Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии




Теоретичность -В самом общем виде философию можно определить как систему теоретических взглядов на мир.Это значит, что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках, повседневном житейском опыте и здравом смысле, сколько на строгих и точных абстрактно-логических рас­суждениях, требующих обязательной аргументации и доказательности. А для выражения своих идей философия пользуется особым аппаратом ею же созданных философских понятий (категорий) - таких, как субстанция, бытие, небытие, человек, природа, общество, культура, субъект, объект, познание, сознание и др.

Всеобщность (универсальность) -Философия решает проблемы, которые связаны не с отдельными людьми (Иванов, Сидоров), обществами (таджикское, узбекское, русское), культурами (китайской, американской, немецкой), а с человеком вообще (Что есть человек?), обществом вообще (Что есть общество?), культурой вообще (Что есть культура?) и т.д.;

Вечность -Проблемы, которые осмысливает философия являются актуальными, действительными не в отдельный исторический период, а для всех народов и во все времена. Эти проблемы всегда были и будут в центре внимания философов, пока существует человечество.Например, проблема смысла жизни; подлинного человеческого существования; проблема человека; проблема жизни и смерти и т.д.

Фундаментальность -Философия рассматривает фундаментальные, т.е. первичные вопросы. Например, сначала философия должна ответить на вопрос: «Что есть человек?». Только после этого возможно решать и конкретные, житейские проблемы – здоровье, семья, образование, материальное благополучие, и вопрос о смысле жизни - отказаться от суеты материального мира и всю жизнь свою посвятить духовному самосовершенствованию. А можно вообще не искать ответа на вопрос о смысле жизни и тогда прожить жизнь абсолютно незаметно, подобно известному чеховскому персонажу – «человеку в футляре»;

Критичность -Философскому мышлению свойственна способность сомневаться. Философия сомневается и в собственных результатах, и в том, что обычному человеку кажется само собой разумеющимся. Конечная цель критичности - расширение границ познания, разрушение догм, обретение нового смысла жизни.

Критичность – не самоцель философии, не способ разрушить установленный порядок вещей, но исходная база рефлексии.

Рефлексивность (от рефлексия; лат. reflexio - обращение назад) — способность человеческого мышления критически анализировать себя. Существует несколько видов рефлексии. Элементарная - анализ индивидом собственных знаний и поступков; она присуща почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Научная - критическое исследование научного знания, методов получения научных результатов, способов обоснования научных теорий. Эта научная рефлексия находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Философская - критические размышления о фундаментальных основаниях мира, человека и отношении человека к миру. Со времен Сократа (5 в. до н.э.) рефлексия стала важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. Именно способность к критической оценке себя самого является особенностью человека как разумного существа. Рефлексия устраняет человеческие предрассудки, что делает возможным непрестанное духовное совершенствование человека и человечества.

 

Предметом философии являются четыре большие области мира: бытие, познание, человек, общество.

БЫТИЕ - это философское понятие, которое обозначает действительность как таковую: существование явлений и предметов самих по себе или их данность в сознании. Проблема бытия – одна из главных в философии. Проблема бытия – первоначальный предмет философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь занималась онтологией, т.е. пыталась понять сущность бытия. Впоследствии философия включила в свой предмет гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Проблемы бытия изучает философская дисциплина - ОНТОЛОГИЯ.

ПОЗНАНИЕ - категория, которая описывает процесс получения любых знаний о мире. Функция познания состоит в том, чтобы накладывать на мир сети обозначений - научные формулы, нравственные нормы, художественные образы, магические символы. Все эти обозначения позволяют человеку упорядочить свое бытие в мире и сделать свою психику мобильной для деятельности и общения. Познание пронизывает все аспекты человеческого мира. Существуют разнообразные философские концепции понимания познания: - аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, психоаналитическая, эволюционная и др. Помимо философских концепций познания с уществуют и специально-научные концепции познания: психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая. За пределами науки и философии сформировалось также обыденное понимание познания: в религии и теологии идет речь о способах и формах познания Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы познания таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. Весь круг вопросов, связанных с проблемами познания (пути достижения истины, условия возможности и адекватности познания, соотношение научного и вненаучного знания, соотношение познания и переживания) изучает философская дисциплина- ГНОСЕОЛОГИЯ.

