Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 14. Индивидуальный стиль деятельности педагога




Тема 6.1 Индивидуальный стиль деятельности педагога

План:

1. Деятельность. Сущность и структура педагогической деятельности.

2. Структура деятельности педагога.

3. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

4. Стиль общения.

5. Уровни результативности педагога.

6. Центрация педагога.

Деятельность - это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая и самого себя) в соответствии с его потребностями, целями и задачам. Кроме того, деятельность - это и высшая форма активности личности, основанная на сознании, и важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В основу структурирования процесса деятельности могут быть положены функции непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности. Деятельность человека является процессом, поэтому в ней можно выделить несколько процессуальных этапов: постановка цели деятельности, ее мотивация; планирование деятельности участников трудового процесса; выполнение конкретной деятельности; проверка результатов деятельности, исправление обнаруженных ошибок; сопоставление полученных результатов с целью деятельности, оценка их результатов.

Для определения сущности и структуры педагогической деятельности применяют, уже известный из предыдущих лекций, - системный подход. Напомню, что система – это совокупность множества взаимосвязанных элементов, взаимосвязанных между собой.

Педагогическая система (по Н.В.Кузьминой) имеет пять таких элементов:

1. Субъект педагогического взаимодействия;

2. Объект педагогического взаимодействия;

3. Предмет их совместной деятельности;

4. Цели обучения;

5. Средства педагогической коммуникации.

Все элементы данной системы находятся как в прямой, так и обратной зависимости.

Структура деятельности педагога включает (в соответствии с данной системой) следующие компоненты:

1. Гностический компонент (gnosis с греч. – познание), относится к сфере знаний педагога;

2. Проектировочный компонент, включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения;

3. Конструктивный компонент, особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (на уроке, внеклассном мероприятии);

4. Коммуникативный компонент, особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися (насколько данная деятельность эффективна). В данном компоненте выделяют «педагогическое общение» - профессиональное общение преподавателя с учащимися, направленное на создание наилучших условий для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности; на создание благоприятного эмоционального климата в коллективе; на обеспечение эффективного управления социально-психологическими процессами и максимального использования личностных особенностей в обучении;

5. Организаторский компонент заключается в умении организовать деятельности (собственную и учащихся).

Другие исследователи добавляют как необходимые: корректирующую и диагностирующую (обеспечивает обратную связь).

Те элементы, которые входят в систему деятельности педагога, как правило, входят в профессиограмму педагога. Профессиограмма педагога – это квалификационная характеристика, описание профессии педагога с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Данное понятие тесно связано с качественной характеристикой субъекта деятельности - «профессионализм деятельности» (опираемся на разработки А.К.Марковой). Этапы приобретения профессионализма: самоопределение, подготовка, готовность к педагогической деятельности, становление профессиональной деятельности, компетентность, мастерство. В структуре профессионализма деятельности выделены такие составляющие: профессиональные педагогические и психологические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические позиции и установки учителя; личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

Индивидуальный стиль деятельности педагога – это совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации деятельности в профессиональной области.

Индивидуальный стиль деятельности (А.К.Маркова, А.Я.Никонова) подразделяют:

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, педагог недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он набирает наиболее интересный материал, менее интересный, (но важный), часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном, на сильных учеников. Его деятельность высокооперативна: часто меняет виды работ в процессе урока, практикует коллективные обсуждения. По отношению к учащимся – интуитивен, чуток и проницателен. К слабым сторонам относится недостаточность функций закрепления, повторения, контроля пройденного. Его поведение отличается повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, не упуская закрепление знаний учащихся. Деятельность педагога высокооперативна. Активизация деятельности учащихся не связана с внешней развлекательностью, а вызвана особенностями предмета. Педагог чуток и проницателен по отношению к учащимся. Но при этом чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, интуитивность доминирует над рефлексивностью.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Педагог дает возможность высказаться учащемуся, закончить ответ, сам говорит мало. Менее чувствителен к изменениям ситуации на уроке, у него отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность. Но на занятиях малоизобретателен в применении и овладении методов и технологий обучения, не всегда высок темп проведения урока, испытывает затруднения с коллективным обсуждением.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируется преимущественно на результаты обучения. Высокометодичен, рефлексивность повышена, мало чувствителен к изменениям ситуации на уроке, осторожен в действиях. Проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, владеет стандартным набором методических приемов, предпочитает репродуктивную деятельность учащихся, редкие коллективные обсуждения.

Педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем, включающим, в том числе, и стиль общения: 1) авторитарный: ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли педагога, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого преподавателя являются приказ, поучение. Для преподавателя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Преподаватели с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют; 2) демократический: у ченик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У педагогов с демократическим стилем руководства учащиеся чаще имеют высокую самооценку. Для таких педагогов характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией; 3) либеральный: педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В коллективе - неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

По результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:

1. репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;

2. адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3. локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;

4. системно-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в це­лом;

5. системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, называют его личностной центрацией в педагогической системе. Центрация учителя - это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами участников педагогической системы. Основные типы центрации учителя: центрация на собственных интересах; на интересах администрации; на интересах родителей; на интересах коллег; на интересах учебного предмета; на интересах учащихся.

Представляется необходимой децентрация воспитателей со всех интересов, не совпадающих с интересами детей. Основной путь такой децентрации заключается для учителя в постепенном овладении ценностными и технологическими аспектами принципов гуманизации педагогического взаимодействия.

Кроме особенностей личности преподавателя, на индивидуальный стиль деятельности влияют следующие факторы: пол, возраст, место работы, образование (педагогическая подготовка), информированность, удовлетворенность профессией, развитость региона, место работы, тип учебного заведения и его оснащенность, стиль общения и деятельности в данном учебном заведении.

Контрольные вопросы по теме:

1. Деятельность – это?

2. В чем состоит сущность педагогической деятельности?

3. Как структурируется деятельность педагога?

4. Что понимают под индивидуальным стилем деятельности педагога?

5. Дайте определение стиля общения.

6. Что понимают под уровнем результативности педагога?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.