педагогике. К общенаучным можно отнести такие категории как: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др.

Собственные понятия педагогики. К ним относятся: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание», «учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др.

Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие индивида – это процесс внутренне последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие человека, становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Развитие каждого индивида человечество обеспечивает, прежде всего, через воспитание.

Воспитание как педагогическое явление имеет много дефиниций,
в которых оно определяется как: целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; или: целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; или: целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности и др.

В них подчеркивают главную особенность воспитания как педагогического явления – оно осуществляется в специальных педагогических системах, профессионально подготовленными или функционально выступающими (родители) в качестве воспитателей людьми, воздействие
и взаимодействие реализуются в отношении конкретной личности или определенной группы (класс, группа, школа и т. д.), в то же время воспитание как социальное явление осуществляется через влияние макро-, мезо- и микросреды и воздействие его направлено на всех.

Воспитание понимается и как воспитательный процесс, собственно воспитание, чтобы отделить воспитательную деятельность от обучения
и других воздействий; как направление воспитательной работы (нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое и др.), как оценка уровня культуры человека (он получил хорошее воспитание).

В мировую педагогику вводится и еще одно, понятие воспитания – поликультурное воспитание, которое предполагает учет культурных
и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур; формирование понимания равноценности культур разных народов и наций; обучение взаимодействию между людьми с разными традициями; ориентация на диалог культур.

Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда аспектов: типы, виды и модели воспитания.

Существуют два типа воспитания: первый – основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи; второй – возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Второй тип воспитания представлен в мировой культуре специфическими вариантами: восточным и западным. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования к выполнению традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности,
ее самостоятельности и независимости мышления. Западный тип имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей и путей их достижения.

По институциональному признаку различают: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях; в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.).

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное.

Согласно философской концепции, определяющей принципы и особенности воспитания, выделяют следующие модели воспитания:

1. Технократическая модель основана на жестком управлении
и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата прежде всего в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование типа поведения воспитуемого
с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер и др.).

2. Социетарная модель базируется на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Например, религиозная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.

3. Идеалистическая модель – воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные
и неизменные идеи сформировали бы полноценную личность (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.).

4. Прагматическая модель – обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача только полезных в жизни, практико-ориентированных знаний, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.).

5. Гуманистическая модель – организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Основными личностными факторами развития индивида, с точки зрения гуманистической педагогики, являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Главным его условием является наличие истинного знания о себе, правильная самооценка, самосознание целей, идеалов, личностных смыслов.

Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. С категориями «развитие»
и «воспитание» тесно связана категория «образование».

Образованиеэто единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

По уровню образование делится на: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее Формы получения образования также различны: стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, по­лучаемое в специальных образовательных системах. По содержанию оно подразделяется на общее, профессиональное (учитель, врач и т. п.) и специальное (учитель начальных классов, врач-хирург и т. д.).

Выделяют типы, модели и виды образования.

Типы образования: мифологическое – образование в древних обществах: освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен, эпосов и т. п.; схоластическое, с характерной для него культурой текстов и словесной природой знаний о земле и небе, тренировкой памяти и воли, овладением грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования; просветительское – возникшее в XVII в. в период бурного развития научного знания, становления систем школ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.265 сек.