ЧЕЛОВЕК - главная тема всех философских школ и направлений с древних времен. Для человека существует самая большая загадка - загадка его собственной сущности. Человек всю свою жизнь и на протяжении всей истории пытается ее разгадать. Тема человека в виду своей сложности и неисчерпаемости порождает самые разные интерпретации. В истории изучения человека были самые разные попытки его определения: человек - разумное животное, человек - образ и подобие Бога, человек -мыслящий тростник (Б.Паскаль), человек играющий, человек человечный, «млекопитающее с мягкой мочкой уха» (Г.В.Ф. Гегель), «животное, умеющее обещать» (Ф. Ницше) и т.д. и т.п. Все они используют один отличительный признак человека и этим ограничивают понимание человека как целостности.

Человек не детерминирован жестко ни своей биологической природой, ни законами культурной эволюции. Человек не рождается с определенной профессией или вкусом, не привязан к какому-то одному климату или пище, к определенному месту. Он - бесконечная потенциальность, с огромной, в сравнении со всеми остальными существами, степенью свободы. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом, ни с одной из сотворенных им форм и вещей, он никогда не выражает в них себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Человек никогда не может выразить себя до конца в своих делах и поступках, в нем всегда есть много незавершенного, непроявленного. Человека нет как чего-то законченного, оформленного, автоматически длящегося и сохраняющегося. Человек - это стремление быть человеком. Он существо сверхъестественное, потому что его невидимую, метафизическую природу составляют: любовь, совесть, честь, достоинство, ум, свобода и т.д. Метафизические качества человека могут влиять на физическое существование человека: он может отдать жизнь за свою честь или свою свободу.

Карл Ясперс о пяти свойствах человека как метафизического существа:

 

- неудовлетворенность. Человек постоянно чувствует свою неудовлетворенность тем, чем он является сегодня: он не удовлетворен своим знанием, своим духовным миром, своим положением. Чувство неудовлетворенности - показатель его человечности;

 

- стремление к безусловному. Жизнь человека постоянно обусловлена внешними и внутренними причинами, а потому ему нужно найти безусловную опору для своего бытия. Эту опору невозможно найти ни в обществе, ни в природе, ибо все это для него - вещи относительные;

 

- беспрестанное стремление к единому. Человека не удовлетворяет ни один из видов единства мира - материального и духовного. Единственное, что может его удовлетворить, - это вечность и, соответственно, непосредственная связь с бытием;

 

- сознание непостижимого воспоминания. Человек как будто знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения;

 

- сознание бессмертия. Человек сознает бессмертие не как продолжение жизни в другом образе, а как свою укрытость в вечности.

 

Вопросы, связанные с сущностью человека, изучает философская дисциплина - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. С.19.природа человека

ОБЩЕСТВО (социальность, социаль­ное) - это совокуп­ность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на протяжении человеческой истории.

В узком смысле слова - это тип общения, предстающий как историче­ски определенная целостность.

Общество - ос­новополагающая кате­гория социальной философии и тео­ретической социологии.

Основные области жизни общества: экономика; политика; социальная жизнь; культура.

Экономическая сферабазовая, поскольку она создает материальный фундамент для существования общества;

Политическая сфера общества -совокупность учреждений и организаций, которые осуществляют руководство обществом (государство, политические партии и др.), а также выражают интересы социальных групп. Главным элементом политической системы общества является государство. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти;

Социальная сфера - система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда. Основные элементы - социальные группы: профессиональные, демографические, этнические, гендерные и т.д.;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.