Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спиральная фигура истории




Линеарная фигура истории

Здесь речь идет о линии прогресса в истории общества и человечества в целом. Линеарная, прогрессивно-восходящая модель историипредставляет собой последовательный подъем на новые, все более высокие уровни развития. Эта модель истории вполне легитимна, несмотря на сегодняшний кризис доверия к ней. В науке и технике прогресс очевиден. Прогресс научно-технических достижений современной техногеной цивилизации не может сказываться на обществе и человечестве в целом. Отрицательные последствия научно-технического прогресса - неизбежная плата за ту комфортность быта, которую он с собой несет.

Графическое изображение спирали известно всем: каждый последующий виток находится над предыдущим.

Развитие по спирали - развитие от простого к сложному, от старого к новому. Каждый виток развития является качественно новым по сравнению с предыдущим, поскольку отбрасывается все устаревшее, ненужное и сохраняет все ценное для жизни (человека, общества, человечества, культуры, и т.д.). Каждый последующий этап развития происходит всегда на качественно новой основе или на более высоком уровне развития. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка.

Для примера воспользуемся концепцией Маркса об общественно-экономической формации. Спиральное развитие общества здесь выглядит следующим образом: первобытный строй (первобытный коммунизм) - начальное состояние человеческого общества. Исторически оно сменяется рабовладельческим строем. Рабовладельческий строй в свою очередь - феодализмом, а феодализм - капитализмом. На смену капитализму приходит коммунизм. Здесь происходит возврат якобы к старому, т.е. первобытному коммунизму с его бесклассовостью, коллективным владением средствами производства, самоуправлением, но, разумеется, на неизмеримо более высокой основе (экономической, политической, социальной, культурной).
Образ спирали в марксизме - образ прогресса, бесконечного поступательного развития общества по (спирально-) восходящей линии. Коммунизмом история ни в коем случае не заканчивается. Спираль истории будет раскручиваться и дальше. С коммунистического общества, как полагал Маркс, начнется "подлинная история" человечества.

Каждый народ, каждая цивилизация сама выбирает главную цель своего исторического существования. В отличие от отдельных обществ, стран, народов, чей выбор в принципе может быть и сознательным, исторический выбор человечества в целом бессознателен. Человечество еще не поднялось на уровень сознательно совершаемого выбора. Единый взаимозависимый (глобализирующийся) мир, рожденный современной эпохой, - лишь первое приближение к такому положению вещей. В настоящее время формула "единый и взаимозависимый" наполнена лишь информационно-техническим, экономическим и политическим содержанием. Нет пока главного - культурного начала, интегрирующего все человечество. Без этого единящего культурного начала не может быть сознательных действий планетарного масштаба.

Нам не дано знать, каким будет следующий выбор человечества, в какую фигуру уложится его будущее развитие. При всем том нам известны нежелательные направления (сценарии) развития событий. Противопоставить им объединенные усилия всех субъектов исторического процесса - задача одновременно и адекватная и благородная.

Цивилизация - определенная стадия развития, наступающая после дикости и варварства. Переход от варварства к цивилизации ознаменован такими процессами, как: приручение животных, становление земледелия, утверждение оседлости, изобретение письменности. И далее: комплексным разделением труда (в особенности, отделением умственного труда от труда физического), сравнительно высоким уровнем развития технологии, возникновением частной собственности и социальной (классовой) дифференциации общества, введением в обиход металлических денег, появлением публичной, или государственной, власти, четко обозначившейся тенденцией к единобожию, зарождением оригинальных философских идей, дальнейшим развитием эстетического (основанного на красоте) отношения к действительности, и пр. Древнейшие цивилизации в истории человечества: шумеро-вавилонская (четвертое тысячелетие до н.э. - Месопотамия, реки Тигр и Евфрат); египетская (примерно третье тысячелетие до н.э. - долина реки Нил); индийская (около третьего тысячелетия до н.э. - пространство вокруг реки Инд); китайская (приблизительно с 2205 г. до н.э. - долина реки Хуанхэ).

В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (все, что касается воспроизводства населения, здоровья, гигиены, одежды и т.д.), экономическую, политическую, культурную (область символов, ценностей, норм, обеспечивающих коммуникацию между людьми). Каждая из этих подсистем своеобразна. Цивилизация - это неповторимое сочетание названных подсистем. Самой своеобразной оказывается культура, от нее прежде всего идет неповторимость, самобытность, оригинальность каждой цивилизации.
В современном мире существует по меньшей мере восемь цивилизаций: западная (европейская и североамериканская ветвь), исламская, китайская, индуистская, славянская, японская, латиноамериканская и африканская. Все цивилизации, живущие на нашей планете, -это составные части одной мировой цивилизации.

 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение) - философская наука о ценностях. Как один из разделов философии существует с начала 20 века. Расцвет приходится на первую треть 20 века (1890—1930 гг.). Ведущие представители - М. Шелер, Э. фон Гартман,Г. Риккерт, В. Дильтей, Н. Гартман, Р. Ингарден, Дж. Дьюи, М.Бахтин и др.

Аксиология представляет собой единство формальной аксиологии и материальной аксиологии. Формальная аксиология изучает общие законы ценностных отношений. Примеры таких законов: одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной (М. Шелер); существование некоторой положительной ценности = положительная ценность; существование некоторой отрицательной ценности = отрицательная ценность и т.д. Материальная аксиология изучает структуру и иерархию наличных, «эмпирических» ценностей. Примеры материальной аксиологии. Э. фон Гартман представляет иерархию ценностей как последовательность следующего ряда: удовольствие - целесообразность - красота - нравственность - религиозность. М.М. Бахтин: сколько людей, столько и «неповторимо ценных личных миров»;между этими мирами не может возникнуть противоречия, но только «диалог».Э. Асп - каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны.

Общечеловеческие ценности - важнейший предмет изучения аксиологии. Они выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие ценности человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных черт: жизнь, свобода, счастье и др.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - философская наука о человеке. Основана в 1920-х гг. в Германии - М. Шелером, Х. Плеснером, А. Геленом. В пределах философской антропологии исследуются следующие вопросы:происхождение и сущность человека, фундаментальные характеристики человека - в сравнении с другими живыми существами, специфика человеческого существования (находится или не находится человек в ряду вещей), конститутивная роль Другого в человеческом бытии, подлинное и неподлинное в человеке и т.п.

Рассмотрим в качестве примера философского изучения человека две проблемы: а) природа человека и б) смысл жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.