КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
План - обязательный документ, определяющий основные цели, задачи и содержание работы педагогов с детьми, и распределяющий их во времени с ориентацией на программу и образовательный стандарт. План уточняет, конкретизирует содержание программы, помогает воспитателю разработать стратегию действий по реализации программных задач. Совершенствование плана образовательного процесса обусловлено изменением, как содержания дошкольного образования, так и формы планирования. В практике работы давно ведется поиск вариантов экономного, немногословного и вместе с тем емкого по содержанию способа ведения ежедневной педагогической документации. Однако механическое упрощение в написании планов привело к возникновению целого ряда недостатков: нескоординированности работы воспитателей групп; нескоординированности работы между воспитателями и специалистами (музыкальными руководителями, инструкторами по физкультуре и др); нарушению системности в планировании разных видов деятельности, непоследовательности планирования (недостаточная предварительная и последующая работа); нечеткости, неконкретности целевого компонента занятий, др. форм Преодоление этих недостатков, формализма планирования - один из факторов повышения эффективности педагогического процесса в целом. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и их содержания. В соответствии с требованиями стандарта и содержанием программы в календарный план воспитатель включает работу, направленную на развитие речи детей, учебно-познавательной, игровой деятельности, физическое, трудовое, художественно-эстетическое и нравственное воспитание. Сформулируем общие требования к плану воспитательно-образовательной работы: 1. Научность планирования - предполагает конкретность основных псхолого-педагогических закономерностей обучения и воспитания, сложившихся традиций, перспектив и специфики работы ДОУ. 2. Перспективность - т.е. планирование с учетом не только близких задач, но и дальних перспектив, сочетание перспективного и текущего планирования. Необходимым условием здесь является хорошее знание программы воспитания и обучения в детском саду, а также изучение каждого ребенка группы в динамике его развития. 3.Коллегиальность в планировании - чем больше членов коллектива, работающих с детьми, включается в составление плана, тем конкретнее он будет. Коллегиальность обеспечивается, прежде всего, совместным составлением плана обоими воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого требования позволит осуществлять единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. Воспитатели вместе намечают тематику, программное содержание занятий, отбирают методы и приемы, намечают игры, трудовые поручения, обязанности, которые будут предложены детям. Детали плана каждый воспитатель может планировать с учетом своих личных особенностей и интересов, что может найти выражение в планировании работы кружка, например. Коллегиальность в планировании подразумевает целостность плана, т.е. обязательное включение планов специалистов (инструктора по физкультуре, муз. руководителя и др.) в план воспитательно-образовательной работы воспитателей. 4. Системность и последовательность обеспечивает лучшее усвоение В соответствии с современными научно-методическими рекомендациями ("Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания", "Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада", авт. Н. Михайленко, Н. Короткова) наиболее целесообразным является сетевое графическое планирование /блочное/. Согласно этой модели план представлен тремя блоками: 1 - специально организованные занятия; 2 - совместная со взрослыми деятельность детей; 3 - свободная самостоятельная деятельность детей. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность педагогического процесса 2. Характеристика педагогического процесса 3. Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
Задание для самостоятельной работы: Проанализировать систему планирования, предлагаемую авторами дошкольных образовательных программ: «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), - «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабабева и др.), - «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др.), - «Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н. Бунеев, М.В. Корепанова и др.). Литература: 1. Арапова-Пискарева Н. О Российских образовательных программах //Дошкольное воспитание, 2005, № 8. С.3-8. 2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. 3. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002. 4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2000. 5. Планирование образовательной работы в детском саду. Методические рекомендации /под ред. М.В. Корепановой. Волгоград, 2000. 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.:Академия, 2004.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |