Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постиндустриальное общество




В 70-80- х годах 20 века индустриально развитые страны Запада и Востока начали переход к постиндустриальному обществу. Его расцвет прогнозируют к середине XXI века. У этого общества есть много других названий: супериндустриальное, антропное, культуро-центристское, технотронное, информационное и т.д. Чаще всего постиндустриальное общество идентифицируется как информационное. Информатизацией охвачено все общество, вся его жизнедеятельность, включая повседневную жизнь людей. Массовое индустриальное производство вещей (уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний и услуг. Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ - это компьютер, свой главный ресурс - информация, своя цель - всестороннее возвышение индивидуальности.

Средства массовой коммуникации - рост числа теле- и радиопрограмм, рост числа небольших (по объему и тиражу) газет и журналов, распространение электронных книг, журналов, конференций и т.д. Тем самым расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится все более адресной, рассчитанной на потребности и интересы совершенно конкретных Потребителей Сфера производства - становится правилом выпускать продукцию мелкими сериями, как можно чаще ее обновлять. Постиндустриальное общество работает 24 часа в сутки. И у каждого своя временная ниша. Сюда же следует отнести и увеличение числа работающих неполный рабочий день. Область политики - рост числа мелких партий и движений разного рода меньшинств (религиозных, этнических, экологических и т.д.). Социальная сфера - укрепление чувства community - соседства, возникновение добровольных союзов (электронных сообществ), увеличивающееся число профессиональных, земляческих, суб- и контркультурных сообществ.

Главная ценность постиндустриального общества - человек, но не в прежнем традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо (selfdeveloper). Саморазвитие - это, с одной стороны, подготовка к труду, социализация, средство самоутверждения личности, а с другой - ответ на динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Пожалуй, самый эффективный путь саморазвития - это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить. Раньше полученного в университете образования хватало человеку на всю жизнь, теперь, если не повышать квалификацию, не заниматься самообразованием, его удастся "растянуть" максимум на 10 лет. Представьте себе, что вам придется менять профессию (не работу, а именно профессию) З-5 раз в течение своей жизни. А ведь для постиндустриального общества это станет нормой. Образование и самообразование в информационном обществе - непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп. Иначе говоря, теперь нам придется учиться всю жизнь; и очень важно при этом научиться учиться.

Базовые ценност и постиндустриального общества:

Различность. Различность - это разные позиции, ценности, идеи, уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей и интересов, надежд, верований и убеждений. «Все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые" - "Декларация о расах и расовых предрассудках"(принята международной организацией ЮНЕСКО). Толерантность (терпимость) - средство сохранения различности.

Права человека (ядро - право на жизнь, на свободу, на собственность) - базовая ценность постиндустриального общества. Права человека не знают сегодня ни географических границ, ни национальных суверенитетов, ни расово-этнических размежеваний, ни социально-классовых дифференциаций. Права человека перестали быть внутренним делом того или иного государства, охраняемым лишь его внутренним законодательством. Они теперь стали делом общим, предметом постоянной заботы всего мирового сообщества.

Институциализм. Институциализация - цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей.
Институциализация имела (имеет) место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институциализация приобретает особые черты: упорядочивает, организует стихию индивидуализма посредством норм и законов, подчиняет принятым правилам игры. В постиндустриальном обществе институциализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние (в виде лоббирования, гражданского давления) на процесс выработки и принятия решений. Ассоциация связывает низы с верхами, народ с властью. Она заявляет о законных интересах людей. Ассоциации представляют собой своеобразные центры власти в обществе. Их фракционная, уравновешивающая активность препятствует установлению господства большинства.

 

Об исторической многослойности бытия. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества - это не только прошлое, но и настоящее, современность. Нынешний мир далек от однородности или гомогенности - не только культурной, но и любой другой: экономической, политической, социальной.

Существует два вида времени: календарное и социально-историческое. Первое - однолинейно направлено вперед; второе - многолинейно: в нем много самых разных траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то в настоящем, а кто-то уже в будущем. И не только люди, но и общества (народы, нации, цивилизации).
Любой этап в развитии того или иного общества темпорально многослоен. Люди, или индивиды, живут в разных временах и в современном обществе. Просто в этом обществе есть некая критическая масса "современников", от которых и зависит, какая вообще-то эпоха сегодня есть. Сегодняшняя история мира представляет собой развернутую в пространстве (на поверхности земного шара) чуть историю человечества от первобытнообщинного строя (австралийские аборигены, например) до постиндустриальной цивилизации (развитые страны Запада и Востока). Конечно, чистых в своей самостоятельности времен и обществ (жизненных укладов) уже давно нет. Тем более их нет в наше время, когда мир становится взаимозависимым.
В этот процесс так или иначе втянуты все страны и народы, а значит и все социально-исторические времена.

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, который занимается объяснением смысла исторического процесса. Как особый раздел философии она сложилась в 18 в. Важный вклад в ее развитие внесли И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс и др.

Философия истории изучает историю как целое. Рассмотрение истории как целого предполагает ответ на вопросы: как и куда идет человечество. Процесс исторического развития человечества как единого целого можно представить в виде фигур. Самые популярные из них - циклическая, линеарная, спиральная.

Циклическая фигура истории -(графически можно представить как круг).

Тема истории как вечного движения по кругу разрабатывалась древними философами (Платон, Аристотель) и историками (Полибий). Полибий (кн."Всеобщая история") представил шесть форм правления, или государства, сменяющих друг друга по кругу: монархия- царство- тирания- аристократия -олигархия- демократия. Демократия, в конце-концов, превращается в охлократию, что ведет с необходимостью к установлению монархии. Этот цикл повторяется всегда с необходимостью естественного закона. "Таков, - пишет Полибий, - круговорот государственного общежития, таков порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".
Современные теории цикличности истории:

А ) Культурно-историческая цикличность. Одна из наиболее значительных в философии истории ХХ века - концепция культурно-исторической цикличности А.Тойнби. История человечества, согласно Тойнби, распадается на множество отдельных цивилизаций. Каждая в своем развитии проходит ряд стадий: возникновение - рост - расцвет - распад. В конечном счете на месте распавшихся цивилизаций возникают новые, и цикл развития возобновляется. Сойти с циклической дистанции может в принципе любая цивилизация и в любое время. Не исключается и возможность попятного движения.

Б) Социально-историческая цикличность. Гипотеза больших (48-55 лет) циклов Н.Д. Кондратьева. У Кондратьева "большие циклы" ограничены рамками экономики капиталистического общества. У него капиталистическое хозяйство переживает волнообразные колебательные процессы и вместе с тем непрерывно эволюционирует. "Большие циклы" (48-55 лет) Кондратьева говорят о колебательном характере цикличности истории. "Колебательный" вариант циклической концепции истории еще ждет своей фундаментальной разработки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.