КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные образовательные программы
Дополнительные программы дошкольного образования На основании п. 6 ст. 14 закона РФ «Об образовании» ДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами, наряду с основными, может реализовывать дополнительные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющих его статус основных образовательных программ. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, организуемых в ДОУ и за их пределами. Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечение развития индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка в интересной и значимой для него деятельности. К дополнительным могут относиться программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этно-культурные, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и др. Дополнительные программы, как и основные, являются авторскими (вариативными) программами. Дополнительные программы реализуются педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями, психологами, инструкторами по физической культуре и другими специалистами. Дополнительные программы по обучению детей изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, хореографии, спортивному воспитанию, обучению иностранным языкам, грамоте, началам компьютерной грамотности и др. реализуются специалистами, владеющими навыками педагогического мастерства в одном из данных направлений (наличие свидетельства об образовании или повышение квалификации по данной специализации), а также прошедшими подготовку в области изучения возрастных и психофизиологических особенностей развития дошкольников. Дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ (прогулка, дневной сон, основные занятия, игры). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируются СанПиН 2.4.1 1249-03 (введены с 20.06.03), а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
В отличие от авторских (вариативных) программ (основные; дополнительные) примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ (далее - примерные программы) обеспечивают государственные органы управления образованием на основе госстандартов. Цель разработки примерных программ - реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования между всеми его ступенями. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ при отсутствии госстандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приложение № 2 к приказу Минобразования Российской Федерации от 22.08.96 № 448). Вот почему разработка примерных программ не может служить альтернативой aавторским вариативным программам. В качестве примера приведем «Примерную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей раннего м дошкольного возраста» (Л А Парамонова. и др.). Ее разработка не означает разрушение основ вариативности, возврат к эпохе унитарного дошкольного образования, так как она не может рассматриваться в качестве единой и обязательной для всех детских садов Российской Федерации так называемой «государственной» программы. Напротив, примерные программы являются ориентиром для составления авторских вариативных программ, разработки календарно-тематических планов и создают необходимые условия для творчества воспитателя, свободного выбора форм и методов воспитания и обучения ребенка в детском саду. При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных программах, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность реализовать принцип дифференциации и вариативности дошкольного образования. Важно отметить, что примерные программы в обязательном порядке устанавливают соотношение между федеральным и региональным компонентами дошкольного образования, предусматривают выделение необходимого времени на реализацию регионального компонента образования. В примерных программах дошкольного образования должны быть представлены примерный объем содержания образования детей с учетом видов ДОУ, а также критерии результатов воспитания и обучения, основанные на нормативных показателях физического и психического развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства. В них содержатся минимальные требования к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный перечень оборудования и наглядных пособий).
Вопросы для обсуждения: 1.Основные и дополнительные программы дошкольного образования. 2. Требования к содержанию основных программ. 3. Требования к содержанию дополнительных программ. 4. Примерные образовательные программы для дошкольников. Задание для самостоятельной работы: Составить картотеку основных и дополнительных программ дошкольного образования. Литература:
4. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.
6. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. /Л.И. Катаева. – М.: ''Линка-Пресс, 2000. 7. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России. Под ред. Р.Б. Стеркиной. – М.: Изд-во АСТ, 1996. С. 8-33. 8. Крылова Н., Иванова В. Детский сад – дом радости. Пермь, 1992. 9. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей 4-5 лет в детском саду ''Радуга''. – М., 1993. 10. Программа развития и воспитания дошкольников «Детство» /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. СПб., 1998. 11. Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Сборник программ /под ред. Р.Н. Бунеева, М.В. Корепановой и др.Москва, 2004. 12. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений– М., 2003. 13. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности ''Открой себя''. – М.: ''Гном-Пресс'', 1999. 14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр ''Академия'', 1999. РАЗДЕЛ III
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |